Наталья Ефимова
Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребёнка с нарушением зрения.
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день в России, в зависимости от ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Каждый год в России прибавляется 4 300 детей — инвалидов по зрению. О трудностях, испытываемых в жизни и этими детьми, и семьями, в которых они воспитываются, здоровому человеку даже догадаться непросто. Как правильно сориентироваться в ситуации родителям слепого или слабовидящего малыша, какими принципами руководствоваться при его воспитании? Времени на эксперименты нет: ведь вся будущая жизнь этого человека и его окружения зависит от того, какой фундамент личности сумеют родители и педагоги заложить сейчас.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребёнка с нарушением зрения,» размещена в разделах
У специалистов есть термин «правильное отношение к дефекту», под которым понимается комплекс отношений, включающий и понимание негативных последствий дефекта вместе с признанием особенностей, которые он нередко вызывает в развитии человека с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); и веру в потенциальные возможности лиц с ОВЗ с посильным участием в создании условий для раскрытия этих возможностей; и признание прав лиц с ОВЗ на образование и реабилитацию с учетом особенностей психофизического развития; и отношение социума к лицам с ОВЗ как к равным субъектам открытого общества.
Очень важно вырабатывать правильное отношение к дефекту у всех членов общества, прежде всего у самих детей, их родителей и педагогов.
Квалифицированные специалисты могут формировать правильное отношение к дефекту у лиц с ОВЗ, их родителей и близких, а все вместе они (тифлопедагоги, реабилитологи, сами лица с ОВЗ, их родители, волонтеры) способны формировать у общества адекватное отношение к лицам с ОВЗ.
До 4–5 лет ребенок вообще не осознаёт своего отличия от окружающих. Однако ко времени поступления в школу он постепенно начинает осознавать свой дефект и связывать с ним личный негативный опыт общения со зрячими сверстниками, а также неумение выполнить то, что другие могут сделать очень быстро (вдеть нитку в иголку, найти упавшую вещь, налить сок из пакета в стакан, рассказать, что нарисовано на картинке и т. д.).
Осознав свою «неполноценность», многие дети начинают стесняться дефекта и переживать настолько, что, находясь в среде нормально видящих, часто доводят себя до крайней нервозности. Без целенаправленной работы педагогов и психологов по формированию адекватного отношения слепых и слабовидящих к своему дефекту, без адекватной позиции родителей к окончанию школы переживания по поводу неполноценности могут принять стойкий характер и, естественно, затруднить жизнь в обществе.
Необходимо понимать, что каждому ребенку нужно создавать благоприятные условия для его развития, которые будут учитывать его индивидуальные особенности и потребности.
Психолого-педагогическое сопровождение-это целостная система в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого ребенка в процессе обучения.
Под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно понимать комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля, действующих согласованно.
Соответственно, субъектом сопровождения являются дети, их родители, педагоги учреждения, участвующие в процессе обучения и воспитания ребенка.
Сопровождение осуществляется следующими специалистами: социальные педагоги, учителя-дефектологи, логопеды, психологи и педагоги.
Задачами психолого-педагогического сопровождения являются :
• оказание помощи детям, которые нуждаются в особых обучающихся программах;
• создание эмоционально благоприятного климата в педагогическом составе и детском коллективе;
• своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии;
• повышение психологической и педагогической компетентности родителей и учителей по вопросам касающихся обучения и воспитания ребенка;
• изучение индивидуальных особенностей детей
В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задача людей, воспитывающих детей с глубоким нарушением зрения, состоит в том, чтобы педагогическими средствами помочь им осознать, чем они отличаются от нормально видящих, раскрыть способы преодоления трудностей, являющихся следствием поражения зрения, а также показать пути и условия успешной интеграции в открытое общество.
Результатом совместной работы
специалистов и родителей должно стать формирование адекватной позиции родителей в отношении ребенка и его дефекта. В системе воспитания должны учитываться индивидуально-возрастные и психофизические особенности, характер поражения и степень сохранности зрительных функций и т. д. При этом необходимо помнить, что развитие ребенка со зрительными нарушениями протекает по тем же закономерностям, что и в норме, но со своими специфическими особенностями и во взаимодействии с физической и социальной средой. Этапы работы с семьей плохо видящего ребенка должны быть строго продуманы и подчинены определенным требованиям: ориентация родителей и специалистов на долгосрочное сотрудничество, активное включение родителей в коррекционно-развивающую работу, создание атмосферы доверия и взаимопонимания, расширение круга общения семей, воспитывающих детей с нарушениями зрения и т. д.
• В настоящее время в России начинает складываться модель инклюзивной практики обучения, при которой дети с особыми образовательными потребностями включаются в общеобразовательный процесс, но не стихийно, а при создании в образовательной организации специальной программы сопровождения. В социально-педагогическом сопровождении нуждаются дети с нарушеием зрении, выраженными интеллектуальными нарушениями, тяжелой двигательной патологией, сложными нарушениями развития.
• Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. Невозможно научить общаться со сверстниками, изолировав от них. От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние. Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей позитивно и эффективно по следующим причинам: ребята учатся взаимодействовать друг с другом и получают опыт взаимоотношений.
• Помощь детям с ОВЗ требует и социально-педагогической поддержки их семей. Развитие ребенка-инвалида в значительной степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от участия родителей в его физическом и нравственном развитии, правильности педагогических воздействий. Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, переживает стресс, который может приводить к депрессии одного или обоих супругов, что неизбежно отражается на внутрисемейных отношениях.
Социальные педагоги, классные руководители призваны решать сложные проблемы, связанные с социально-эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием этой категории людей, оказывать им всестороннюю помощь и поддержку, способствуя их успешной социализации. Педагогам во взаимодействии с детьми и их родителями важно создать атмосферу психологического комфорта, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации.
Литература:
1. Анисимова Н. Л. Совместная работа семьи и детского сада по воспитанию и развитию детей с нарушением зрения
2. Бондаренко М. П. Советы тифлопедагогу по работе с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением зрения
3. Брамбринг М. Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье
4. Венедиктова М. В., Куракина Е. А., Сумарокова И. Г. Рекомендации для родителей мультипроблемных детей.
5. Витковская А. М. Основные направления работы с родителями детей раннего возраста с тяжелыми нарушениями зрения