Лучший педагог года

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в адаптационный период

Лилия Сухань
Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в адаптационный период

Приход в детский сад – важный этап в жизни детей. С ним связано изменение социальной ситуации развития ребё нка: из семьи ребёнок попадает в группу сверстников, где его развитие осуществляется под руководством воспитателя. Однако далеко не все дети готовы к этому событию. Малышам присущи повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность. Возраст ребёнка с 1 года до 2-2,5 лет характеризуется обострённой чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны.

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в адаптационный период» размещена в разделах

Чёткая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, педагога-психолога и медиков, благополучный микроклимат в дошкольном заведении, взаимодействие с родителями - залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Объединив свои усилия, родители и педагоги обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, и тогда можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменение в жизни ребёнка - ему на благо.

Взрослые должны организовать жизнь ребёнка так, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Для успешного прохождения адаптации детьми к ДОУ определены задачи:

• Установление единства в воспитании детей в ДОУ и семье;

• Создание атмосферы безопасности и доверия в системе «педагог—ребёнок — родитель»

• Помощь родителям подготовить ребёнка к посещению ДОУ.

• Оказание психолого-педагогической помощи в успешной адаптации каждого ребёнка в новых социальных условиях;

• Ознакомление родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

• Активное вовлечение родителей в этот процесс, обучая их различным методам и приёмам работы с детьми раннего возраста.

• Повышение уровня психологической культуры родителей.

• Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Для решения этих задач педагогами осуществляется контроль адаптации детей к детскому саду. В первый месяц посещения ребенком детского сада ежедневно отслеживается его поведение, эмоциональное состояние, состояние здоровья.

Психолог совместно с воспитателями заполняет «Лист адаптации», в котором учитываются множество характеристик, что позволяет дать качественную оценку факторов адаптации ребенка к детскому саду и избежать субъективности.

Уровень, т. е. успешность адаптации выводиться исходя из продолжительности адаптационного периода и поведенческих реакций (легкая степень 1-7дней, средняя 8-21, усложненная 22-35, дезадаптация свыше 35 дней). «Лист адаптации» можно показывать родителям, если они интересуются, как проходит адаптация их ребенка, но это решается в индивидуальном порядке.

В августе составляется план-график выявления уровня развития детей в эпикризные сроки (периоды в жизни ребёнка, за которые он приобретает новые навыки). Обследование проводится с помощью определенного материала в естественных условиях жизни малыша по каждому возрасту (1год 3месяца, 1год 6месяцев, 1год 9месяцев, 2года, 2года 6месяцев, 3года).

Ведется контроль развития ребенка, дается оценка ведущим, определяющим линиям (сферам) развития:

На втором году жизни:

- развитие понимания и активной речи;

- сенсорное развитие;

-развитие игры и действий с предметами;

- развитие общих движений;

- формирование навыков самостоятельности.

На третьем году жизни:

- развитие активной речи;

- сенсорное развитие;

- развитие игры и действий с предметами;

- формирование изобразительной и конструктивной деятельности;

- развитие общих движений;

- развитие навыков самостоятельности.

Результаты оценки уровня развития детей заносятся в карту нервно-психического развития, которая хранится у педагога-психолога. В картах отмечены группы развития: дети с нормальным развитием – те, у кого все показатели соответствуют календарному возрасту, и с задержкой развития- в зависимости от количества несформированных навыков.

С детьми, имеющими задержку развития проводятся специальные занятия, в которых можно использовать:

- игры с водой, сухой бассейн;

- музыкальную терапию;

- арт-терапию (рисование пальцами, лепка);

- релаксационные игры;

- пальчиковые игры;

- психогимнастику.

Проводя коррекционно-развивающую работу с детьми раннего возраста, педагоги учитывают следующие требования:

1. Согласно возрастной норме продолжительность занятий занимает да 12 минут.

2. Количество детей в группе должно быть 6-8 человек, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.

3. Обязательны повторы занятий или игр, т. к. дети раннего возраста любят знакомые игры, и повторяющиеся упражнения воспринимаются ими легче.

4. Должно присутствовать эмоциональное общение с каждым ребенком на занятии, которое обязательно должно включать: контакт глаз, прикосновение, улыбку, ласковую улыбку.

Многие родители, отдавая ребенка в детский сад, сами испытывают тревогу или, напротив, не понимают, насколько это серьезно, поэтому специалисты ДОУ должны помочь не только ребенку, но и семье. Такая помощь может быть представлена в форме:

1. Просвещения педагогов и родителей - это консультации по режимным моментам; родителям очень важно ознакомиться с режимом дня в группе и перенести его в семью, чтобы облегчить ребенку привыкание и адаптацию. Следующая форма просвещения – беседа- с родителями нужно разговаривать, информировать о том, что первое посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения - это важное событие в его жизни. Когда ребенок приходит в ДОУ, он попадает в новые условия. Меняется режим, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т. п. Все это, как правило, приводит к изменению поведения ребенка, нарушению его аппетита, сна, эмоционального состояния, при этом как раз и необходима помощь специалистов. Для родителей подготовлена актуальная информация на заданную тему.

2. Анкетирование или опросник родителей выявляет насколько нужна ребенку дополнительная помощь специалистов. Для детей с тяжелой адаптацией, нуждающихся в психолого-педагогической помощи и поддержке, специалисты совместно разрабатывают индивидуальную программу сопровождения. Она включает в себя: наблюдение за детьми в период адаптации, ведение адаптационных листов, карт наблюдений, диагностику, выявляющую факторы, затрудняющие адаптацию и сильные стороны развития ребёнка, его адаптационные возможности.

3. Для воспитателей необходимы - рекомендации по эффективной организации адаптационного периода и обучение приемам психопрофилактики.

4. Важна помощь в организации благоприятной, психологически безопасной развивающей среды (естественной, комфортабельной, уютной обстановки, создание положительного микроклимата в группах, музыкальные игры, хороводы, элементы танцевальных движений, песни, которые оказывают позитивное влияние на ребенка и способствует более быстрой его адаптации).

5. Для детей, испытывающих трудности адаптации целесообразно составление индивидуального режима адаптационного периода, например,- сокращения времени пребывания в д/с, фрагментальное присутствие родителей в группе, что облегчит привыкание ребенка и его социализацию.

6. Необходим обязательный контроль за эмоциональным состоянием и здоровьем ребенка в период адаптации. Организация специалистами и педагогами коррекционной работы с детьми через игровую деятельность, направленную на формирование коммуникативных и социальных навыков, дружеского общения с детьми, снятия эмоционального напряжения, активного взаимодействия со сверстниками.

Таким образом, можно сделать вывод, что четкая, профессионального слаженная и продуманная работа воспитателей, специалистов, педагога – психолога и медицинского работника, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителями – залог положительного течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Публикации по теме:

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в адаптационный период Приход в детский сад – важный этап в жизни детей. С ним связано изменение социальной ситуации развития ребёнка: из семьи ребёнок попадает.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи и ребёнка с задержкой психического развития (В помощь педагогам-психологам) Задержка психического развития (ЗПР) относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место.

Игры-забавы для развития эмоциональной устойчивости у детей раннего возраста в адаптационный период К ребёнку, то есть к вопросам воспитания следует Относиться с величайшим уважением. Ювенал, римский поэт-сатирик. Раннее детство-период.

Из опыта работы. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении Из опыта работы. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении. Добиться успеха не означает,.

Консультация для родителей «Игры с детьми раннего возраста в адаптационный период»Консультация для родителей «Игры с детьми раннего возраста в адаптационный период» Уважаемые родители, в вашей жизни и в жизни вашего ребенка наступил очень ответственный период: поступление в детский сад - новое для него.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи как фактор успешной адаптации ребенка раннего возраста к ДОО Уважаемые коллеги! Каждый год дошкольные организации открывают свои двери новым воспитанникам, и перед нами встает проблема: как организовать.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребёнка с нарушением зрения. На сегодняшний день в России, в зависимости от ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными.

Адаптационный период в группе раннего возраста, или Как помочь детям адаптироваться в детском саду Сложнейшее время для ребенка-время его адаптации в детском саду. Работая в группе раннего возраста,понимаю, что это время можно сделать менее.

Родительское собрание в группе раннего возраста «Карапузы» «Адаптационный период»Родительское собрание в группе раннего возраста «Карапузы» «Адаптационный период» Тема: «Адаптационный период» Форма родительского собрания: круглый стол. Цель: Познакомить родителей между собой, научить их партнерским.

Психолого-педагогическое сопровождение молодого специалиста в детском садуПсихолого-педагогическое сопровождение молодого специалиста в детском саду Молодые специалисты, которые приходят в дошкольное учреждения, испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии дошкольников,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в адаптационный период
Опубликовано: 10 марта 2017 в 05:30
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД