Приложение МААМ

Сущность здоровья, правовой аспект охраны здоровья в ДОУ

Ландыш Абдуллина
Сущность здоровья, правовой аспект охраны здоровья в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Сущность здоровья, правовой аспект охраны здоровья в ДОУ

В отечественной системе наук о человеке используются следующие аспекты трактовки понятия здоровье человека :

- гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врождёнными и приобретёнными биологическими и социальными явлениями (Ю. П. Лисицын);

- процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психологических возможностей человека, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни (В. П. Казначеев);

Публикация «Сущность здоровья, правовой аспект охраны здоровья в ДОУ» размещена в разделах

- возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психической и социальной сущности человека (Р. М. Баевский, М. Попов, П. Михайлов);

- целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции (Р. И. Айзман, В. П. Казначеев, А. Г. Щедрина).

Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только наличие болезней и физических дефектов.

Наиболее признанными являются три вида здоровья : физическое, психическое, социальное. Их трактовки изучались по определениям А. Т. Гончаровой:

Физическое здоровье – это здоровье организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно работает, функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга: оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания, памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Социальное здоровье определяется теми нравственными (моральными) принципами, которые являются основой социальной жизни человека в определенном человеческом обществе [9. С. 5 - 6].

К понятию «здоровье» примыкает понятие «здоровьесбережение». Последнее относится к фундаментальным социальным потребностям человека. Одни исследователи видят в здоровьесбережении способы активной биосоциальной жизнедеятельности людей, которые в максимальной степени укрепляют индивидуальное и общественное здоровье при наличии благоприятных социальных и природных условий.

«Организм человека – это великолепная самообновляющаяся система, но даже она не может нормально функционировать, не имея нужных материалов».

Для других здоровьесбережение - это, прежде всего деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья людей, являющаяся одним из аспектов образа жизни в целом, а также определённый уровень медицинской культуры населения. На наш взгляд, подобные подходы можно считать не взаимопротиворечивыми, а взаимодополняющими.

Все мы выходцы из природы, следовательно, здоровье – дар природы.

«Каждый человек болен настолько, насколько удалён от своей прародительницы. Ни один врач, и даже ни одна мать не может сделать для тебя то, что можешь и должен сделать для себя сам» .

Если рассматривать здоровье с точки зрения целевой функции общества, то его можно определить как процесс сохранения и развития биологических, психических, физиологических функций человека для достижения оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Такой подход к содержанию понятия «здоровье» отражает не только природные данные для индивидуума, но и акцентирует факт активного вмешательства человека в состояние своего здоровья. В медицине и психологии здоровья определены признаки здоровья :

- устойчивость к воздействию повреждающих факторов;

- показатели роста и развития в пределах среднестатистической нормы;

- функциональное состояние организма в пределах среднестатистической нормы;

-наличие резервных возможностей организма;

- отсутствие какого-либо заболевания или дефектов развития;

- высокий уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

В пособии Н. В. Полуяновой по нетрадиционным методам оздоровления названы параметры оценки степени здоровья человека :

- высокая устойчивость к болезням и высокая работоспособность;

- удовлетворительная устойчивость к болезням и работоспособность;

- неустойчивость к болезням и сниженная работоспособность [38. С. 10].

Здоровье конкретного человека определяется понятием «индивидуальное здоровье». В этой связи возникает необходимость раскрыть содержание понятия «норма» здоровья. Анализ используемой литературы показал, что под нормой понимается стремление к определенному стандарту, полученному через статистическое усреднение многочисленных данных о работе различных систем организма у людей с учётом возраста, пола, особенностей

конституции и других индивидуальных качеств. За границами нормы – патология, нарушения, болезнь; за этими же границами – резервы организма, востребование которых происходит в экстремальных ситуациях.

В иерархии общечеловеческих ценностей здоровью отводится приоритетное место. Охрана здоровья - задача государственной важности. Это подтверждает история педагогики. Так в Древней Греции культ тела возводился в ранг государственных законов, а в Древней Спарте занятия физическими упражнениями предписывались для всех граждан.

Право граждан России на охрану здоровья утверждается в законодательных документах, и прежде всего, в государственном документе №1- Конституции РФ [26].

В настоящее время проблема охраны и укрепления здоровья населения введена в ранг национальной безопасности. Ее решение касается многих социальных сфер, так как здоровье обуславливается множеством факторов: генетические, состояние окружающей среды, медицинское обеспечение, условия и образ жизни. Поэтому необходимо использование комплексного подхода.

Основной международный документ, защищающий благополучие детей – Конвенция ООН о правах ребенка [25]. В соответствии с этим документом страны, подписавшиеся под ней, обязаны обеспечивать детям защиту и заботу, необходимую для их благополучия, предпринимая для этого соответствующие законодательные и административные меры.

Так во всех поколениях советского и постсоветского периодов Законом Российской Федерации «Об образовании» (последний вступил в силу с 1 сентября 2013г) на дошкольные образовательные учреждения возлагается ответственность за жизнь и здоровье воспитанников [50].

В Типовом положении о ДОУ охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей определена основной задачей ДОУ.

В Концепции дошкольного воспитания подчеркнуто, что дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии.

Е. С. Комарова, разрабатывая рекомендации для ДОУ по анализу результатов различных направлений деятельности, выделила ряд особенностей функций дошкольного учреждения как социально- педагогической системы.

Наличие социально-бытовой функции традиционной для детских садов, как кажется ей, коренным образом отличается от многих других учреждений образовательной отрасли. Наиболее существенным в этом отличии является то, что на первый, главенствующий план выдвигается задача охраны жизни и здоровья детей.

Реализации задачи - охрана жизни и укрепление здоровья подчинен весь социально-бытовой процесс ДОУ (питание, прогулки, игры и др., осуществление которого связано с наличием многочисленных нормативов и обязательных условий. Более того, и образовательный процесс регламентирован достаточно жесткими санитарно-гигиеническими требованиями, а также требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, целью которых также является охрана жизни и здоровья детей.

Следовательно, на всех уровнях управления ДОУ, необходимо хорошо знать документы, на основании которых осуществляется его деятельность по данному направлению :

- СанПиН 2.4.1.2731-10 (утверждены постановлением главного санитарного врача РФ);

- Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников;

- Приказ Минобрнауки РФ от 20.07.2011 г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

- Письмо Минобрнауки РФ, департамента государственной политики в образовании «О медицинском обслуживании детей в дошкольных образовательных учреждениях» (от 22.04.2009 г. № 03-768);

- Федеральный Закон от 29.10.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Практика показывает, что решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей одной медицине не под силу. К тому же установка на здоровье (а, соответственно, на здоровый образ жизни) не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия. [1. С. 7].

Большинство детей дошкольного возраста РФ охвачены общественным дошкольным воспитанием, осуществляемого дошкольными образовательными учреждениями, значит, педагогическое воздействие, направленное на формирование ценностного отношения к здоровью, должно обеспечиваться именно в ДОУ.

Несмотря на сложные социально-экономические условия, отражающиеся на финансировании общественного дошкольного образования, необходимо акцентировать внимание на его значимости.

Российская система дошкольного образования, по признанию специалистов всего мира, является уникальной. Так как обеспечивает не только уход, присмотр, воспитание и обучение, но и питание, медицинское обслуживание [3. С. 15].

Таким образом, здоровье – понятие многоаспектное. Отношение к здоровью обуславливается различными факторами, один из них - отношение самого человека к здоровью, формирующееся в процессе воспитания и обучения. Поэтому создание благоприятных условий для оптимального физического и психического развития детей, эмоциональная комфортность пребывания ребенка в детском саду, приобщение дошкольников к ЗОЖ – это руководство к организации, жизни и деятельности воспитанников в ДОУ, обеспечивающие охрану и укрепление здоровья, выстраивающееся на основании Законодательства.

Публикации по теме:

Выступление на педсовете «Особенности формирования основ безопасной жизнедеятельности» Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях,.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Современные здоровьесберегающиетехнологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сущность здоровья, правовой аспект охраны здоровья в ДОУ
Опубликовано: 13 июля 2014 в 19:45
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сущность здоровья, правовой аспект охраны здоровья в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ландыш Абдуллина (УИ 227195) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД