Папки-передвижки

Психолого-педагогическое сопровождение семьи как фактор успешной адаптации ребенка раннего возраста к ДОО

Анастасия Котлова
Психолого-педагогическое сопровождение семьи как фактор успешной адаптации ребенка раннего возраста к ДОО

Психолого-педагогическое сопровождение семьи как фактор успешной адаптации ребенка раннего возраста к ДОО

Уважаемые коллеги! Каждый год дошкольные организации открывают свои двери новым воспитанникам, и перед нами встает проблема: как организовать работу организации так, чтобы малыши безболезненно и в более короткие сроки адаптировались к условиям детского сада. С этой целью нами был реализован проект по адаптации детей к детскому саду.

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение семьи как фактор успешной адаптации ребенка раннего возраста к ДОО» размещена в разделах

Для начала вспомним, что же такое адаптация. Это, прежде, всего динамический процесс, то есть процесс, изменяющийся во времени, и имеющий свое начало, логическое развитие и конец. При этом стоит обратить внимание на то, что все реакции, возникающие у участников процесса адаптации, направленны на поддержание устойчивости психики и организма в целом, а, значит, полезны и выполняют очень важную задачу по сохранению организма как системы в балансе. А значит, необходимо иначе взглянуть на отрицательные эмоции, испытываемые участниками процесса адаптации и не расценивать их как однозначно негативный компонент.

Кто же они, участники адаптационного процесса? Это конечно ребенок, родитель и педагог. Традиционно основной акцент в вопросе адаптации ставится на непосредственной работе с детьми раннего возраста, поскольку затруднения детей наиболее очевидны. В результате проведенного проекта нами было отмечено, что не только ребенок сталкивается с определенными трудностями и переживаниями, но и остальные участники испытывают стресс, который откладывает отпечаток на успешность протекания процесса адаптации ребенка к детскому саду. Такой эффект возникает благодаря особенности психики ребенка раннего возраста : его отношение к какому-либо событию формируется на основе отношения и реакции значимого взрослого к данному событию. Так если родитель испытывает недоверие и страх к детскому саду, то отношение ребенка к дошкольному учреждению сформируется соответствующее.

Из диаграммы на слайде можно увидеть, что состояние участников процесса адаптации оказывают влияние на всех, а значит, в процессе адаптации необходимо организовывать сопровождение всех участников процесса адаптации.

Сейчас нам хотелось остановиться на данном вопросе более подробно и рассмотреть причины стресса, реакции на него и какие мероприятия способствуют снижению негативных последствий.

В первом блоке слайда вы можете увидеть причины вызывающего стресса, во втором блоке реакции на стресс и в третьем предлагаемые нами мероприятия.

На первом этапе важно познакомить родителей с тем, что ждет их в стенах детского сада. Для этих целей мы проводим первое установочное собрание примерно за три месяца до начала открытия группы. На нем мы знакомим родителей с организационной информацией, а так же с понятием процесса адаптации и раздаем памятки «Как подготовить ребенка к детскому саду», после этого у родителей есть возможность познакомиться с группой и воспитателем.

Как показывает практика, такая форма работы помогает снизить родительскую тревогу и настроить с родителями доверительное отношение, а так же подготовиться родителям самим и подготовить ребенка к детскому саду.

Второй блок работы это обеспечить родителей доступной консультационной информацией по вопросам адаптации и по возрастным особенностям раннего возраста. Для этих целей нами был подготовлен сборник консультаций «Решебник для родителей». В этой подборке мы разместили на наш взгляд самую актуальную информацию.

Другая форма работы – индивидуальные консультации родителей по вопросам взаимодействия родителей с детьми. Воспитатели обращают внимание на то, как общаются родители с детьми, на основе наблюдения выделяем группу родителей с неэффективными формами общения и приглашаем их на консультацию к педагогу-психологу. Так мама, испытывающая чувство вины и стыда за то, что ее ребенок плачет в детском саду, постоянно его ругала и наказывала за слезы. Изменение стратегии общения с наказания на поддержку положительно сказалось на состояние ребенка в детском саду и через неделю симптомы дезадаптации уменьшились.

Третий бок работы с родителями – это повышение качества общения родителей с детьми. Эффективной оказалась такая форма работы как совместные с детьми родительские гостиные, на которых мы показываем в какие совместные игры с ребенком можно играть дома, на улице, какие книжки читать и т. д.

Как правило, педагогом на группе раннего возраста работают молодые специалисты, которые не достаточно знакомы с особенностями протекания адаптационного процесса у детей раннего возраста. Мы заметили, что традиционные консультации не являются эффективной формой работы, поскольку носят исключительно обзорный характер.

Наиболее эффективными формами работы оказались проектный метод, когда педагог с помощью педагога-психолога и старшего воспитателя самостоятельно погружается в изучаемую проблему.

Вторая эффективная форма работы – круглые столы по обсуждению трудных случаев. Мини-консилиум помогает более глубоко изучить случай, выработать единый подход педагогов в отношении ребенка с дезадаптацией.

Педагоги испытывают коллосальное напряжение, которое помогаем снять с помощью релаксационных тренингов.

В работе с детьми мы придерживаемся традиционной схемы постепенного погружения ребенка в пространство детского сада, при этом сроки вхождения определяем индивидуально. Как только ребенок начинает чувствовать себя в детском саду лучше мы увеличиваем продолжительность пребывания ребенка в детском саду. В этот период педагогу важно установить доверительные отношения с ребенком, после этого необходимо познакомить ребенка с пространством группы, показать игрушки, обозначить его место в группе (стульчик, место за столом, кабинку, кроватку т. д.) и только после того, как ребенок активно освоит пространство детского сада подводить его к совместным играм с другими детьми.

При этом, исходя из постулата, озвученного нами в начале выступления, мы поддерживаем то стояние, в котором приходит к нам ребенок. Если ребенок плачет, педагог предложит погрустить вместе с ним, если сидит на стульчике и не подпускает к себе никого, педагог будет постепенно приближаться к ребенку пока тот не будет готов вступить с ним в тесный контакт и т. д. Реакция педагога на то или иное состояние ребенка всегда обсуждается с педагогом-психологом.

Для того, чтобы ребенок смог быстрее прожить свои отрицательные эмоции в наших группах организованно специальные зоны. Так же справиться с переживаниями помогают коррекционно-развивающие занятия, направленные на снижение стресса. Нами разработана структура адаптационного занятия, которое состоит из трех блоков игр, направленных на снижение эмоционального напряжения, отреагирование негативных переживаний и повышающих уровень коммуникативных навыков детей. Так же нами была оформлена большая картотека игр, упражнений, музыкальных произведений релаксационного характера, которые педагоги используют в различные режимные моменты.

И в заключении хотелось бы отметить, что организация нашей работы по сопровождению детей раннего возраста в процессе адаптации к детскому саду способствует решению следующих задач, обозначенных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:

1. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

2. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Публикации по теме:

Психолого-педагогическое сопровождение семьи и ребёнка с задержкой психического развития (В помощь педагогам-психологам) Задержка психического развития (ЗПР) относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место.

Использование элементов арт-терапии для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ Подготовила воспитатель МАДОУ ЦРР «Умка» Гладкова Анастасия Использование элементов Арт-терапии для успешной адаптации детей раннего возраста.

Из опыта работы. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении Из опыта работы. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении. Добиться успеха не означает,.

Педагогический проект «Условия успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»Педагогический проект «Условия успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ» АКТУАЛЬНОСТЬ Маленький ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно. Для этого взрос- лому надо знать особенности раннего.

Психолого-педагогическая поддержка ребенка раннего возраста в период адаптации Психологическая безопасность сегодня рассматривается как одно из требований безопасности образовательного процесса и один из показателей.

Психолого–педагогическое сопровождение гиперактивных детей в начальной школе Американский психолог В. Оклендер характеризует гиперактивных детей так: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается,.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи как одна из инновационных форм работы ДОО. Психолого-педагогическое сопровождение семьи как одна из инновационных форм работы ДОО. Подготовила Концевая С. С. воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях реализации ФГОС Введение нового стандарта дошкольного образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в дошкольном образовательном учреждении,.

Психолого-педагогическое сопровождение молодого специалиста в детском садуПсихолого-педагогическое сопровождение молодого специалиста в детском саду Молодые специалисты, которые приходят в дошкольное учреждения, испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии дошкольников,.

Взаимодействие с родителями как необходимое условие успешной адаптации ребенка младшего возраста к условиям ДОО (из опыта) Если в старости глубокой Ты когда-нибудь умрешь И предстанешь перед Богом, Расскажи ему о том, Как тебя тащила мама Рано утром в детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение семьи как фактор успешной адаптации ребенка раннего возраста к ДОО
Опубликовано: 24 февраля 2017 в 00:22
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД