Ирина Долгих
Сюжетно-ролевые игры в жизни современного дошкольника как средство по формированию ранней профориентации
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребёнка. Одним из эффективных решений данной задачи является проведение профориентационной работы с дошкольниками. Цель ранней профориентации - сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Публикация «Сюжетно-ролевые игры в жизни современного дошкольника как средство по формированию ранней профориентации» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего развития. Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно–ролевые игры профессионально–ориентированной направленности.
Значение сюжетно-ролевых игр для развития ребенка трудно переоценить. Ведь дошкольнику недостаточно одной информации о какой-либо профессии, он должен сам проиграть ее. Исполняя ту или иную роль в игре, дошкольник учится договариваться, решать спорные вопросы, следовать правилам и принимать свои первые самостоятельные решения. Данные ситуации позволяют воспитаннику формировать собственное мнение о происходящих событиях, отношение к сверстникам и взрослым. Игра – это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Взрослый, в свою очередь, на начальных этапах играет роль помощника в выстраивании взаимоотношений между персонажами игры. В процессе игры представляется возможность изучения каждого ребенка, его интересов, индивидуальных особенностей, которые способны помочь в поиске правильного пути и средств развития его личности, что и может явиться первой ступенью профориентации ребенка– дошкольника.
Современные реалии, в которых предстоит расти пока еще маленькому человеку, значительно отличаются от тех, которые были актуальными даже 10 лет назад. Общество предъявляет подрастающему поколению все новые и новые требования и соответствия. Вместе с ранней профориентацией, которая начинается на первой ступени образования, т. е. в дошкольном возрасте, существует запрос на человека, способного легко адаптироваться в современном быстроменяющемся мире. В связи с этим, проигрывание дошкольником максимально возможного и разнообразного количества социальных ролей становится жизненно необходимым.
В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, благодаря этой деятельности проявляется стремление к самореализации.
Утрата популярности, а иногда и полное исчезновение некоторых профессий, появление новых родов деятельности, расширение социальных контактов людей не могут не сказаться на детских играх. Так, наряду с известными играми, как «Больница», «Аптека» и «Магазин», появляются игры «Турагентство», «Банк», «Агентство недвижимости» и другие. Некоторые игры становятся редкими, а то и вовсе бесследно исчезают. Другие сюжетно-ролевые игры претерпевают значительные изменения. Так на смену обычной игры «Парикмахерская» приходит более современная и, вместе с тем, сложнее организованная «Салон красоты». От игры «Больница» отделилась и стала самодостаточной игра «Стоматолог». Ввиду обширного использования смартфонов в дошкольном возрасте и знакомства детей с развлекательными ресурсами, в детской игре имеет место быть роль блогера или разработчика компьютерных игр.
Новые веяния современности вынуждают адаптировать привычные игры в новое русло, а вследствие чего, происходит расширение игровых атрибутов. Важно понимать, что реквизиты для игр, представляемые производителями детских товаров в современном мире, иногда являются лишь помехой для насыщенного и интересного развлечения. Например, выполняя роль водителя, ребенок ограничивается лишь перевозкой пассажиров. В данном случае, непосредственной задачей взрослого становится создание игровой ситуации, в которой дошкольник выйдет за границы, обусловленные данной игрушкой. Таким образом, игра может дополниться новым сюжетом, в котором ребенок будет проигрывать еще незнакомые ситуации. В ходе такой игры, ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуется в доступный для ребенка опыт, посредством которого эти знания ребенком присваиваются.
Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации. Педагогу необходимо научить ребёнка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений.
Таким образом, сюжетно-ролевые игры по-прежнему занимают важное место в жизни современного ребенка. Посредством игры дошкольник знакомится со сложным многогранным миром, учится жить в этом мире, познает себя и окружающих. Активно играющий в детстве ребенок вырастет самостоятельным инициативным взрослым.