Приложение МААМ

Статья «Социально-педагогическое сопровождение ребенка из неполной семьи в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Татьяна Мокроусова
Статья «Социально-педагогическое сопровождение ребенка из неполной семьи в условиях дошкольного образовательного учреждения»
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время каждая третья семья неполная, так как разрушительные последствия реформ сказались и на моральном климате в обществе, что наряду с экономическими факторами активизировало процесс распада семьи. Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500-600 тысяч браков.

Современная семья отличается своей нестабильностью, развитием процессов кризисных явлений в семье, увеличением числа конфликтных семей, где нелады родителей между собой отражаются на воспитании детей, и как следствие возникает развод родителей. Все это искажает условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением, что затрудняет решение воспитательных задач в условиях неполной семьи. Усилилась криминальная обстановка. Ножницы прожиточного уровня богатых и бедных все больше расходятся, поэтому часть населения существует на грани нищенства. Неполные семьи имеют серьезные материальные проблемы, фактически все такие семьи зависят от социальной поддержки государства и попадают в низкодоходные группы населения. В семье растет алкоголизм и наркомания. Поэтому наиболее проблематичной и уязвимой неполная семья является в воспитательном плане.

Публикация «Статья „Социально-педагогическое сопровождение ребенка из неполной семьи в условиях дошкольного образовательного учреждения“» размещена в разделах

В современной России проблема социализации личности в неполных семьях является одной из самых острых и социально значимых, требующих пристального внимания. Неполная семья, при всей своей жертвенности и героических усилиях родителя, не может обеспечить полноценных условий социализации ребенка, а влияние различных видов факторов лишь осложняет этот процесс и приводит к его деформации.

Семья как микромодель общества выступает важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности. Сегодня перед неполной семьей остро стоит проблема ее дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов (разведенных родителей, но и системы «родитель – ребенок». Семья вообще очень часто не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечения психологического комфорта, эмоционального благополучия. Воспитание ребенка в неполной семье осуществляется в более трудных условиях. Поэтому мудро поступает родитель, когда осмысливает сложившуюся ситуацию и ищет правильные пути для преодоления препятствий, чтобы избежать опасности. Необходимо осознавать, что источником многих трудностей является сам воспитатель, поэтому он должен научиться с ними справляться.

Неполная семья – это малая социально-психологическая группа ближайших родственников, которая состоит из одного родителя с одним либо несколькими несовершеннолетними детьми. Она возникает в силу разных причин: рождения ребенка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей, установления опеки или усыновления ребенка одним родителем. В таких семьях родитель не всегда может сам справиться с возникшими трудностями и проблемами.

Обеспечить эффективную помощь неполной семье в успешной социализации ребенка – одна из основных задач социального педагога. С момента поступления в образовательное учреждение ребенка из неполной семьи, он становится объектом внимания социального педагога. Социально-педагогическая деятельность включает в себя создание благоприятных условий для личностного развития человека, оказания ему комплексной социально-психолого-педагогической помощи в саморазвитии и самореализации в процессе социализации, а также – защиты человека в его жизненном пространстве. Деятельность социального педагога направлена на помощь семье в обучении и воспитании, в организации планирования и проведения семейного досуга; в координации с целью активизации различных ведомств и социальных служб; в информировании по вопросам социальной защиты, а также – на социально-психологическую помощь и коррекцию.

Специалист в работе с неполной семьей не решает за нее все проблемы, а лишь активизирует семью на их решение, помогает осмыслить и осознать возникшие трудности, а также создает условия для их успешного разрешения.

Рассмотрим опыт социально-педагогической деятельности с детьми из неполных семей в МДОУ «Детский сад № 219 «Колокольчик» Фрунзенского района г. Саратова.

Организаторами работы социально-педагогической деятельности в детском саду № 219 являются старший воспитатель и инспектор по охране прав детства, который выполняет функции социального педагога. Он помогает родителям и детям в нормализации внутрисемейных отношений, выясняет причины непосещения детьми ДОУ, выявляет семьи, находящиеся в социально-опасном положении и т. д.

Инспектор по охране прав детства ежегодно в начале учебного года составляет социальный паспорт учреждения. Изучает проблемы и трудности детей, родителей и семьи в целом, намечает план работы, организует деятельность по их разрешению и устранению, привлекает к работе других специалистов.

Данные, полученные о неполной семье, помогают спрогнозировать стратегию взаимодействия с ней.

Работа с детьми из неполных семей включает в себя специально организованное обучение, совместную деятельность с детьми и совместную деятельность детей, а также – анализ и корректировку работы.

Наблюдение за играми детей, продуктивной деятельностью, беседы с родителями и детьми, наблюдения за их общением друг с другом, посещения семей на дому позволили выявить, что у большинства детей из неполных семей :

не сформировано понятие «семья»;

обнаруживается высокая тревожность;

агрессивное поведение;

низкий уровень эмоционально-волевой сферы;

неумение организовать общение.

Исходя из этого, были выдвинуты следующие задачи работы с детьми из неполных семей :

1. Формировать понятие «семья».

2. Вырабатывать потребность радовать близких добрыми делами, заботливым отношением.

3. Развивать навыки взаимодействия с членами семьи.

4. Воспитывать уважение к жизненному опыту, ласковое, чуткое отношение к близким.

Для решения поставленных задач воспитатели привлекли родителей с целью оказания помощи в создании предметно-развивающей среды, которая включает:

уголок «семья» - зона сюжетно-ролевой игры;

дидактические, творческие игры;

цикл картин «Семья»;

семейные альбомы;

изобразительный материал;

книги по теме.

Обеспечили свободный доступ ко всем предметам. Реализация задач с детьми из неполных семей проходила в ходе специально организованного обучения. Сюда относятся: занятия познавательного цикла; экскурсии на места работы взрослых; продуктивные занятия; музыкальные занятия; занятия с психологом.

Совместная игровая деятельность воспитателей и детей складывается из бесед о семье, рассматривания семейных альбомов; составления и рассматривания «генеалогического древа» и «герба» семьи; картин художников из серии «Семья»; чтения художественной литературы, пословиц и поговорок; заучивания стихов по тематике; игр: подвижных, творческих и дидактических; психогимнастики; праздников и семейного досуга.

Также значительную роль играет в жизни, развитии детей их самостоятельная деятельность, которая позволяет видеть создаваемые образы, копирование детьми ситуаций.

Практическая комплексная работа с детьми из неполных семей специалистов ДОУ с целью преодоления и предупреждения трудностей социализации, является длительной и систематичной, требующей тщательной подготовки. Поэтому нами был выбран метод проектной деятельности как основа сплочения семьи, преодоления ее кризиса, налаживания детско-родительских отношений.

Нашей задачей стало стремление пробудить в растущем человеке любовь и уважение к членам своей семьи, родственникам и окружающим людям, а также любовь к родной земле, родному дому, детскому саду, городу. Рассмотрим некоторые из осуществленных проектов.

Воспитание уважения к близким людям – такова цель проекта «Ребенок и семья», разработанного творческой группой ДОУ № 219. В ходе реализации проекта было организовано детско-взрослое сообщество (дети – воспитатели – родители, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его пожелания, права.

Проект рассчитан на 3 года. В каждой группе решаются свои задачи.

В средней группе основным направлением стала работа с альбомами и фотографиями по темам:

Вместе дружная семья.

Увлечения семьи.

Выходной деть нашей семьи.

Дети знакомились с индивидуальными особенностями организации свободного времени семьи, традициями семьи. Составляли рассказы из личного опыта. Устраивались совместные развлечения спортивного содержания «Мы – дружная семья».

В старшей группе стояла задача – познакомить с родословной семьи. Возник проект «Генеалогическое древо». Работа вызвала интерес особенно со стороны молодых мам. На родительском собрании взрослых, а на занятиях детей знакомили с содержанием статей международного документа «Конвенция о правах ребенка», особое место уделяя правам ребенка на имя, сохранение своей индивидуальности и семейные связи.

Отсюда вытекает проект «Происхождение фамилии», цель которого выявление истории фамилии. Данный проект дал положительный результат, так как взрослые и дети стали активными участниками, а также изменился стиль общения между детьми и взрослыми.

Проект «Мы живем в Саратове» разработан с целью: расширить знания о месте, где живут, дать представления о достопримечательностях города, познакомить с памятниками истории и культуры, воспитывать любовь к городу. Был оформлен альбом «Любимое место отдыха в Саратове», проведены беседы, цикл занятий «Город мой родной», экскурсии в детский и городской парки, по близлежащим улицам. Проведен экскурс в прошлое названия улиц.

Планируется проект «Достопримечательности нашего города».

Проект «Природа нашего края» способствовал организации фотовыставки «Братья наши меньшие», «Растения нашего края», а родители помогали делать гербарий.

Экспериментирование – один из активных методов, используемых в проектной деятельности. Опыты с водой, воздухом позволяют понять значимость чистой воды и воздуха. Все это вливается в тему по экологическому воспитанию, не противореча при этом социально-педагогической работе.

В старшем дошкольном возрасте нельзя обойтись без символики. Поэтому познакомили детей с символами нашей страны, изучили геральдику. Следующий проект «Герб семьи». Цель: выявление семейных ценностей и традиций. Так постепенно, начиная с младшего возраста, знакомство с семьей перерастает в знакомство с родным городом, природой родного края; формируются представления о стране и ее этнокультуре.

Проект «Ребенок и этнокультура», цель которого – формирование этнокультурной компетентности, способствовал организации и постановке совместно с родителями спектаклей, фольклорных праздников «Посиделки», «Масленица», «Троица».

Таким образом, участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников социальную активность, способность достигать цели, двигаться к результату. Проектная деятельность позволяет удовлетворять потребность общества в активной творчески-развивающейся личности, способствует воспитанию уважения к семье и близким, а через уважение и любовь к родителям, родственникам воспитываются и гражданско-патриотические чувства. И если родители и воспитатели объединяют свои усилия и обеспечивают малышу эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменения ему на благо. Поэтому и семья, и детский сад должны объединить усилия по преодолению трудностей, создать единое пространство развития, постоянно взаимодействовать друг с другом.

Важной составляющей нашей работы является привлечение родителей к участию в жизни малыша, так как это помогает:

преодолеть авторитаризм и видеть мир с позиции ребенка;

относиться к ребенку как к равному;

понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, а радоваться его личностному росту и развитию;

узнать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;

проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;

установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.

Важнейшим условием психологического комфорта для ребенка является единство и понятность требований, которые предъявляют к нему окружающие взрослые.

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество, которое предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимопознание и взаимовлияние, взаимопомощь и поддержку.

Результаты нашей работы не сиюминутны, они отсрочены во времени. Однако анализ мнений педагогов показал, что у родителей появился интерес к работе детского сада, воспитанию детей; увеличилось количество обращений в «Шкатулку вопросов», индивидуальных консультаций со специалистами, вопросов к воспитателям; возрос интерес к мероприятиям, проводимым детским садом, а также количественный состав их участников.

А самое главное, что работа с детьми из неполных семей и наблюдения за ними в различных видах деятельности дали положительный результат: дети могут рассказывать о членах своей семьи, тем самым у них формируется понятие о семье; способны выражать свои чувства по отношению к близким; появилось желание самостоятельно готовить подарки и сюрпризы своим родным; возникают сюжетно-ролевые игры, отображающие заботливые, добрые отношения между членами семьи. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их участие в процессе жизнедеятельности детей в ДОУ важно и необходимо для развития их собственного ребенка.

Оказание комплексной социально-педагогической помощи ребенку из неполной семьи с проблемами в социализации носит адресный характер и основывается на индивидуальном подходе специалистов. Правильная организация работы с детьми из неполных семей позволяет на ранних стадиях корректировать социальное развитие личности и в итоге прийти к успешной социальной адаптации ребенка.

Публикации по теме:

Адаптация ребенка к новым условиям дошкольного образовательного учреждения «Маленький человечек в детском саду»Адаптация ребенка к новым условиям дошкольного образовательного учреждения «Маленький человечек в детском саду» Вот, уж, как 29 год наш центр развития ребенка детский сад «Белоснежка» раскрывает двери для самых маленьких своих воспитанников. Это испуганные,.

Консультация для педагогов «Здоровый образ жизни дошкольников в условиях дошкольного учреждения и семьи» Задачи: 1. Заботится о физическом и психическом благополучии детей. 2. Стараться донести до сознания родителей, детей, что правильная двигательная.

Опыт работы «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в условиях дошкольного образовательного учреждения» Духовно-нравственное воспитание личности - сложный, многоплановый процесс, решение основных задач которого невозможно без согласованности.

Организация физкультурных занятий по методике игрового стретчинга в условиях дошкольного образовательного учреждения На сегодняшний день охрана и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей воспитательно-образовательного процесса в дошкольном.

Педагогическое сопровождение семьи в духовно — нравственном воспитании дошкольников. Как бы много ни говорили сегодня о негативном воздействии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же социологические исследования.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи как фактор успешной адаптации ребенка раннего возраста к ДОО Уважаемые коллеги! Каждый год дошкольные организации открывают свои двери новым воспитанникам, и перед нами встает проблема: как организовать.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребёнка с нарушением зрения. На сегодняшний день в России, в зависимости от ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными.

Работа с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образовательного учреждения В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением.

Развитие социально-бытовых навыков у детей с ОНР дошкольного возраста в условиях пребывания социального учреждения А. С. Смирнова Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей,.

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение социальной адаптации ребенка 6–7 лет к условиям школьного обучения» Раздел: Организация психолого-педагогического сопровождения и образование детей. статья принята к публикации в сборник тезисов и статей.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Статья «Социально-педагогическое сопровождение ребенка из неполной семьи в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Опубликовано: 2 апреля 2017 в 13:39
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Социально-педагогическое сопровождение ребенка из неполной семьи в условиях дошкольного образовательного учреждения»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Мокроусова (УИ 1128538) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД