Татьяна Цаболова
Статья «Психолого-педагогическое сопровождение социальной адаптации ребенка 6–7 лет к условиям школьного обучения»
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел: Организация психолого-педагогического сопровождения и образование детей.
статья принята к публикации в сборник тезисов и статей участников VI Всероссийской научно-практической конференции
«Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации»
«Психолого-педагогическое сопровождение социальной адаптации ребенка 6-7 лет к условиям школьного обучения»
Публикация «Статья „Психолого-педагогическое сопровождение социальной адаптации ребенка 6–7 лет к условиям школьного обучения“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Подготовительная группа
- Психология школьников
- Темочки
Анализ исследования определен тем, что значительное количество детей, несмотря на “паспортный” возраст и имеющиеся у них “школьные” навыки и умения, испытывают большие трудности в учении, основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы “психологически”, т. е. не готовы к школьному типу обучения. Сама логика жизни подсказывает, что необходимо разрабатывать психолого-педагогическое сопровождение социальной адаптации к школьному обучению.
Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, воспитатели детского сада с этим словом. Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками. Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители и воспитатели. Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряя интерес к школе. Анализируя годы дошкольного детства можно обнаружить причины готовности или неготовности его к школьному обучению и трудности, с которыми ребенку приходится столкнуться, так как:
-во-первых, повысились требования к детям, поступающим в школу.
-во-вторых, в результате введения в начальную школу новых программ, разработок методистов-новаторов, существует возможность выбора обучения ребенка по той или иной программе в зависимости от уровня подготовки к школе.
-в-третьих, в связи с изменением социальных условий многие дети имеют разный уровень готовности к обучению в школе в зависимости от того, посещали ли они детский сад или воспитывались дома.
Из этого следует, что важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного образования - психолого-педагогическое сопровождение социальной адаптации ребенка 6-7 лет к условиям школьного обучения.
Исследование социальной адаптации к условиям школьного обучения было начато непосредственно под руководством психолога-академика А. В. Запорожца. Результаты работы неоднократно обсуждались с Д. Б. Элькониным. Оба они боролись за сохранение детям детства, за максимальное использование возможностей этого возрастного этапа, за безболезненный переход от дошкольного к младшему школьному возрасту.
Изменение статуса вчерашнего дошкольника на сегодняшнего первоклассника по-особому переживается и самим ребенком. Поэтому по оценкам специалистов является актуальным формирование у дошкольника образа будущего школьника, который поможет ему адаптироваться к социально значимой позиции ученика в системе общественных и межличностных отношений, научит оценивать свою социальную сущность.
Адаптация дошкольников и их подготовка к школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Социальная адаптация только один из аспектов этой задачи, правда, исключительно важный и значимый. В качестве необходимых условий сопровождения социализации дошкольников могут выступить : повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах воспитания и обучения детей дошкольного возраста, развитие их самосознания; повышение активности участников образовательного процесса; характер воспитательной среды в образовательном учреждении и семье как институтах социализации дошкольников.
Психолого-педагогическая адаптация к школьному обучению формируется у ребенка постепенно с момента рождения - в общении с взрослыми и сверстниками, в игре, посильном труде и дошкольном обучении. Про поступающего в школу мы не говорим, что он готовый ученик, мы говорим о его психологической готовности или неготовности к новой жизни в школе.
Целенаправленное педагогическое воздействие является в этот период определяющим фактором психического развития детей. И важная роль здесь принадлежит семье. Необходимо, чтобы ребенок пошел в школу физически развитым, крепким, здоровым. Ведь в значительной степени его успехи в школе будут зависеть от его физической готовности к ней, здоровья.
В настоящее время ребенку- первокласснику необходима выносливость-важнейшая физическая способность, которая теснейшим образом связана с работоспособностью, качеством, без которого невозможен успех в любом деле. Выносливость необходима ребенку, чтобы овладеть программой, предусмотренной для первоклассников в школе.
Исследования Ю. З. Гильбух показывают, что положительное влияние на физическую работоспособность детей этого возраста, обучающихся в школе, оказывает увеличение самопроизвольной двигательной активности и целенаправленное, с акцентом на точность выполнения движений, развитие у детей двигательных навыков во время ежедневного проведения динамических пауз на свежем воздухе, обучение плаванию в бассейне, проведение утренней гимнастики.
Однако, очевидным является то, что одной физической готовности для успешного обучения в школе явно мало. Необходима готовность ребенка к изменению своего социального положения. Этот процесс адаптации, или привыкания, подчиняется особым психологическим закономерностям, которые очень важно учитывать при работе с первоклассниками. Отношения со средой, к которой надо приспосабливаться, здесь иные. Педагогу надо помочь детям адаптироваться в новых социальных условиях. Но адаптироваться приходится не только ребенку к классу, к своему месту в школе, к учителю, но и самим педагогам - к новым для них воспитанникам, а родителям - к своему ребенку, который теперь стал школьником.
Первоначальный этап пребывания в школе как раз и есть период социально-психологической адаптации ребенка к новым условиям. Дети далеко не одинаково легко «вживаются» в новые условия. В ходе исследования, на которые ссылается А. Л. Венгер, выявлено три уровня социальной адаптации детей к школе :
1. Высокий уровень адаптации.
Первоклассник положительно относится к школе, представляемые требования воспринимает адекватно;учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе; общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.
2. Средний уровень адаптации.
Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным (готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда); общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.
3. Низкий уровень адаптации.
Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная учебная помощь учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников [1,с. 51].
Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление с взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
В психологии установлено, что любые психические свойства и способности складываются лишь в ходе той деятельности, для которой они необходимы. Поэтому качества, требующиеся школьнику, не могут сложиться вне процесса школьного обучения. Следовательно, психологическая готовность к школе заключается не в том, что у ребенка оказываются сформированными сами эти качества, а в том, что он овладевает предпосылками к следующему их усвоению. Задача выявления содержания психологической готовности к школе — это и есть задача установления предпосылок собственно “школьных” психологических качеств, которые могут и должны быть сформированы у ребенка к моменту поступления в школу.
Сопровождение социальной адаптации детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребенка с взрослыми и сверстниками, и организованный учебный процесс. В процессе общения с взрослыми и сверстниками ребенок получает разнообразные сведения.
Дети, у которых сформированы навыки положительного взаимоотношения, легко входят в новый коллектив, находят правильный тон в отношениях с окружающими, умеют считаться с общественным мнением, доброжелательно относятся к товарищам, стремятся прийти на помощь. Вхождение в новый коллектив иногда является одним из решающих факторов успешного учения ребенка в первом классе. Поэтому большое значение в подготовке детей к школе имеет воспитание в них “качеств общественности”, умения жить и трудится в коллективе.
Одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, работал, играл, делил радости и горести с другими детьми. Необходимо, чтобы совместная жизнь была как можно полнее, радостнее, ярче. Принято считать, что труднее всего адаптируются к школе дети “домашние”, не посещавшие ранее детский сад, мало общавшиеся со сверстниками. Практика, однако, показывает, что это не всегда соответствует действительности.
Значительные трудности в адаптации могут испытывать и дети, посещавшие ранее детский сад, но не регулярно. Общение детей - необходимый элемент социальной адаптации к обучению в школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередь детский сад. Он выполняет задачу всесторонней подготовки детей к школе в процессе систематического, целенаправленного педагогического воздействия. В задачи воспитателя детского сада входит помимо планомерной подготовки к школе, изучение неблагоприятных вариантов психического развития ребенка, с целью их коррекции, организует детскую деятельность общение и познание с тем, чтобы способствовать развитию наиболее важных, с позиции предстоящего школьного обучения, черт личности и поведения.
Можно сказать, что ребенок начинает учиться задолго до того, как перешагнет школьный порог. И чем лучше педагоги и родители понимают, чему и как следует учить дошкольника, чем последовательнее и целенаправленнее это делают, тем полнее, разностороннее и ярче раскрываются его возможности, тем гармоничнее он развивается.
Однако, воспитывая и обучая ребенка, следует помнить об одной очень серьезной опасности - превращение занятий в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное самому ребенку. Общение с родителями, в том числе и совместные занятия должны доставлять ребенку удовольствие и радость. А для этого нужно, прежде всего, чтобы весело и интересно было самому взрослому.
Однако, жизнь в школе значительно отличается от жизни дошкольника. Условия школьной жизни требуют всесторонней готовности ребенка к ней. Школьный режим, общие для всех правила, приготовление уроков, оценки — это совсем не похоже на то, как раньше “учился” ребенок. Все эти особенности жизни и деятельности школьника и определяют то, что специалисты называют психолого-педагогической адаптацией к обучению в школе.
И все же, несмотря на то, что у старших дошкольников появляются элементы учебной деятельности, возникает интерес к учению, желание овладеть знаниями, переход к школьному обучению нелегок даже для хорошо подготовленных детей. Привыкание маленького ученика во многом к новым для него школьным требованиям происходит постепенно, не всегда гладко, и обязательно сопряжено с ломкой сложившихся психологических стереотипов. Поэтому воспитатели и родители должны помнить, что в формировании психологической готовности к школьному обучению центр тяжести падает не на усвоение определенных знаний, а на создание тех предпосылок, которые, прежде всего, обеспечат правильное отношение ребенка к трудностям и успешное их преодоление.
Вопрос возможности целенаправленного педагогического воздействия на процесс социальной адаптации ребенка 6-7 лет к условиям школьного обучения рационально решать путем создания психолого-педагогических условий для развертывания процесса актуализации в сознании детей противоречивого единства образа «Я - реальное» и образа «Я- идеальное»- личности будущего школьника.
Литература
1. Венгер А. Л. :Популярная психология для родителей/ Под ред. А. А. Бодалева. - М. : Педагогика, 2009. 149 с.
2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб. : Союз, 2007. 346 с.
3. Божович Л. И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка // Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия под ред. Куликова Л. В. СПб: Из-во «Питер», 2008. 265 с.
4. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. Книга для учителя. М. : Просвещение, 2008.190 с.
5. https://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/library/psikhokorrektsionnaya- programma-nastroenie-dlya-detei-5-7let
6. https://www.vashpsixolog.ru/primary-school-age/92-adaptation-to-school/1187-psixologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-adaptaczii-rebyonka-k-shkole-?showall=1