Мира Сербигешева
Культурное наследие хакасов как основа духовно — нравственного развития ребенка.
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание ребенка с малых лет на традициях национальной культуры – прочный фундамент его полноценного духовного развития.
В современной ситуации роста национального самосознания каждого народа России особенно значительными становятся возрождение, сохранение и развитие традиционного мировоззрения хакасского этноса, в котором заключаются основы духовной культуры, нравственности, гражданственности, здорового образа жизни и бережного, священного отношения к окружающей среде.
Публикация «Культурное наследие хакасов как основа духовно — нравственного развития ребенка,» размещена в разделах
В этой связи необходимо привести слова кандидата педагогических наук О. К. Кышпанаковой: «Тема весьма актуальная, особенно сейчас, в период бездуховности и нравственной деградации народа. Поэтому её следует рассматривать не только как часть философского осмысления традиционного мировоззрения хакасов, но и как социально – этнопедагогический институт».
Учебные стандарты национально – регионального компонента в дошкольном образовании предусматривают ознакомление дошкольников с историей, культурой, бытом хакасского народа, имеющее значение в формировании патриотических и социально – нравственных чувств.
Дошкольный возраст – это сензитивный период приобретения ребенком основ личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, национальной культуре, включении народных традиций в процесс патриотического воспитания способствует расширению знаний и представлений о родном крае, развитию национального самосознания, формированию чувства гордости за свою Родину и привязанности к ней.
Построение образовательного процесса на региональном материале позволяет осуществить решение следующих задач:
- формировать духовную личность, способную поступать нравственно в тех или иных ситуациях, на основе идей народной педагогики;
- формировать эмоционально – положительное отношение к людям разных национальностей;
- обогатить знания детей о Хакасии;
- воспитывать чувство гордости, любви, привязанности к Родине;
- воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Для решения этих задач мы создали предметно-развивающую среду в Хакасском народном стиле, которая способствует лучшему усвоению знаний о Хакассии. Для того, чтобы работа по данной теме велась в системе было составлено перспективное планирование на основе минимума содержания национально-регионального компонента в дошкольном образования. В нем дано название темы занятия и его содержание. Формы проведения занятий различны: комплексные, интегрированные, викторины, КВН, экскурсии. Занятия свои стараемся разнообразить, применяя различные игры, наглядность, художественную литературу, чтобы интерес у детей не терялся. Значительное внимание уделяем изучению, культуре хакасского народа и обучению детей родному языку по программе Иркечек
Ознакомление ведем через познавательные занятия по краеведению и ин-тегрированные занятия по хакасскому языку (хакасский язык + этнические пред-ставления).
Актуальна на данном этапе жизни хакасского народа этнопедагогика: воспитание трудолюбия, физическое развитие нравственные качества - честность, справедливость, скромность и т. д.
Совместная деятельность выделена в отдельный раздел - это чтение хакасских народных сказок, произведений хакасских писателей, заучивание стихов местных поэтов, пословиц, поговорок, знакомим с народными играми, подготовка к хакасским народным праздникам, организация фотовыставки о Хакассии.
Особенно большой интерес дети проявляют к национальным играм. Чтобы игры проходили интересно - в играх используем атрибуты, которые подчеркивают характер национальной игры (мелей, самнах, хазыхтар, хурлар, платтар). Большой популярностью пользуются игры в бараньи альчики (хазых) и коровьи бабки (сахе). Дети познают, что выигрыш связывался с магией плодородия и скотоводческим хозяйством. Дети любят играть в такие игры: «курес», «перетягивание пояса», «перетяни палку». Эти игры являются неотъемлемой частью физической закалки детей. Они развивают силу, ловкость, волю, внимание, меткость. Воспитывают смелость, решительность, чувство коллективиз-ма, любовь к родному краю.
Мудрость, трудовой опыт поколений, свод правил жизненной морали и нрав-ственности, быта отразил народ в пословицах, поговорках, загадках. В пословицах отражается действительность, поэтому они имеют большое познавательное значение. Многие из них сложены на тему необходимости почтения к старшим, вежливости по отношению друг к другу. Эти качества прививали с детства в семье. Пословицы ориентируются на подчинение авторитету старших, но на их мудрость, на гуманное заботливое отношение к младшим. Например: «Старших почитай, младших оберегай».
На протяжении веков хакасский народ сложил много ярких, глубоких по смыслу, обаятельных по образам художественных устных произведений. Очень интересны и познавательны легенды о родном крае, городе, животных. Приглашаем артистов Хакасской республиканской филармонии, организовали музей, который состоит из жилища хакасов - юрты, где дети могут увидеть хакасскую народную утварь, национальную одежду. Знакомятся с историей годного края.
Особое внимание уделяем народным обычаям и в частности гостеприимства и уважения к старшим. Одной из этих традиций является почитание пожилых людей, которой посвящается праздник «Хуртаях». Дети готовятся к таким праздникам. Проводят исследовательскую работу вместе с родными. Составляют генеалогическое дерево рода. Дети при этом познают свои корни, развивается уважительное отношение к старшему поколению. Родители с удовольствием помогают в приготовлении национальных блюд, приготовлении атрибутов, костюмов. В День весеннего равноденствия проводим праздник «Чыл пазы» (Новый год). Чыл Пазы - это праздник семьи, единства народа. Чыл Пазы - Голова Года, предельно наполненный смыслом поклонения Солнцу и почитания природы, должен стать объединяющим началом для всех представителей национальных культур нашей республики, так как это праздник гостеприимства, всепрощения, очищения, гармонии и согласия. Детям очень нравится этот праздник своей красочностью и яркостью. У детей формируется познавательный интерес к культуре хакасского народа, расширяются этнические представления. Все эти праздники помогают нам воспитывать у детей любовь и уважение к тому месту, где родился и живешь.
В результате данной работы у детей развивается познавательный интерес к культуре, истории, традициям хакасского народа и формируются социально-нравственные качества (этика межнациональных отношений, толерантность, уважение).