МААМ-картинки

Тактика игрового взаимодействия взрослого с детьми при руководстве сюжетно-ролевой игрой

Светлана Агапова
Тактика игрового взаимодействия взрослого с детьми при руководстве сюжетно-ролевой игрой

«Игры не столько стихия ребёнка, сколько единственная область, где мы представляем ему более или менее широкую инициативу. Лишь в играх ребёнок чувствует себя до некоторой степени независимым… На игру… у ребёнка есть право»

Я. Корчак

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Она строится на взаимодействии ребенка со взрослым. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность к активной деятельности.

Публикация «Тактика игрового взаимодействия взрослого с детьми при руководстве сюжетно-ролевой игрой» размещена в разделах

Задача взрослого – помочь ребенку организовать игру, сделать её увлекательной.

Тактика игрового взаимодействия взрослого с ребенком изменяется по мере взросления детей.

Организуя игру с детьми 1, 5-3 лет важно:

- Развертывать игровые действия на виду у детей непринужденно, постепенно втягивая их в игру.

- Всё время комментировать смысл своих действий и смысл действий детей

(«Буду купать зайчика, он грязный»).

- Помогать ребенку осознать смысл его действий, перенесенные им в самостоятельную деятельность из игры, поддерживая комментариями.

- Использовать сочетание реалистических игрушек с условными предметами, заместителями, чтобы было понятно ребёнку (Например, кубик на игрушечной тарелке – кусок торта).

- Новые игрушки обыгрывать вместе с детьми.

Неправильная тактика в работе с детьми 1. 5-3 лет:

- Проводить игры-инсценировки с куклами по типу занятия.

- Играть с игрушками или предметами-заместителями молча, без комментариев.

- Оставлять самостоятельные игровые действия детей без внимания.

- Использовать только сюжетные реалистические игрушки или только предметы-заместители.

- Вносить новые игрушки, не давая образцов их игрового использования.

Организуя игру с детьми 3-5 лет важно :

- Обозначать вербально принимаемую роль и роль партнера («Я продавец, а ты давай будешь покупателем»).

- Выделять специфику ролевых действий и ролевое взаимодействие через активное использование ролевого диалога.

- Использовать парные взаимно дополнительные роли («Доктор больной, продавец покупатель и т. п.», постепенно увеличивая число ролей за счет развертывания сюжета.

- Предоставлять возможность свободно включаться в игру, менять роль по ходу игры.

- Перемещаться от одной подгруппы детей к другой, включаясь в их игру.

Остальным детям предоставить возможность действовать самостоятельно, по желанию.

- Использовать лаконичную ролевую атрибутику, для перехода к другой роли, необходимой по смыслу сюжетных событий (сумка или шапочка врача).

- Основой для игры активно использовать мотивы сказочных сюжетов.

Неправильная тактика в работе с детьми 3-5 лет :

- Включаться в игру с детьми, не обозначив своей роли и не выяснив какую роль взял на себя ребенок.

- Обращаться к партнерам во время игры по имени, не используя ролевого обращения (например, «Катя, полечи меня», а не «Доктор, полечи меня»).

- Учить точному воспроизведению профессиональных операций (например, взвешивать, делать укол).

- Навязывать предварительной план игры и требовать соблюдения этого плана.

- На протяжении всей игры требовать от детей соблюдения, взятой на себя роли.

- Организовывать детей для игры по единому сюжету. Управлять и контролировать действия участников так, чтобы все оказались занятыми.

- Использовать подробную ролевую атрибутику (например, полные костюмы).

- Ограничиваться в игре только семейной тематикой или профессиональными ролями.

Организуя игру с детьми 5-7 лет важно :

- Использовать новую форму игры (Игру-придумывание, игру-фантазирование, протекающую в чисто речевом плане, исключая предметно-игровые и ролевые действия.

- Участвовать в предварительном периоде самостоятельной игры детей.

- Предоставлять возможность самим распределять роли и играть по сюжету с «открытым концом».

- Использовать мотивы сказочных сюжетов в игре-придумывании и подготовительном периоде к самостоятельной игре.

- Давать образцы соединения сказочных и фантастических элементов (событий, персонажей) с реальными, давая толчок детскому творчеству.

- Действовать как равноправный партнер, внося нормативные способы распределения ролей (жребий, считалка) при сложившихся между детьми неблагополучных отношений.

Неправильная тактика в работе с детьми 5-7 лет :

- Использовать предметно-игровые действия в рамках привычных сюжетов.

- Нацеливать детей на детализацию ролевых действий, а не на творческое развитие сюжета.

- Заранее задавать сюжет игры с определённой последовательностью событий.

- Требовать доводить сюжет «до конца», выполняя одну роль принятую в начале игры.

- Стимулировать игру только по реалистическим сюжетам, подбирая для игры материалы и атрибуты, наводящие детей на воспроизведение профессиональных функций взрослых.

- Вмешиваться в отношения между сверстниками, назначать детей на главную роль.

Игра имеет свои законы развития, каждому возрасту соответствует свой определённый этап. Развиваясь, она поднимает ребёнка на новую ступень осознания мира предметов, мира человеческих отношений.

Таким образом можно выделить 3 этапа формирования сюжетно –ролевой игрой.

На 1 этапе (1,5- 3 лет) – педагог стимулирует ребенка к осуществлению условных действий с предметами.

На 2 этапе (3-5 лет) – педагог формирует у детей умение принимать роль, переходить в игре от одной роли к другой.

На 3 этапе (5-7 лет) – дети должны овладеть умением придумывать разнообразные сюжеты игр.

Игра может использоваться в целях планирования и прогнозирования поведения человека в определённых ситуациях его будущей деятельности. Тактика игрового взаимодействия взрослого с детьми при руководстве сюжетно-ролевой игрой помочь ребенку организовать игру, обогатить её содержание, сделать её интересной и увлекательной. Организовать в игре общение и взаимодействие детей.

Публикации по теме:

Непосредственно образовательная деятельность «О чём рассказывают знаки» (подготовительная подгруппа)Непосредственно образовательная деятельность «О чём рассказывают знаки» (подготовительная подгруппа) На нод представлены улицы, площади, перекрестки, дома, светофоры, мосты, машины. Используя макет, воспитатель знакомит детей с темами:.

Роль сказки в формировании личности ребенка «Роль сказки в формировании личности ребёнка. Психологический аспект.» «Сказка, - писал В. А. Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребёнка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тактика игрового взаимодействия взрослого с детьми при руководстве сюжетно-ролевой игрой
Опубликовано: 12 января 2015 в 17:41
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД