Психолого-педагогическое сопровождение семьи как фактор успешной адаптации ребенка раннего возраста к ДОО

Анастасия Котлова
Психолого-педагогическое сопровождение семьи как фактор успешной адаптации ребенка раннего возраста к ДОО

Уважаемые коллеги! Каждый год дошкольные организации открывают свои двери новым воспитанникам, и перед нами встает проблема: как организовать работу организации так, чтобы малыши безболезненно и в более короткие сроки адаптировались к условиям детского сада. С этой целью нами был реализован проект по адаптации детей к детскому саду.

Для начала вспомним, что же такое адаптация. Это, прежде, всего динамический процесс, то есть процесс, изменяющийся во времени, и имеющий свое начало, логическое развитие и конец. При этом стоит обратить внимание на то, что все реакции, возникающие у участников процесса адаптации, направленны на поддержание устойчивости психики и организма в целом, а, значит, полезны и выполняют очень важную задачу по сохранению организма как системы в балансе. А значит, необходимо иначе взглянуть на отрицательные эмоции, испытываемые участниками процесса адаптации и не расценивать их как однозначно негативный компонент.

Кто же они, участники адаптационного процесса? Это конечно ребенок, родитель и педагог. Традиционно основной акцент в вопросе адаптации ставится на непосредственной работе с детьми раннего возраста, поскольку затруднения детей наиболее очевидны. В результате проведенного проекта нами было отмечено, что не только ребенок сталкивается с определенными трудностями и переживаниями, но и остальные участники испытывают стресс, который откладывает отпечаток на успешность протекания процесса адаптации ребенка к детскому саду. Такой эффект возникает благодаря особенности психики ребенка раннего возраста: его отношение к какому-либо событию формируется на основе отношения и реакции значимого взрослого к данному событию. Так если родитель испытывает недоверие и страх к детскому саду, то отношение ребенка к дошкольному учреждению сформируется соответствующее.

Из диаграммы на слайде можно увидеть, что состояние участников процесса адаптации оказывают влияние на всех, а значит, в процессе адаптации необходимо организовывать сопровождение всех участников процесса адаптации.

Сейчас нам хотелось остановиться на данном вопросе более подробно и рассмотреть причины стресса, реакции на него и какие мероприятия способствуют снижению негативных последствий.

В первом блоке слайда вы можете увидеть причины вызывающего стресса, во втором блоке реакции на стресс и в третьем предлагаемые нами мероприятия.

На первом этапе важно познакомить родителей с тем, что ждет их в стенах детского сада. Для этих целей мы проводим первое установочное собрание примерно за три месяца до начала открытия группы. На нем мы знакомим родителей с организационной информацией, а так же с понятием процесса адаптации и раздаем памятки «Как подготовить ребенка к детскому саду», после этого у родителей есть возможность познакомиться с группой и воспитателем.

Как показывает практика, такая форма работы помогает снизить родительскую тревогу и настроить с родителями доверительное отношение, а так же подготовиться родителям самим и подготовить ребенка к детскому саду.

Второй блок работы это обеспечить родителей доступной консультационной информацией по вопросам адаптации и по возрастным особенностям раннего возраста. Для этих целей нами был подготовлен сборник консультаций «Решебник для родителей». В этой подборке мы разместили на наш взгляд самую актуальную информацию.

Другая форма работы – индивидуальные консультации родителей по вопросам взаимодействия родителей с детьми. Воспитатели обращают внимание на то, как общаются родители с детьми, на основе наблюдения выделяем группу родителей с неэффективными формами общения и приглашаем их на консультацию к педагогу-психологу. Так мама, испытывающая чувство вины и стыда за то, что ее ребенок плачет в детском саду, постоянно его ругала и наказывала за слезы. Изменение стратегии общения с наказания на поддержку положительно сказалось на состояние ребенка в детском саду и через неделю симптомы дезадаптации уменьшились.

Третий бок работы с родителями – это повышение качества общения родителей с детьми. Эффективной оказалась такая форма работы как совместные с детьми родительские гостиные, на которых мы показываем в какие совместные игры с ребенком можно играть дома, на улице, какие книжки читать и т. д.

Как правило, педагогом на группе раннего возраста работают молодые специалисты, которые не достаточно знакомы с особенностями протекания адаптационного процесса у детей раннего возраста. Мы заметили, что традиционные консультации не являются эффективной формой работы, поскольку носят исключительно обзорный характер.

Наиболее эффективными формами работы оказались проектный метод, когда педагог с помощью педагога-психолога и старшего воспитателя самостоятельно погружается в изучаемую проблему.

Вторая эффективная форма работы – круглые столы по обсуждению трудных случаев. Мини-консилиум помогает более глубоко изучить случай, выработать единый подход педагогов в отношении ребенка с дезадаптацией.

Педагоги испытывают коллосальное напряжение, которое помогаем снять с помощью релаксационных тренингов.

В работе с детьми мы придерживаемся традиционной схемы постепенного погружения ребенка в пространство детского сада, при этом сроки вхождения определяем индивидуально. Как только ребенок начинает чувствовать себя в детском саду лучше мы увеличиваем продолжительность пребывания ребенка в детском саду. В этот период педагогу важно установить доверительные отношения с ребенком, после этого необходимо познакомить ребенка с пространством группы, показать игрушки, обозначить его место в группе (стульчик, место за столом, кабинку, кроватку т. д.) и только после того, как ребенок активно освоит пространство детского сада подводить его к совместным играм с другими детьми.

При этом, исходя из постулата, озвученного нами в начале выступления, мы поддерживаем то стояние, в котором приходит к нам ребенок. Если ребенок плачет, педагог предложит погрустить вместе с ним, если сидит на стульчике и не подпускает к себе никого, педагог будет постепенно приближаться к ребенку пока тот не будет готов вступить с ним в тесный контакт и т. д. Реакция педагога на то или иное состояние ребенка всегда обсуждается с педагогом-психологом.

Для того, чтобы ребенок смог быстрее прожить свои отрицательные эмоции в наших группах организованно специальные зоны. Так же справиться с переживаниями помогают коррекционно-развивающие занятия, направленные на снижение стресса. Нами разработана структура адаптационного занятия, которое состоит из трех блоков игр, направленных на снижение эмоционального напряжения, отреагирование негативных переживаний и повышающих уровень коммуникативных навыков детей. Так же нами была оформлена большая картотека игр, упражнений, музыкальных произведений релаксационного характера, которые педагоги используют в различные режимные моменты.

И в заключении хотелось бы отметить, что организация нашей работы по сопровождению детей раннего возраста в процессе адаптации к детскому саду способствует решению следующих задач, обозначенных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:

1. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

2. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Публикации по теме:

Психолого-педагогическое сопровождение семьи и ребёнка с задержкой психического развития (В помощь педагогам-психологам) Задержка психического развития (ЗПР) относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место.

Использование элементов арт-терапии для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ Подготовила воспитатель МАДОУ ЦРР «Умка» Гладкова Анастасия Использование элементов Арт-терапии для успешной адаптации детей раннего возраста.

Из опыта работы. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении Из опыта работы. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении. Добиться успеха не означает,.

Педагогический проект «Условия успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»Педагогический проект «Условия успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ» АКТУАЛЬНОСТЬ Маленький ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно. Для этого взрос- лому надо знать особенности раннего.

Психолого-педагогическая поддержка ребенка раннего возраста в период адаптации Психологическая безопасность сегодня рассматривается как одно из требований безопасности образовательного процесса и один из показателей.

Психолого–педагогическое сопровождение гиперактивных детей в начальной школе Американский психолог В. Оклендер характеризует гиперактивных детей так: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается,.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи как одна из инновационных форм работы ДОО. Психолого-педагогическое сопровождение семьи как одна из инновационных форм работы ДОО. Подготовила Концевая С. С. воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях реализации ФГОС Введение нового стандарта дошкольного образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в дошкольном образовательном учреждении,.

Психолого-педагогическое сопровождение молодого специалиста в детском садуПсихолого-педагогическое сопровождение молодого специалиста в детском саду Молодые специалисты, которые приходят в дошкольное учреждения, испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии дошкольников,.

Взаимодействие с родителями как необходимое условие успешной адаптации ребенка младшего возраста к условиям ДОО (из опыта) Если в старости глубокой Ты когда-нибудь умрешь И предстанешь перед Богом, Расскажи ему о том, Как тебя тащила мама Рано утром в детский.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Тело, организм, эмоции
  • День семьи
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение семьи как фактор успешной адаптации ребенка раннего возраста к ДОО
Опубликовано: 24 февраля 2017 в 00:22
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 апреля. День пасхальных открыток на МААМ

Виды пробуждающейся весенней природы, куличи, крашеные яйца и зажженные свечи украшают сегодняшние пасхальные открытки. А как все начиналось? Откуда пришло к нам «открытое письмо» — прародитель...

26 апреля. День Спасской башни на МААМ

Эта башня Московского Кремля знакома всем в России и очень многим – в мире. Её куранты – первое, что видит каждый россиянин при встече Нового года. Это самые главные часы в нашей стране. А сама Спасская...

Мой вклад в День Пасхальных яиц на МAAM
Мой вклад в День Пасхальных яиц на МААМ В четверг на Страстной неделе православные вспоминают Тайную Вечерю. В этот день Иисус Христос преподал своим...
Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «Камни и их свойства» в...
Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема «Камни и их свойства». Цель. Дать детям представления, что такое камни, из чего они получаются....
Конспект открытого занятия «В деревню к бабушке»
Автор: Жевагина Татьяна Андреевна. основная образовательная программа: «От рождения до школы» Возрастная группа: вторая младшая группа Тема: «В деревню...