Татьяна Мокроусова
Статья «Социально-педагогическое сопровождение ребенка из неполной семьи в условиях дошкольного образовательного учреждения»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время каждая третья семья неполная, так как разрушительные последствия реформ сказались и на моральном климате в обществе, что наряду с экономическими факторами активизировало процесс распада семьи. Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500-600 тысяч браков.
Современная семья отличается своей нестабильностью, развитием процессов кризисных явлений в семье, увеличением числа конфликтных семей, где нелады родителей между собой отражаются на воспитании детей, и как следствие возникает развод родителей. Все это искажает условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением, что затрудняет решение воспитательных задач в условиях неполной семьи. Усилилась криминальная обстановка. Ножницы прожиточного уровня богатых и бедных все больше расходятся, поэтому часть населения существует на грани нищенства. Неполные семьи имеют серьезные материальные проблемы, фактически все такие семьи зависят от социальной поддержки государства и попадают в низкодоходные группы населения. В семье растет алкоголизм и наркомания. Поэтому наиболее проблематичной и уязвимой неполная семья является в воспитательном плане.
Публикация «Статья „Социально-педагогическое сопровождение ребенка из неполной семьи в условиях дошкольного образовательного учреждения“» размещена в разделах
В современной России проблема социализации личности в неполных семьях является одной из самых острых и социально значимых, требующих пристального внимания. Неполная семья, при всей своей жертвенности и героических усилиях родителя, не может обеспечить полноценных условий социализации ребенка, а влияние различных видов факторов лишь осложняет этот процесс и приводит к его деформации.
Семья как микромодель общества выступает важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности. Сегодня перед неполной семьей остро стоит проблема ее дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов (разведенных родителей, но и системы «родитель – ребенок». Семья вообще очень часто не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечения психологического комфорта, эмоционального благополучия. Воспитание ребенка в неполной семье осуществляется в более трудных условиях. Поэтому мудро поступает родитель, когда осмысливает сложившуюся ситуацию и ищет правильные пути для преодоления препятствий, чтобы избежать опасности. Необходимо осознавать, что источником многих трудностей является сам воспитатель, поэтому он должен научиться с ними справляться.
Неполная семья – это малая социально-психологическая группа ближайших родственников, которая состоит из одного родителя с одним либо несколькими несовершеннолетними детьми. Она возникает в силу разных причин: рождения ребенка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей, установления опеки или усыновления ребенка одним родителем. В таких семьях родитель не всегда может сам справиться с возникшими трудностями и проблемами.
Обеспечить эффективную помощь неполной семье в успешной социализации ребенка – одна из основных задач социального педагога. С момента поступления в образовательное учреждение ребенка из неполной семьи, он становится объектом внимания социального педагога. Социально-педагогическая деятельность включает в себя создание благоприятных условий для личностного развития человека, оказания ему комплексной социально-психолого-педагогической помощи в саморазвитии и самореализации в процессе социализации, а также – защиты человека в его жизненном пространстве. Деятельность социального педагога направлена на помощь семье в обучении и воспитании, в организации планирования и проведения семейного досуга; в координации с целью активизации различных ведомств и социальных служб; в информировании по вопросам социальной защиты, а также – на социально-психологическую помощь и коррекцию.
Специалист в работе с неполной семьей не решает за нее все проблемы, а лишь активизирует семью на их решение, помогает осмыслить и осознать возникшие трудности, а также создает условия для их успешного разрешения.
Рассмотрим опыт социально-педагогической деятельности с детьми из неполных семей в МДОУ «Детский сад № 219 «Колокольчик» Фрунзенского района г. Саратова.
Организаторами работы социально-педагогической деятельности в детском саду № 219 являются старший воспитатель и инспектор по охране прав детства, который выполняет функции социального педагога. Он помогает родителям и детям в нормализации внутрисемейных отношений, выясняет причины непосещения детьми ДОУ, выявляет семьи, находящиеся в социально-опасном положении и т. д.
Инспектор по охране прав детства ежегодно в начале учебного года составляет социальный паспорт учреждения. Изучает проблемы и трудности детей, родителей и семьи в целом, намечает план работы, организует деятельность по их разрешению и устранению, привлекает к работе других специалистов.
Данные, полученные о неполной семье, помогают спрогнозировать стратегию взаимодействия с ней.
Работа с детьми из неполных семей включает в себя специально организованное обучение, совместную деятельность с детьми и совместную деятельность детей, а также – анализ и корректировку работы.
Наблюдение за играми детей, продуктивной деятельностью, беседы с родителями и детьми, наблюдения за их общением друг с другом, посещения семей на дому позволили выявить, что у большинства детей из неполных семей :
не сформировано понятие «семья»;
обнаруживается высокая тревожность;
агрессивное поведение;
низкий уровень эмоционально-волевой сферы;
неумение организовать общение.
Исходя из этого, были выдвинуты следующие задачи работы с детьми из неполных семей :
1. Формировать понятие «семья».
2. Вырабатывать потребность радовать близких добрыми делами, заботливым отношением.
3. Развивать навыки взаимодействия с членами семьи.
4. Воспитывать уважение к жизненному опыту, ласковое, чуткое отношение к близким.
Для решения поставленных задач воспитатели привлекли родителей с целью оказания помощи в создании предметно-развивающей среды, которая включает:
уголок «семья» - зона сюжетно-ролевой игры;
дидактические, творческие игры;
цикл картин «Семья»;
семейные альбомы;
изобразительный материал;
книги по теме.
Обеспечили свободный доступ ко всем предметам. Реализация задач с детьми из неполных семей проходила в ходе специально организованного обучения. Сюда относятся: занятия познавательного цикла; экскурсии на места работы взрослых; продуктивные занятия; музыкальные занятия; занятия с психологом.
Совместная игровая деятельность воспитателей и детей складывается из бесед о семье, рассматривания семейных альбомов; составления и рассматривания «генеалогического древа» и «герба» семьи; картин художников из серии «Семья»; чтения художественной литературы, пословиц и поговорок; заучивания стихов по тематике; игр: подвижных, творческих и дидактических; психогимнастики; праздников и семейного досуга.
Также значительную роль играет в жизни, развитии детей их самостоятельная деятельность, которая позволяет видеть создаваемые образы, копирование детьми ситуаций.
Практическая комплексная работа с детьми из неполных семей специалистов ДОУ с целью преодоления и предупреждения трудностей социализации, является длительной и систематичной, требующей тщательной подготовки. Поэтому нами был выбран метод проектной деятельности как основа сплочения семьи, преодоления ее кризиса, налаживания детско-родительских отношений.
Нашей задачей стало стремление пробудить в растущем человеке любовь и уважение к членам своей семьи, родственникам и окружающим людям, а также любовь к родной земле, родному дому, детскому саду, городу. Рассмотрим некоторые из осуществленных проектов.
Воспитание уважения к близким людям – такова цель проекта «Ребенок и семья», разработанного творческой группой ДОУ № 219. В ходе реализации проекта было организовано детско-взрослое сообщество (дети – воспитатели – родители, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его пожелания, права.
Проект рассчитан на 3 года. В каждой группе решаются свои задачи.
В средней группе основным направлением стала работа с альбомами и фотографиями по темам:
Вместе дружная семья.
Увлечения семьи.
Выходной деть нашей семьи.
Дети знакомились с индивидуальными особенностями организации свободного времени семьи, традициями семьи. Составляли рассказы из личного опыта. Устраивались совместные развлечения спортивного содержания «Мы – дружная семья».
В старшей группе стояла задача – познакомить с родословной семьи. Возник проект «Генеалогическое древо». Работа вызвала интерес особенно со стороны молодых мам. На родительском собрании взрослых, а на занятиях детей знакомили с содержанием статей международного документа «Конвенция о правах ребенка», особое место уделяя правам ребенка на имя, сохранение своей индивидуальности и семейные связи.
Отсюда вытекает проект «Происхождение фамилии», цель которого выявление истории фамилии. Данный проект дал положительный результат, так как взрослые и дети стали активными участниками, а также изменился стиль общения между детьми и взрослыми.
Проект «Мы живем в Саратове» разработан с целью: расширить знания о месте, где живут, дать представления о достопримечательностях города, познакомить с памятниками истории и культуры, воспитывать любовь к городу. Был оформлен альбом «Любимое место отдыха в Саратове», проведены беседы, цикл занятий «Город мой родной», экскурсии в детский и городской парки, по близлежащим улицам. Проведен экскурс в прошлое названия улиц.
Планируется проект «Достопримечательности нашего города».
Проект «Природа нашего края» способствовал организации фотовыставки «Братья наши меньшие», «Растения нашего края», а родители помогали делать гербарий.
Экспериментирование – один из активных методов, используемых в проектной деятельности. Опыты с водой, воздухом позволяют понять значимость чистой воды и воздуха. Все это вливается в тему по экологическому воспитанию, не противореча при этом социально-педагогической работе.
В старшем дошкольном возрасте нельзя обойтись без символики. Поэтому познакомили детей с символами нашей страны, изучили геральдику. Следующий проект «Герб семьи». Цель: выявление семейных ценностей и традиций. Так постепенно, начиная с младшего возраста, знакомство с семьей перерастает в знакомство с родным городом, природой родного края; формируются представления о стране и ее этнокультуре.
Проект «Ребенок и этнокультура», цель которого – формирование этнокультурной компетентности, способствовал организации и постановке совместно с родителями спектаклей, фольклорных праздников «Посиделки», «Масленица», «Троица».
Таким образом, участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников социальную активность, способность достигать цели, двигаться к результату. Проектная деятельность позволяет удовлетворять потребность общества в активной творчески-развивающейся личности, способствует воспитанию уважения к семье и близким, а через уважение и любовь к родителям, родственникам воспитываются и гражданско-патриотические чувства. И если родители и воспитатели объединяют свои усилия и обеспечивают малышу эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменения ему на благо. Поэтому и семья, и детский сад должны объединить усилия по преодолению трудностей, создать единое пространство развития, постоянно взаимодействовать друг с другом.
Важной составляющей нашей работы является привлечение родителей к участию в жизни малыша, так как это помогает:
преодолеть авторитаризм и видеть мир с позиции ребенка;
относиться к ребенку как к равному;
понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, а радоваться его личностному росту и развитию;
узнать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;
проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;
установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.
Важнейшим условием психологического комфорта для ребенка является единство и понятность требований, которые предъявляют к нему окружающие взрослые.
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество, которое предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимопознание и взаимовлияние, взаимопомощь и поддержку.
Результаты нашей работы не сиюминутны, они отсрочены во времени. Однако анализ мнений педагогов показал, что у родителей появился интерес к работе детского сада, воспитанию детей; увеличилось количество обращений в «Шкатулку вопросов», индивидуальных консультаций со специалистами, вопросов к воспитателям; возрос интерес к мероприятиям, проводимым детским садом, а также количественный состав их участников.
А самое главное, что работа с детьми из неполных семей и наблюдения за ними в различных видах деятельности дали положительный результат: дети могут рассказывать о членах своей семьи, тем самым у них формируется понятие о семье; способны выражать свои чувства по отношению к близким; появилось желание самостоятельно готовить подарки и сюрпризы своим родным; возникают сюжетно-ролевые игры, отображающие заботливые, добрые отношения между членами семьи. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их участие в процессе жизнедеятельности детей в ДОУ важно и необходимо для развития их собственного ребенка.
Оказание комплексной социально-педагогической помощи ребенку из неполной семьи с проблемами в социализации носит адресный характер и основывается на индивидуальном подходе специалистов. Правильная организация работы с детьми из неполных семей позволяет на ранних стадиях корректировать социальное развитие личности и в итоге прийти к успешной социальной адаптации ребенка.