МААМ-картинки

Консультация «Проблема способности и одарённости и особенности работы с ними»

Алёна Макейкина
Консультация «Проблема способности и одарённости и особенности работы с ними»

Цели: изучить теорию вопроса; рассмотреть варианты форм работы с одаренными детьми из имеющегося опыта других ОУ; обсудить приемлемость и возможность использования данных форм работы в собственной практике.

План проведения:

1. Вступительное слово. Целевая установка.

2. Доклад.

3. Содоклады:

1) Создание для учащихся ситуации выбора как элемента личностно ориентированного урока.

2) Творческие задачи на уроке.

3) Поддержка интеллектуально одаренных детей.

Публикация «Консультация „Проблема способности и одарённости и особенности работы с ними“» размещена в разделах

4. Практическая работа по кафедрам : изучение и обсуждение программ работы с одаренными детьми по предметам (по книге «Работа общеобразовательной школы с одаренными детьми : поиски и находки», из опыта работы школы № 624 г. Москвы, 1999.)

Проект решения:

1. На заседании ШМО (школьное методическое объединение) разработать проекты Программ работы с одаренными детьми по предметам.

2. Поручить творческой группе «Работа с одаренными детьми» разработать проект Программы развития одаренности детей.

3. Создать рабочую группу по разработке программы клуба «Умники и умницы».

4. Начать апробацию Программы работы школы с одаренными детьми.

Ход педсовета

Развернутый план доклада:

Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

Многие годы отечественная школа ориентировалась на так называемого «среднего ребенка», уделяла больше внимания отстающему ученику. Лишь в последние годы она начала задумываться об учащихся, проявляющих не только особый интерес к определенным наукам, увлеченных ими, но и добивающихся успехов на этом поприще. Первоначальные представления о высоком коэффициенте интеллектуальности как единственном критерии выдающихся достижений в наши дни обоснованно подвергается сомнению. Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к её развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность. Креативность может проявляться в мышлении, общении, в отдельных видах деятельности.

Одаренностьстечение трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости.

Таким образом, в число необходимых признаков одаренности обязательно входит интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности. Специальные исследования школьников позволили выделить следующие 4 группы детей, отличающихся уровнями развития интеллекта и креативности:

1) высокий интеллект – высокая креативность;

2) высокий интеллект – низкий уровень креативности;

3) низкий интеллект – высокая креативность;

4) низкий интеллект – низкий уровень креативности.

Только в том случае, когда высокая креативность сочетается с высоким уровнем интеллекта, наблюдается хорошая адаптация к социальной среде, эмоциональная уравновешенность, независимость, высокая и продолжительная творческая активность.

Определение одаренности ребенка – сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей и сверстников о школьной и внешкольной деятельности ребенка.

При работе с одаренными детьми необходимо учитывать следующие принципы:

– у всех детей, независимо от уровня одаренности и даже уровня интеллектуальных возможностей необходимо развивать их креативные качества.

Вместе с тем с детьми, отличающимися повышенными возможностями в усвоении знаний, необходимо вести специальную работу;

работа по развитию одаренности детей не должна и не может вестись только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей. Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей;

– необходимо постоянное соотнесение учебных и индивидуальных способностей.

Как правило, одаренным детям интересна любая область науки. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний. Задача педагогов – поддержать их и помочь самореализоваться.

Одаренные школьники часто, из-за особенностей мировоззрения, испытывают трудности в общении с детьми и взрослыми, поэтому им необходима помощь педагога-психолога. Знания об одаренных детях, их особенностях необходимы школьному психологу, чтобы облегчить адаптацию этой категории детей к школе, не допустить их изоляции, способствовать более успешному социально-психологическому развитию, предупреждать конфликты, неврозы. При необходимости проводить психотерапевтическую и психокоррекционную работу как с детьми, так и с педагогами и родителями.

Работа с такими школьниками диктует определенные требования к личности педагога:

– желание работать нестандартно;

– поисковая активность, любознательность;

– знание психологии подростка и психологии одаренных детей;

– готовность педагога к работе с одаренными детьми.

Создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления, – одна из важнейших целей при работе с одаренными детьми. По результатам многих психологических исследований сделаны выводы: развитие креативности учащихся происходит при обеспечении на занятиях условий, благоприятных для творчества, – создавать ситуации незавершенности, поднимать вопросы, использовать различные виды мышления, использовать оценку для анализа ответов, а не для награды или осуждения, обеспечивать атмосферу понимания, стимулировать ответственность и независимость, акцентировать внимание родителей к интересам детей. В то же время необходимо уделять внимание и специальному обучению различным аспектам творческого мышления: поиску проблем, выдвижению гипотез альтернативности и оригинальности.

Уровень сотрудничества в учебной деятельности – актуальная проблема для педагогов, работающих с одаренными школьниками. Такое сотрудничество должно характеризоваться созданием на уроке доверительных межличностных отношений, взаимной личной информированностью, признанием права учащегося на ошибку, обсуждением с учащимися целей и задач совместной деятельности, использованием на уроке взаимного контроля учащихся и применением отметок в качестве побудительного стимула к учению.

Здесь уместна работа психолога по ознакомлению учителей с условиями, стимулирующими развитие творческого мышления детей.

В работе с одаренными детьми нужно использовать следующие концептуальные положения: опережающее обучение через стимуляцию индивидуально-исследовательского интереса, стимуляция группового творчества, приобщение к продуктивной творческой деятельности.

Реализация самостоятельной деятельности учащихся возможна при использовании современных технологий группового обучения, метода проектов, позволяющих индивидуализировать учебный процесс, а учащимся – проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Креативность возможна в любых видах творчества – технического, научного, художественного, при условии сформированности у ребенка самостоятельности выбора решения.

На уроках регулярно возникает вопрос о том, как занять отдельных учащихся, имеющих повышенный уровень способностей, увлеченных исследованиями в определенной области, обладающих наклонностями к самообразованию и самообучению. Заставлять их наравне со всеми остальными присутствовать на уроках не всегда имеет смысл, так как может привести к снижению их интеллектуального потенциала. Можно найти выход из этой ситуации в форме «творческого отпуска учащегося». Такой отпуск предполагает освобождение от посещения занятий по одному или нескольким предметам от 2 недель до 2 месяцев. Утверждается программа творческого отпуска, который проводится в 4 этапа:

– определение цели, составление программы;

– подготовительный этап (подбор литературы, определение вопросов исследования, планирования);

– творческая работа (самообразование);

– отчетный этап.

Работа по развитию творческих способностей может быть организована при проведении предметной недели, в конкурсах научно-исследовательских работ. Для реализации и развития способностей учащихся можно использовать дополнительную систему образования в форме клубов, студий, секций и т. п.

ПРИМЕРНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ СОДОКЛАДЧИКОВ

Создание для учащихся ситуаций выбора на уроке

Важнейшее педагогическое условие становления индивидуальности ученика в процессе обучения – создание на уроке ситуации выбора. Предлагая ребенку совершить осознанный и желанный выбор, мы помогаем ему формировать свою неповторимость. Создание педагогически грамотной ситуации выбора – дело непростое. То учитель не может правильно подготовить ситуации выбора, то школьники оказываются неготовыми адекватно действовать в создаваемой ситуации.

Ситуация выбора – это этап урока, когда ученики поставлены перед необходимостью отдать свое предпочтение одному из вариантов учебных задач и способов их решения для проявления своей активности, самостоятельности, индивидуальности.

Надо учитывать следующие обстоятельства при проектировании выбора:

• Готовность учителя к выбору (в соответствии со своими возможностями) от урока к уроку, постепенное увеличение количества вариантов для выбора, усложнение задачи.

• Целесообразность создания ситуации выбора.

• Стимулирование учащихся к выбору (значимость и критерии оценок).

• Аргументация выбора (уметь обосновывать свой выбор).

• Ощущение степени свободы выбора.

• Успешность деятельности (достаточный объем знаний, умений, навыков и имеющиеся источники информации для успешных решений).

• Защищенность учеников от собственных ошибок (ученики имеют право на неудачу, объяснить и отметить то, что правильно).

• Оценка результатов решения выбранного варианта (не только оценить конечный результат, а проанализировать всю совокупность действий ученика).

Алгоритм действий по построению ситуаций выбора:

• Цели и задачи применения ситуации выбора.

• Определение этапов урока, для создания ситуации выбора.

• Выявление содержания учебного материала, при изучении которого следует применить ситуации выбора.

Разработка определенного множества вариантов заданий для свободы выбора.

• Продумывание всех деталей эффективного использования свободы выбора (критерии оценки, время, степень свободы).

• Включение свободы выбора в план урока.

• Определение в ходе урока оптимального момента для создания свободы выбора.

• Реализация своего плана.

• Анализ и оценка эффективности.

Способность адекватно действовать в свободе выбора развивается постепенно. Задачи учителя: формирование у учащихся успешно делать выбор, принимать самостоятельно решения.

Необходимо создавать свободу выбора не от случая к случаю, а сделать ее неотъемлемой частью большинства учебных занятий. Создавать различные ситуации свободы выбора и позаботиться о широком спектре создаваемых ситуаций.

Творческие задачи на уроке

Как учить находить необычные нестандартные решения?

Диапазон творческой задачи необычайно широк по сложности – от решения головоломки до изобретения новой машины. Для решения этих задач нужны наблюдательность, умение анализировать, комбинировать и т. д. – все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую изюминку в деле, достичь высоких результатов. Но ведь природа не щедра на таланты, они, как алмазы, встречаются редко, однако та же природа наделила каждого ребенка возможностью развиваться. И начинать такое развитие надо не тогда, когда человек стал специалистом, а заранее. Подготовка изобретателя так же, как и подготовка спортсмена, длительный процесс. Поэтому и начинать ее нужно как можно раньше. Как? Вводите ТРИЗ (отдельные элементы теории и методики решения изобретательных задач).

Сейчас в жизни нужны не столько сами знания, сколько умение оперировать ими. Знания в головах наших часто лежат как вещи на плохом складе: навалом, без активного применения. Для того чтобы оживить их, надо научить почувствовать свои творческие возможности.

Технология обучения творчеству создана. Несколько слов о ней.

Основная цель:

1) используя ТРИЗ, дать школьникам возможность увидеть в изучаемых предметах инструменты творчества – доступные, сильные, изящные;

2) выработать представление о том, как может быть использована получаемая на уроках информация.

Самые распространенные приемы в решении изобретательных задач – «изменение агрегатного состояния объекта» и «сделать наоборот».

Итак, эксперимент:

Одному дается шоколадная конфета в виде бутылочки, наполненная густым малиновым сиропом. Как она изготавливается?

1-й о т в е т. Сначала делают шоколадную бутылку, а потом заливают сироп.

У ч и т е л ь. Сироп должен быть густым, иначе конфета будет непрочная. А густой сироп трудно залить в бутылочку.

2-й о т в е т. Можно его нагреть, и он станет жидким.

У ч и т е л ь. Но вот беда – горячий сироп расплавит шоколадную бутылочку. Нужно сделать наоборот: не сироп заливать в бутылочку, а шоколадом покрыть сироп.

Но как покрыть шоколадом жидкий сироп? Пусть будет жидким шоколад, а сироп твердым. Сироп замораживают в виде бутылочки и окунают в жидкий шоколад. Шоколад застынет, а сироп растает. Конфета готова.

Вот так, рассуждая, были открыты законы в физике:

• закон Ньютона (почему Земля не падает на яблоко);

• закон Архимеда (он стал измерять не объем предмета, погруженного в воду, а объем воды, вытесненной им);

Астрономия:

• Джордано Бруно (не Солнце двигается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца).

Поддержка интеллектуально одаренных детей

Медалисты – блестящие ученики. Эта проблема заслуживает самого серьезного внимания. Сегодня в обществе широко обсуждается судьба элиты в стране. Медалисты в перспективе – это будущая наша элита, в том числе, возможно, и политическая. Если она ущербна в творческом плане и социальной активности, значит, школе стоит подумать, как сделать «блестящих» учеников» еще и творческими людьми. Учеными и педагогами исследуются закономерности развития детской одаренности и интеллектуального творчества. Такая работа ведется в нескольких направлениях, в том числе научно-аналитическом и информационно-методическом. Психологическая поддержка одаренных детей, и в том числе интеллектуально одаренных, к которым относятся потенциальные медалисты – учащиеся 9–11 классов, – органическая часть современного образования высокого уровня.

Однако ярко выраженная мотивация – достичь наилучших результатов, личностная – получения аттестата с отличием, могут спровоцировать повышение их тревожности. Поэтому учителям и родителям необходимо помнить и знать о психологической профилактике синдрома предэкзаменационного стресса у учащихся, претендующих на получение аттестата с отличием. Основная цель такой работы – снизить стрессовое воздействие ситуации экзамена. Учителям и классному руководителю необходимо разобраться, чем конкретно они могут помочь выпускнику-медалисту и его родителям.

Искусство собрать и донести объективно-позитивную информацию, укрепить взаимное уважение в семье, зарядить положительной энергетикой, настроить всех членов семьи на активную учебу, на достижение цели, на успех – неотъемлемая задача классного руководителя, учителя, консультирующего претендентов на медаль и их родителей.

Выпускники, претендующие на получение медали, – это академически одаренные дети и, как правило, почти все 11 лет они были отличниками. Может быть, с небольшими перерывами по той или иной причине.

Есть и другая категория претендующих на медаль. К ним можно отнести тех, кто поставил перед собой цель стать медалистом, даже если вначале это было просто желанием не отставать от подружки или друга или это было установкой семьи.

С переходом в старшие классы, когда уже достигнута высокая степень автоматизации умственных навыков и выработался определенный режим, происходит пересмотр жизненных целей в соответствии с «иерархией потребностей» (Ф. И. выпускников).

Самое простое определение, которое можно дать таким юношам и девушкам, – «блестящие ученики». Вероятно, оно имеет очень глубокий смысл. В канонах раннего буддизма (VI–V вв. до н. э.) утверждалось, что мудрые люди «полны блеска». Медалисты по-своему мудры, им свойственно позитивное и активное принятие окружающей действительности. И, что очень важно, у многих ребят перед глазами был позитивный пример или ментор – обычно это родители, которые на протяжении всего детства во всех возрастных периодах умело развивали ребенка, поощряли его стремление к достижению им высоких успехов в обучении и пользовались у него авторитетом.

Многолетняя практика работы с интеллектуально одаренными подростками и с претендентами на медаль позволяет сделать вывод об основных критериях успешности медалистов, которую недостаточно объяснить только высокими способностями. Эти ребята, кроме свойств, присущих интеллектуально-одаренным детям, имеют и свои особенные качества. По стилю общения 90 % из них можно отнести к экстравертам. Они социально пластичны и компетентны, легко включаются в общение, имеют широкий круг знакомств и очень доброжелательны. Получение аттестата с отличием – личностно значимый аспект для этих учеников.

Из психологической теории известно, что есть некий общий показатель интеллекта (Q, входящий в такие умственные функции, как умение обобщать, работать по аналогам, выделять закономерности, делать сложные умозаключения и при этом быстро обучаться. Этот общий фактор в психологических тестах назван продуктивностью мышления.

Медалисты, которые изначально не обладают высокой продуктивностью мышления, компенсируют ее сформированностью волевых навыков, большим трудолюбием, желанием или потребностью выполнять любые задания с наилучшим качеством, высокой личностной значимостью получения аттестата с отличием. Как правило, эти ребята никогда не станут отвечать на вопрос по собственному желанию без твердой уверенности, что ответ абсолютно верен.

Большинство исследователей отмечают повышенную уязвимость и сверхчувствительность эмоциональной сферы одаренных детей. Любой экзамен – это уже испытание, а в случае с медалистами он может превратиться, как уже было сказано, в психологический стресс. Его патогенное влияние усиливается не только в связи с повышением интеллектуальных нагрузок, более уплотненным графиком занятий, уменьшением времени на отдых и сон, но и весенним иммунно-витаминным дефицитом. Это переживают все выпускники. В случае с медалистами усиливается активное участие и сопереживание всех членов семьи в связи со значимыми привилегиями при поступлении в вуз.

Коснемся вопроса участия медалистов в олимпиадах разного уровня и направлений. В каждой школе, городе и т. д. существует свой банк данных. Если проанализировать качественный состав этого списка, то получится, что менее 3 % от состава победителей олимпиад претендуют в своих школах на медали.

Почему медалисты проявляют столь низкую активность? Они отвечают на этот вопрос так: «А что это мне дает? Я лишь потрачу время, которого у меня и так мало. Моя цель – вуз, и именно медаль может приблизить меня к этой цели. Причин же здесь несколько:

• Нежелание расходовать силы и время на участие в просто интересных соревнованиях. Они не хотят и не могут рисковать своим авторитетом. Ведь им нужны только лучшие результаты. В этом прагматизм их подхода.

• Информационная насыщенность современного мира приводит к тому, что даже одаренным школьникам сложно сосредоточиться на каких-то конкретных предметах. Часто их познавательная активность не выходит за рамки школьной программы. Будучи все годы отличниками, имея реальную возможность получить по окончании школы медаль, такие ученики в старших классах просто не могут себе позволить избирательно относиться к предметам и более глубоко изучать науки.

Немаловажная проблема – трудности профессионального самоопределения и самореализация, которая включает как осуществление личностных и творческих возможностей человека, так и удовлетворение от профессиональной деятельности.

Одна из причин этих трудностей у медалистов – отсутствие дифференцированного подхода к школьным предметам.

Другая – недостаточное раскрытие творческого потенциала. Выбрать сегодня вуз не значит выбрать профессию на всю жизнь. Вуз, профессия могут стать лишь очередным этапом в дальнейшей профессиональной карьере, который позволит приобрести не только знания, но и жизненный опыт. История знает немало таких примеров А. С. Грибоедов – писатель, дипломат, А. П. Чехов – писатель, доктор, М. М. Жванецкий – писатель, окончивший в свое время Одесский кораблестроительный институт, М. М. Задорнов – писатель, окончивший МАИ, В. Соловьев – журналист, окончивший горный институт и т. д.

Во все времена люди находят свое призвание не по первому образованию.

Все зависит от целеустремленности, а медаль – первый и важный вклад в банк профессионализма.

Творчески одаренные дети редко бывают отличниками, это доказано экспериментально и подтверждено традиционной системой образования. На различия между уровнем творческих способностей и интеллектом обратил внимание американский психолог Терстоун (1887–1955). Он отмечал, что в творческой активности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи; что такие идеи могут приходить во время расслабления, рассеивания внимания, а не во время сосредоточения над решением проблемы.

Повышенная мотивация, нацеленность, в первую очередь, на результат, на оценку, а не на процесс – вот один из факторов, мешающих раскрыть творческие способности отличников.

Наши медалисты зачастую рационалисты, предпочитающие оптимальный, стандартный путь решения, а это мешает полноценному развитию дивергентного стиля мышления. Согласно исследованиям, среди творчески продуктивных инженеров почти не встречаются вузовские отличники, ибо они предпочитают административную или исполнительскую работу.

По данным тестирования, личность «идеального» ученика по своим характеристикам противоположна личности творческой. Способность к обучению в школе определяют такие черты, как дисциплинированность, исполнительность, самоконтроль, доверие к авторитетам.

А параметры креативности (творчества) включают в себя самостоятельность и независимость мышления, оригинальность, способность к нешаблонным решениям.

У большинства медалистов в связи с их высоким академическим интеллектом и в силу их возраста уже сформировались такие черты, как исполнительность, эмоциональная уравновешенность и практичность.

Творческая же личность обладает широтой интересов и увлечений, мечтательностью и чувствительностью, богатым внутренним миром и эстетической восприимчивостью, непосредственностью, эмоциональностью. Это один из факторов, подтверждающий, что слишком высокий интеллект может даже препятствовать креативности.

В реальной учебной деятельности акценты делаются на интеллект, а творчеству отводится второстепенная роль.

Используя в школьной программе новые технологии (учебная исследовательская деятельность, можно будет развивать свойства мышления, необходимые не только для адаптации к дальнейшей жизни, но и для плодотворного влияния на саму жизнь.

Конечно, медалисты обладают большим багажом знаний. Но сегодня этого уже недостаточно. Необходимо умение творчески подойти к решению любой проблемной ситуации. По данным современных генетических исследований, интеллект в большей степени зависит от наследственных факторов, а креативность – от срезовых. Полноценное развитие интеллекта возможно только в том случае, если в раннем возрасте внимание в равной степени уделяется как формированию разнообразных навыков, так и развитию творческих способностей.

Помочь заинтересованным родителям раскрыть творческий потенциал ребенка в детстве, показать им основные направления для занятий дома – одна из наших задач.

Публикации по теме:

«Характеристика и особенности одарённых детей, как проблема и психологическое явление». "Характеристика и особенности одарённых детей ВВЕДЕНИЕ Одаренные дети являются уникальным явлением в социальном мире. Как отмечают многие.

Консультация «Способности как и мускулы, нуждаются в тренировке» «Способности, как и мускулы нуждаются в тренировке». Ребенок – существо с человеческим мозгом, готовым к усвоению опыта предшествующих поколений,.

Технологическое обеспечение коррекционно-педагогической работы по развитию сенсорно-перцептивной способности Развитие сенсорно-перцептивной способности детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями:.

Консультация для родителей «Как развивать музыкальные способности» Консультации Как развивать музыкальные способности. Даже если вы не ставите перед собой задачу воспитать второго Моцарта, согласитесь,.

Консультация для педагогов по развитию способности организации действия у дошкольников Консультация для педагогов "Современный подход к организации образовательного процесса для успешного овладения детьми способностью организации.

Консультация для родителей на тему: «Как развить музыкальные способности ребенка» Известно, что человек не рождается с теми или иными способностями. Они формируются в определенных условиях. Способности- это не врожденные.

Консультация для воспитателей «Творческие способности» «Творческие способности детей» Способности человека наиболее глубоко и разносторонне рассматривает наука психология. Но термин «способности».

Консультация «Проблема протекания «кризиса трех лет» Кризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую возрастную ступень. С одной стороны, кризисы необходимы:.

Консультация «Особенности организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении» Физкультурно-оздоровительная работа представляет собой комплекс мероприятий, проводимых сотрудниками образовательного учреждения, направленных.

Консультация «Особенности работы с одаренными детьми дошкольного возраста» Статья: "Особенности работы с одаренными детьми дошкольного возраста". При составлении плана программы для одаренных учащихся необходимо.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Проблема способности и одарённости и особенности работы с ними»
Опубликовано: 25 декабря 2017 в 00:06
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД