Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей

Ирина Польшина
Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей

Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

Подготовил учитель логопед

МБДОУ д\с №3 г. Лебедянь

Польшина И. Д.

Л. В. Луначарский писал: «Маленького ребёнка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого ломать». Чтобы нам не пришлось ни ломать и не гнуть, мы должны с самого раннего детства в детском саду и в семье воспитывать в ребёнке такие нравственные качества как душа, совесть, доброта, сочувствие, любовь, честь, патриотизм, то есть самые ценные, самые главные краеугольные качества.

Духовно-нравственной направленностью личности определяется деятельность человека в обществе, его взаимоотношение с людьми, отношение к явлениям общественной жизни, к окружающей действительности.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. В первую очередь, это духовная культура семьи и детского сада.

Почему возникла необходимость педагогического сопровождения семейного духовно-нравственного воспитания?

Это связано с кризисом в духовно-нравственной сфере современного общества. Главная причина духовно-нравственного кризиса - разрушение традиционных устоев семьи. И вот какие они:

1. Разрушены нравственные представления о браке и семье: супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.

2. Повреждены устои семьи: нарушены родовые и семейные связи между поколениями, традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни.

3. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства: культ материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства.

4. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания: некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и привития навыков здорового образа жизни, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.

5. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства.

6. Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии: массовая культура и средства массовой информации стали орудиями нравственного растления, они пропагандируют насилие, цинизм в сфере семейных отношений.

Отсюда и необходимость педагогического сопровождения семейного духовно-нравственного воспитания.

В основу работы с родителями в детском саду должна быть поставлена информационно-просветительская деятельность. Нужно показать родителям, что именно в семье ребенок осваивает основы материальной и духовной культуры. Родители должны прививать с детства традиционные семейные ценности (5 составляющих):

-обычаи (установления, привычные формы поведения);

-традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи);

-отношения (сердечные чувствования и настроения);

-правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки доброй и благочестивой жизни);

-распорядок (установленный порядок в течении дел дня, недели, года).

Необходимо довести до родителей и средства воспитания духовности и нравственности:

-природа во всей ее красоте, величии и целесообразности;

-истинное искусство, дающее возможность испытать чувство радости;

-неподдельное сочувствие страдающим;

-действенная любовь к ближним;

-мужество национального героя;

-творческая жизнь.

Основная цель духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста – создание в ДОУ системы духовно-нравственного воспитания на отечественных традициях с учётом современного опыта.

Одной из множества задач, решаемых в данном направлении, является вовлечение родителей в данную работу посредством совместных мероприятий. Формы работы с родителями многообразны и разноплановы. Это и родительские собрания на тему духовности, нравственности, открытые показательно-образовательные процессы, факультативные занятия совместно с родителями, анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса воспитания в семье, наглядные виды работы, такие как информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы.

Педагогическая помощь, или как мы говорим педагогическое сопровождение родителей, в вопросах духовно-нравственного воспитания должно основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, так как есть семьи принадлежащие различным религиозным конфессиям, воспитывающие детей в рамках, правилах, догмах своей религии. И самое главное, данную работу построить так, чтобы педагогическая помощь расценивалась родителями, как помощь, а не вторжение в частную жизнь семьи.

Работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и педагогов, если в ней будут реализованы в единстве следующие задачи:

1. Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, её психологическим климатом, особенностями поведения ребёнка в семье.

2. Определение условия педагогической культуры родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

3. Выявление трудностей, испытываемых родителями.

4. Изучение положительного опыта семейного христианского воспитания с целью его распространения.

Когда педагог приступает к работе с новой группой его волнует ряд вопросов. Как найти путь к сердцу родителей? Как сделать воспитание детей общим делом? Как, о чём вести разговор с родителями, когда они утром спешат на работу и когда возвращаются с работы? Как сделать, чтобы даже в такие минуты они охотно прислушивались к словам педагога, проявляли к ним интерес, чтобы изъявляли желание услышать, чем жил ребёнок в детском саду, что нового узнал за день, как проявил себя?

Исходя из многолетнего опыта можно сказать, что такого контакта с родителями педагог может достичь, проявляя постоянную, а самое главное искреннюю доброжелательность, заинтересованность в сотрудничестве с семьёй. В своей работе нужно стремиться сделать так, чтобы родители видели в педагоге человека, который любит их ребёнка, живёт заботой о нём. Это вызывает у них откровенность, они доверительно рассказывают о своих трудностях, просят совета, и с охотой отзываются на все предложения, исходящие от педагога.

Зачастую родители, приходя вечером, чаще всего интересуются, как ел ребёнок, оценивающее осматривают его: чист, ухожен ли, не обижен ли, а затем торопливо покидают детский сад. Перед педагогами возникает вопрос: Как заинтересовать родителей жизнью детей в детском саду? Как показать необходимость придерживаться единого с детским садом подхода к воспитанию детей, а особенно к нравственному. Прежде всего систематически делится с родителями новостями о жизни их детей в группе, указывая на конкретные их достижения: помог другу, пожалел товарища, поделился, красиво нарисовал и многое другое. Внимательное, чуткое отношение педагога к ребёнку создаёт условие, при которых у родителей начинает постепенно появляться интерес к содержанию жизни детей в детском саду. Любая беседа, разговор с позиции интересов ребёнка, как правило, вызывает у родителей нужную реакцию. Они доверяют и начинают работать с педагогом не потому, что это необходимо, а потому, что это важно для их ребёнка.

Сегодня требуется переход от модели воспитания к модели развития психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей, создание условий и мотивации для межличностного, внутрисемейного и межсемейного взаимодействия, позволяющих решать актуальные задачи развития и воспитания ребенка, его обучения и социализации.

В этой связи предполагается, что взаимодействие образовательных учреждений и семьи окажется эффективнее, если будет реализовываться как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в новых формах совместных детско-родительских семинаров, общих активных занятий по развитию навыков взаимодействия, в формах проектной деятельности и иных вариантах сотрудничества в целях профилактики трудностей и разрешения конфликтов в воспитании.

В нашем детском саду содержание духовно - нравственного воспитания детей и родителей в процессе педагогического сопровождения ориентируется на программу «Добрый мир» Л. Л. Шевченко и учебно-методический комплект «Мир-прекрасное творение» под редакцией Л. Н. Гладких. Многовековые традиции духовно-нравственного воспитания позволят вернуть в семью любовь, взаимопонимание, духовность.

Но обязательно надо помнить о личной профессиональной ответственности, которая ложится на нас, педагогов. Ответственность эту мы можем понести лишь при условии постоянного собственного образования в сфере духовной культуры и непрекращающегося труда над своей душой.

При таком взаимодействии семьи и детского сада мы можем планировать следующие результаты:

-повышение престижа семьи, отцовства и материнства;

-возрождение традиций семьи;

-приобщение к ценностям и традициям российской семьи: любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших;

-бережное отношение к жизни человека, продолжение рода.

Публикации по теме:

«Организация системы духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС до» .

«Создание условий необходимых для реализации задач духовно-нравственного воспитания детей к истокам народной культуры» «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». К. Д. Ушинский. Гармоничное развитие ребёнка – основа формирования будущей.

Непрерывность и преемственность духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом - одно из условий непрерывного образования ребёнка. Преемственность — объективная.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи как фактор успешной адаптации ребенка раннего возраста к ДОО Уважаемые коллеги! Каждый год дошкольные организации открывают свои двери новым воспитанникам, и перед нами встает проблема: как организовать.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребёнка с нарушением зрения. На сегодняшний день в России, в зависимости от ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными.

Роль семьи и детского сада в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников Аннотация: Степанов И. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания - М. :ТЦ «Сфера», 2008.- 224с «Ведущую роль в становлении.

Роль школьного музея в системе духовно-нравственного воспитания детей «Считать, что прошлое безвозвратно кануло в Лету, - это значит лишить себя нравственной опоры в истории. Нравственное воспитание народа.

Сотрудничество семьи и детского сада, как условие духовно — нравственного и патриотического воспитания дошкольников. «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». В. А. Сухомлинский. Что же это такое – духовно-нравственное.

Статья «Социально-педагогическое сопровождение ребенка из неполной семьи в условиях дошкольного образовательного учреждения» В настоящее время каждая третья семья неполная, так как разрушительные последствия реформ сказались и на моральном климате в обществе, что.

Традиции духовно-нравственного воспитания в ДОУ ТРАДИЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ Н. Н. Мирошник «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» К. Д. Ушинский.

Библиотека изображений:
  • День семьи
  • День семьи
  • День семьи
Автор публикации:
Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей
Опубликовано: 22 августа 2017 в 09:33
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День весенних декораций на МААМ

Солнечный, согретый солнцем — именно так переводится с латыни название четвертого месяца года. Древнерусское имя апреля еще красивее — цветень. Ведь он знаменует собой начало цветения растений. Апрель...

24 апреля. День российского стоматолога

Стоматология является одной из самых древних отраслей медицины в мире. При археологических раскопках находили черепа людей, живших 5,5 и даже 7 тысяч лет до нашей эры, в зубах которых для лечения кариеса...

Картотека наблюдений на прогулке на май месяц в подготовительной группе детей с ЗПР
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений на прогулке на май...
Фотоотчет о мастер-классе «Изготовление игрушки «Зайчик-на-пальчик»
В начале апреля, в нашей, старшей группе, прошло мероприятие – «Мастер-класс: «Изготовление игрушки Зайчик-на-пальчик». Цель которого - знакомить детей с...
Фоторепортаж «Экзотика экопарка Янг Бей»
Какие у вас возникают ассоциации со словами «заповедное место»? Скорее всего, красочные пейзажи гор, лесов, водопадов, необычная растительность, редкие...