МААМ-картинки

Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей

Ирина Польшина
Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей

Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

Подготовил учитель логопед

МБДОУ д\с №3 г. Лебедянь

Польшина И. Д.

Л. В. Луначарский писал: «Маленького ребёнка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого ломать». Чтобы нам не пришлось ни ломать и не гнуть, мы должны с самого раннего детства в детском саду и в семье воспитывать в ребёнке такие нравственные качества как душа, совесть, доброта, сочувствие, любовь, честь, патриотизм, то есть самые ценные, самые главные краеугольные качества.

Публикация «Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей» размещена в разделах

Духовно-нравственной направленностью личности определяется деятельность человека в обществе, его взаимоотношение с людьми, отношение к явлениям общественной жизни, к окружающей действительности.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. В первую очередь, это духовная культура семьи и детского сада.

Почему возникла необходимость педагогического сопровождения семейного духовно-нравственного воспитания?

Это связано с кризисом в духовно-нравственной сфере современного общества. Главная причина духовно-нравственного кризиса - разрушение традиционных устоев семьи. И вот какие они:

1. Разрушены нравственные представления о браке и семье : супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.

2. Повреждены устои семьи : нарушены родовые и семейные связи между поколениями, традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни.

3. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства: культ материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства.

4. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания : некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и привития навыков здорового образа жизни, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.

5. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства.

6. Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии: массовая культура и средства массовой информации стали орудиями нравственного растления, они пропагандируют насилие, цинизм в сфере семейных отношений.

Отсюда и необходимость педагогического сопровождения семейного духовно-нравственного воспитания.

В основу работы с родителями в детском саду должна быть поставлена информационно-просветительская деятельность. Нужно показать родителям, что именно в семье ребенок осваивает основы материальной и духовной культуры. Родители должны прививать с детства традиционные семейные ценности (5 составляющих) :

-обычаи (установления, привычные формы поведения);

-традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи);

-отношения (сердечные чувствования и настроения);

-правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки доброй и благочестивой жизни);

-распорядок (установленный порядок в течении дел дня, недели, года).

Необходимо довести до родителей и средства воспитания духовности и нравственности :

-природа во всей ее красоте, величии и целесообразности;

-истинное искусство, дающее возможность испытать чувство радости;

-неподдельное сочувствие страдающим;

-действенная любовь к ближним;

-мужество национального героя;

-творческая жизнь.

Основная цель духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста – создание в ДОУ системы духовно-нравственного воспитания на отечественных традициях с учётом современного опыта.

Одной из множества задач, решаемых в данном направлении, является вовлечение родителей в данную работу посредством совместных мероприятий. Формы работы с родителями многообразны и разноплановы. Это и родительские собрания на тему духовности, нравственности, открытые показательно-образовательные процессы, факультативные занятия совместно с родителями, анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса воспитания в семье, наглядные виды работы, такие как информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы.

Педагогическая помощь, или как мы говорим педагогическое сопровождение родителей, в вопросах духовно-нравственного воспитания должно основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, так как есть семьи принадлежащие различным религиозным конфессиям, воспитывающие детей в рамках, правилах, догмах своей религии. И самое главное, данную работу построить так, чтобы педагогическая помощь расценивалась родителями, как помощь, а не вторжение в частную жизнь семьи.

Работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и педагогов, если в ней будут реализованы в единстве следующие задачи:

1. Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, её психологическим климатом, особенностями поведения ребёнка в семье.

2. Определение условия педагогической культуры родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

3. Выявление трудностей, испытываемых родителями.

4. Изучение положительного опыта семейного христианского воспитания с целью его распространения.

Когда педагог приступает к работе с новой группой его волнует ряд вопросов. Как найти путь к сердцу родителей? Как сделать воспитание детей общим делом? Как, о чём вести разговор с родителями, когда они утром спешат на работу и когда возвращаются с работы? Как сделать, чтобы даже в такие минуты они охотно прислушивались к словам педагога, проявляли к ним интерес, чтобы изъявляли желание услышать, чем жил ребёнок в детском саду, что нового узнал за день, как проявил себя?

Исходя из многолетнего опыта можно сказать, что такого контакта с родителями педагог может достичь, проявляя постоянную, а самое главное искреннюю доброжелательность, заинтересованность в сотрудничестве с семьёй. В своей работе нужно стремиться сделать так, чтобы родители видели в педагоге человека, который любит их ребёнка, живёт заботой о нём. Это вызывает у них откровенность, они доверительно рассказывают о своих трудностях, просят совета, и с охотой отзываются на все предложения, исходящие от педагога.

Зачастую родители, приходя вечером, чаще всего интересуются, как ел ребёнок, оценивающее осматривают его: чист, ухожен ли, не обижен ли, а затем торопливо покидают детский сад. Перед педагогами возникает вопрос : Как заинтересовать родителей жизнью детей в детском саду? Как показать необходимость придерживаться единого с детским садом подхода к воспитанию детей, а особенно к нравственному. Прежде всего систематически делится с родителями новостями о жизни их детей в группе, указывая на конкретные их достижения: помог другу, пожалел товарища, поделился, красиво нарисовал и многое другое. Внимательное, чуткое отношение педагога к ребёнку создаёт условие, при которых у родителей начинает постепенно появляться интерес к содержанию жизни детей в детском саду. Любая беседа, разговор с позиции интересов ребёнка, как правило, вызывает у родителей нужную реакцию. Они доверяют и начинают работать с педагогом не потому, что это необходимо, а потому, что это важно для их ребёнка.

Сегодня требуется переход от модели воспитания к модели развития психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей, создание условий и мотивации для межличностного, внутрисемейного и межсемейного взаимодействия, позволяющих решать актуальные задачи развития и воспитания ребенка, его обучения и социализации.

В этой связи предполагается, что взаимодействие образовательных учреждений и семьи окажется эффективнее, если будет реализовываться как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в новых формах совместных детско-родительских семинаров, общих активных занятий по развитию навыков взаимодействия, в формах проектной деятельности и иных вариантах сотрудничества в целях профилактики трудностей и разрешения конфликтов в воспитании.

В нашем детском саду содержание духовно - нравственного воспитания детей и родителей в процессе педагогического сопровождения ориентируется на программу «Добрый мир» Л. Л. Шевченко и учебно-методический комплект «Мир-прекрасное творение» под редакцией Л. Н. Гладких. Многовековые традиции духовно-нравственного воспитания позволят вернуть в семью любовь, взаимопонимание, духовность.

Но обязательно надо помнить о личной профессиональной ответственности, которая ложится на нас, педагогов. Ответственность эту мы можем понести лишь при условии постоянного собственного образования в сфере духовной культуры и непрекращающегося труда над своей душой.

При таком взаимодействии семьи и детского сада мы можем планировать следующие результаты:

-повышение престижа семьи, отцовства и материнства;

-возрождение традиций семьи;

-приобщение к ценностям и традициям российской семьи : любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших;

-бережное отношение к жизни человека, продолжение рода.

Публикации по теме:

«Организация системы духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС до» .

«Создание условий необходимых для реализации задач духовно-нравственного воспитания детей к истокам народной культуры» «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». К. Д. Ушинский. Гармоничное развитие ребёнка – основа формирования будущей.

Непрерывность и преемственность духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом - одно из условий непрерывного образования ребёнка. Преемственность — объективная.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи как фактор успешной адаптации ребенка раннего возраста к ДОО Уважаемые коллеги! Каждый год дошкольные организации открывают свои двери новым воспитанникам, и перед нами встает проблема: как организовать.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребёнка с нарушением зрения. На сегодняшний день в России, в зависимости от ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными.

Роль семьи и детского сада в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников Аннотация: Степанов И. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания - М. :ТЦ «Сфера», 2008.- 224с «Ведущую роль в становлении.

Роль школьного музея в системе духовно-нравственного воспитания детей «Считать, что прошлое безвозвратно кануло в Лету, - это значит лишить себя нравственной опоры в истории. Нравственное воспитание народа.

Сотрудничество семьи и детского сада, как условие духовно — нравственного и патриотического воспитания дошкольников. «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». В. А. Сухомлинский. Что же это такое – духовно-нравственное.

Статья «Социально-педагогическое сопровождение ребенка из неполной семьи в условиях дошкольного образовательного учреждения» В настоящее время каждая третья семья неполная, так как разрушительные последствия реформ сказались и на моральном климате в обществе, что.

Традиции духовно-нравственного воспитания в ДОУ ТРАДИЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ Н. Н. Мирошник «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» К. Д. Ушинский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей
Опубликовано: 22 августа 2017 в 09:33
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД