МААМ-картинки

Культурное наследие хакасов как основа духовно — нравственного развития ребенка.

Мира Сербигешева
Культурное наследие хакасов как основа духовно — нравственного развития ребенка.

Воспитание ребенка с малых лет на традициях национальной культуры – прочный фундамент его полноценного духовного развития.

В современной ситуации роста национального самосознания каждого народа России особенно значительными становятся возрождение, сохранение и развитие традиционного мировоззрения хакасского этноса, в котором заключаются основы духовной культуры, нравственности, гражданственности, здорового образа жизни и бережного, священного отношения к окружающей среде.

Публикация «Культурное наследие хакасов как основа духовно — нравственного развития ребенка,» размещена в разделах

В этой связи необходимо привести слова кандидата педагогических наук О. К. Кышпанаковой: «Тема весьма актуальная, особенно сейчас, в период бездуховности и нравственной деградации народа. Поэтому её следует рассматривать не только как часть философского осмысления традиционного мировоззрения хакасов, но и как социально – этнопедагогический институт».

Учебные стандарты национально – регионального компонента в дошкольном образовании предусматривают ознакомление дошкольников с историей, культурой, бытом хакасского народа, имеющее значение в формировании патриотических и социально – нравственных чувств.

Дошкольный возраст – это сензитивный период приобретения ребенком основ личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, национальной культуре, включении народных традиций в процесс патриотического воспитания способствует расширению знаний и представлений о родном крае, развитию национального самосознания, формированию чувства гордости за свою Родину и привязанности к ней.

Построение образовательного процесса на региональном материале позволяет осуществить решение следующих задач:

- формировать духовную личность, способную поступать нравственно в тех или иных ситуациях, на основе идей народной педагогики;

- формировать эмоционально – положительное отношение к людям разных национальностей;

- обогатить знания детей о Хакасии;

- воспитывать чувство гордости, любви, привязанности к Родине;

- воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Для решения этих задач мы создали предметно-развивающую среду в Хакасском народном стиле, которая способствует лучшему усвоению знаний о Хакассии. Для того, чтобы работа по данной теме велась в системе было составлено перспективное планирование на основе минимума содержания национально-регионального компонента в дошкольном образования. В нем дано название темы занятия и его содержание. Формы проведения занятий различны: комплексные, интегрированные, викторины, КВН, экскурсии. Занятия свои стараемся разнообразить, применяя различные игры, наглядность, художественную литературу, чтобы интерес у детей не терялся. Значительное внимание уделяем изучению, культуре хакасского народа и обучению детей родному языку по программе Иркечек

Ознакомление ведем через познавательные занятия по краеведению и ин-тегрированные занятия по хакасскому языку (хакасский язык + этнические пред-ставления).

Актуальна на данном этапе жизни хакасского народа этнопедагогика: воспитание трудолюбия, физическое развитие нравственные качества - честность, справедливость, скромность и т. д.

Совместная деятельность выделена в отдельный раздел - это чтение хакасских народных сказок, произведений хакасских писателей, заучивание стихов местных поэтов, пословиц, поговорок, знакомим с народными играми, подготовка к хакасским народным праздникам, организация фотовыставки о Хакассии.

Особенно большой интерес дети проявляют к национальным играм. Чтобы игры проходили интересно - в играх используем атрибуты, которые подчеркивают характер национальной игры (мелей, самнах, хазыхтар, хурлар, платтар). Большой популярностью пользуются игры в бараньи альчики (хазых) и коровьи бабки (сахе). Дети познают, что выигрыш связывался с магией плодородия и скотоводческим хозяйством. Дети любят играть в такие игры: «курес», «перетягивание пояса», «перетяни палку». Эти игры являются неотъемлемой частью физической закалки детей. Они развивают силу, ловкость, волю, внимание, меткость. Воспитывают смелость, решительность, чувство коллективиз-ма, любовь к родному краю.

Мудрость, трудовой опыт поколений, свод правил жизненной морали и нрав-ственности, быта отразил народ в пословицах, поговорках, загадках. В пословицах отражается действительность, поэтому они имеют большое познавательное значение. Многие из них сложены на тему необходимости почтения к старшим, вежливости по отношению друг к другу. Эти качества прививали с детства в семье. Пословицы ориентируются на подчинение авторитету старших, но на их мудрость, на гуманное заботливое отношение к младшим. Например: «Старших почитай, младших оберегай».

На протяжении веков хакасский народ сложил много ярких, глубоких по смыслу, обаятельных по образам художественных устных произведений. Очень интересны и познавательны легенды о родном крае, городе, животных. Приглашаем артистов Хакасской республиканской филармонии, организовали музей, который состоит из жилища хакасов - юрты, где дети могут увидеть хакасскую народную утварь, национальную одежду. Знакомятся с историей годного края.

Особое внимание уделяем народным обычаям и в частности гостеприимства и уважения к старшим. Одной из этих традиций является почитание пожилых людей, которой посвящается праздник «Хуртаях». Дети готовятся к таким праздникам. Проводят исследовательскую работу вместе с родными. Составляют генеалогическое дерево рода. Дети при этом познают свои корни, развивается уважительное отношение к старшему поколению. Родители с удовольствием помогают в приготовлении национальных блюд, приготовлении атрибутов, костюмов. В День весеннего равноденствия проводим праздник «Чыл пазы» (Новый год). Чыл Пазы - это праздник семьи, единства народа. Чыл Пазы - Голова Года, предельно наполненный смыслом поклонения Солнцу и почитания природы, должен стать объединяющим началом для всех представителей национальных культур нашей республики, так как это праздник гостеприимства, всепрощения, очищения, гармонии и согласия. Детям очень нравится этот праздник своей красочностью и яркостью. У детей формируется познавательный интерес к культуре хакасского народа, расширяются этнические представления. Все эти праздники помогают нам воспитывать у детей любовь и уважение к тому месту, где родился и живешь.

В результате данной работы у детей развивается познавательный интерес к культуре, истории, традициям хакасского народа и формируются социально-нравственные качества (этика межнациональных отношений, толерантность, уважение).

Публикации по теме:

Основные направления, национальные ценности и принципы духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая.

Развивающие игры как основа развития познавательно-интеллектуального развития детей дошкольного возраста В наше время судьба человека полностью в его руках, а изначально – в руках любящих и заботливых родителей, которые хотят видеть подготовленных.

Индивидуальный план по самообразованию «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МКДОУ «Волчихинский детский сад №2» Кравцовой Татьяны Викторовны 2017- 2018.

Культурно-историческое наследие в духовно-нравственном воспитании детейКультурно-историческое наследие в духовно-нравственном воспитании детей Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу. Мы живем в Одоеве, городе с необыкновенной историей, неповторимым внешним обликом.

Художественное слово как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника среднего возраста «Художественное слово, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника среднего возраста». Притча «Воспитатель - тот же садовник».

Патриотическое воспитание младших школьников как часть духовно-нравственного развития Аннотация. В статье идет речь о традиции патриотического воспитания как важного компонента духовно-нравственной культуры личности младшего.

Педсовет «Условия для духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Боровиха Педсовет.

Проект «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Представляю вашему вниманию проект-презентацию практических достижений по теме "Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Развитие мыслительных операций у дошкольника как основа готовности ребенка к обучению в школе Развитие мыслительных операций у дошкольника как основа готовности ребенка к обучению в школе. Трусилина Светлана Валерьевна, воспитатель.

Сотрудничество семьи и детского сада, как условие духовно — нравственного и патриотического воспитания дошкольников. «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». В. А. Сухомлинский. Что же это такое – духовно-нравственное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Культурное наследие хакасов как основа духовно — нравственного развития ребенка.
Опубликовано: 21 августа 2017 в 17:43
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД