Светлана Концевая
Психолого-педагогическое сопровождение семьи как одна из инновационных форм работы ДОО.
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогическое сопровождение семьи как одна из инновационных форм работы ДОО.
Подготовила Концевая С. С. воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 31»
Современные молодые родители как никогда компетентны в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста. К моменту рождения малыша они уже имеют элементарные представления об уходе за ним, об основных закономерностях развития моторики, психических функций и формирования речи. Однако практика показывает, что зачастую теоретическая подкованность не является показателем того, что эти полезные знания применяются родителями в повседневной жизни во взаимодействии с ребенком. В данном случае уместен не столько вопрос «что развивать?», сколько «как развивать?». Кроме того, крайне важно сформировать у родителей активную позицию в решении вопросов воспитания и обучения детей, создать особую форму партнёрского взаимодействия семьи и ДОО.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение семьи как одна из инновационных форм работы ДОО,» размещена в разделах
С каждым годом инновационные технологии все плотней входят в нашу жизнь. Не стал исключением и наш детский сад. С 09.10.2015 года на базе МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 31» начала свою работу инновационная площадка осуществляющая свою деятельность по теме: «Организация взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников посредством инновационных форм сотрудничества».
Под руководством заведующей МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 31» Н. В. Гусаковской и старшего воспитателя М. С. Варданян был разработан проект «В ожидании чуда».
Цель проекта - подготовить будущих родителей к психологически комфортным и педагогически обоснованным взаимоотношениям с будущим ребенком.
Срок действия проекта 1 год. Дата проведения май 2016-май 2017г.
Участники проекта - педагогические работники МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 31»(педагог-психолог Д. А. Василькина, учитель-логопед О. В. Буденная, инструктор по ФК Р. Н. Жане, музыкальный руководитель А. П. Румянцева, воспитатели С. С. Концевая, И. И. Дроздова, Е. В. Горина, родители.
Проект включает в себя 3 этапа.
Первый этап (май 2016г) - Организационно-диагностический. На данном этапе проводился сбор информации через анкетирование, тестирование, опросы и беседы с целью выявления:
• Понимания родителями целей и задач семейного воспитания.
• Осознания родителями социальной ответственности.
• Положительного отношения родителей к сотрудничеству с педагогическим коллективом ДОО.
• Единства и согласованности образовательного учреждения и семьи в воспитании детей.
• Систематического повышения уровня психолого-педагогических знаний родителей, умение применять их в практике семейного воспитания.
• Понимания влияния психологического комфорта и спокойствия в семье на личностное развитие ребенка.
На основе этих критериев определены уровни выполнения родителями воспитательной функции семьи.
Первый уровень. Родители понимают требования к воспитанию детей, цели и задачи семейного воспитания положительно воспринимают педагогическую помощь, работают над повышением уровня психолого-педагогических знаний.
Второй уровень. Родители понимают цели и задачи воспитания, положительно реагируют на сотрудничество с образовательным учреждением, стремятся получать знания в области педагогики и психологии. Однако не всегда правильно применяют педагогические знания в практике семейного воспитания, не всегда согласуют свои воздействия с требованиями педагогов.
Третий уровень. Родители не поддерживают должных контактов с педагогами, нередко безответственно относятся к воспитанию, низкий уровень педагогических знаний. Такой уровень особенно характерен для неблагополучных семей.
Соответственно уровням выделяются три группы родителей:
• Родители первой группы ответственны за воспитание детей, у них хорошая психолого-педагогическая готовность.
• Родители второй группы ответственны за воспитание детей, но в силу недостатка педагогических знаний и умений не всегда правильно воздействуют на ребенка. Эти родители нуждаются в помощи через лекции, беседы, индивидуальные консультации по вопросам воспитания.
• Родители третьей группы встречаются с трудностями при выполнении родительских обязанностей. Эта категория родителей нуждается в постоянном внимании. При этом необходима системная согласованная работа психологов, социальных педагогов, педагогов по выявлению истинных причин неблагополучия в семье, исходя из которых, строиться психолого-педагогическое сопровождение родителей этого уровня.
Второй этап (сентябрь2016-апрель 2017г) Практическая деятельность.
Для формирования понимания у родителей важности взаимодействия семьи и образовательного учреждения в нашем ДОО организована специальная работа педагогов, узких специалистов и будущих родителей. Наиболее целесообразное проведение подобной работы представляется в форме организации родительского клуба - «Семейная гостиная», в заседания которого включаются элементы тренинга и деловых игр, беседы и консультации, лекции и семинары, круглые столы, просмотр презентаций и другие формы взаимодействия участников проекта.
На данном этапе педагогами запланированы следующих мероприятий:
- Семенар-практикум «Общаемся до рождения» (прослушивание классической музыки для малышей, пропевание русских народных колыбельных, потешек, проведение пальчиковых гимнастик, включение в логоритмику);
- Мастер-класс «Учимся слышать своего ребенка» (подготовка родителей (законных представителей) к взаимоотношениям с ребенком - проведение сюжетно-ролевых игр с будущими мамочками, проигрывание проблемных ситуаций);
- Цикл творческих занятий арт-терапией «Создаем прекрасное» (возможность приятно провести время, создавая арт-объекты своими руками, улучшая самочувствие и настроение будущих мам);
- Практические консультации врача педиатра «На приеме у врача»;
- Цикл бесед-тренингов «Будьте здоровы» (знакомство со здоровье сберегающими технологиями).
В организации практических занятий будут участвовать сами родители, в том числе специалисты педагогики, психологии и медицины.
Данная форма применима в построении совместной деятельности, как с педагогами, так и с родителями.
Третий этап (май 2017г.) Заключительный. Включает в себя подведение итогов проделанной работы на основе повторного анкетирования и сбора информации для выявления динамики и положительных изменений в понимании целей и задач семейного воспитания и необходимости тесного сотрудничества ДОО и семьи.
Итоговым мероприятием на данном этапе будет проведение конкурса «Мама на пять с плюсом».
Несмотря на то, что сегодня родители часто считают, что именно специалисты ответственны за воспитание, развитие и обучение их ребенка, мы все же надеемся донести до родителей важность и необходимость их участия в воспитании и развитии ребёнка.
Список литературы:
1. Артюшина И. А. Абдулхаликова И. В. Детский сад и семья : соприкосновение, сотрудничество, сотворчество // Детский сад от А до Я. 2009.№ 3
2. Артюшина И. А. Абдулхаликова И. В. Технологии социального партнерства в образовательном пространстве дошкольной организации. // Психолого-педагогическое сопровождение семьи в реалиях современного социокультурного пространства [Текст] : Материалы Международной научно- практической конференции / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2012, - 231 с.
3. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). – СПб. : «Паритет», 2005.
4. Григорьева Г. Г. Играем с малышами: Игры и упражнения для детей раннего возраста. – М. : Просвещение, 2003.
5. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб. : Издательство «Речь», 2003.
6. Макарычева Н. В. Проблемы раннего детства: диагностика, педагогическая поддержка, профилактика: В помощь занимающимся воспитанием детей 2-3 лет. – М. : АРКТИ, 2005.