Елена Пименова
Театрализованная деятельность. Этюдный тренаж (часть II)
▼ Скачать + Заказать документы
ЭТЮДЫ НА СОПОСТАВЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ЭМОЦИЙ
1. Потешка
Описание игры: Ведущий – На улице две курицы с петухом дерутся.
Две девушки-красавицы смотрят и смеются.
Девочки: Хи-хи-хи, ха-ха-ха! Как нам жалко петуха!
Выразительные движения: Петух и куры очень сердиты, брови сдвинуты, размахивают руками, наступают друг на друга. Девочки весело смеются, голова запрокинута назад, рот полуоткрыт.
2. Крапива
Описание игры: Ведущий – У забора сиротливо пригорюнилась крапива.
Публикация «Театрализованная деятельность, Этюдный тренаж (часть II)» размещена в разделах
Может, кем обижена? Подошел поближе я,
А она-то, злюка – обожгла мне руку (В. Шварц)
Выразительные движения: Туловище согнуто, голова опущена, руки висят вдоль тела, брови нахмурены, губы оттопырены.
3. Кролик
Описание игры: Ведущий – Мне сегодня очень грустно: Бедный кролик заболел.
Даже вкусный лист капустный бедный кролик мой не ел.
Девочка - Что мне делать? Как мне быть? Как мне кролика лечить?
Ведущий – Хоть лекарство очень горько, но в лекарстве польза есть.
И невкусную касторку я ему велела съесть.
Девочка – Кролик мой касторку съел и опять повеселел!
Выразительные движения Брови приподняты и сдвинуты, глаза сощурены, плечи опущены, поникшая голова, опущены уголки губ. Мышцы лица расслаблены, голова приподнята, улыбка.
4. Заячий дом
Описание игры: Ведущий – Был у зайца дом как дом под развесистым кустом. И доволен был косой…
Заяц – Крыша есть над головой! Ведущий – А настала осень, куст листочки сбросил,
Дождь как из ведра полил, заяц шубку промочил. Мерзнет, бедный, под кустом…
Заяц – Никудышний этот дом! (А. Масленникова).
Выразительные движения: Брови приподняты, глаза слегка прищурены, улыбка. Плечи опущены, уголки губ опущены, рот полуоткрыт, зубы стучат.
5. Р-Р-Р
Описание игры: Ведущий – Вышел Лев из-за горы и, подумав, молвил
Лев: Ррры! Ведущий – Подлетели какаду.
Какаду – Что имели Вы ввиду? Ррразорву и рррастерзаю? Ррразнесу и ррразметаю? Ррраспугаю всех подряд? Ведущий – Лев сказал…
Лев – Я просто рррад! (Ю. Тувим)
Выразительные движения: Брови нахмурены, нос сморщен, губы оттопырены, тело дрожит, голова откинута назад, брови приподняты, глаза слегка прищурены, улыбка.
ЭТЮДЫ НА ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА
1. Заячий хвостик
Описание игры: Заяц – Признаться, с виду я хорош, и скажем без утайки:
Нигде другого не найдешь еще такого зайки! (Т. Караманенко)
Выразительные движения: Голова гордо откинута назад, плечи развернуты, ноги чуть расставлены, брови приподняты, взгляд устремлен вперед, правая рука делает размашистые движения в ритме стихотворения.
2. Капризка
Описание игры: Ведущий – Не хочу я руки мыть! Не хочу я кушать!
Целый день я буду ныть, никого не слушать!
Почему я все кричу? Вам какое дело?
Ничего я не хочу, все мне надоело! (Т. Караманенко)
Выразительные движения: Брови сдвинуты, уголки губ опущены вниз, голова и плечи слегка отклонены.
3. Куры
Описание игры: Ведущий – Сели куры на забор и пустились в разговор.
Куры – Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Мы уселись высоко!
Ведущий – Касатки в небе вьются, над курами смеются.
Касатки – Ой, вы, куры, ко-ко-ко, это разве высоко? (О. Бедарев)
Выразительные движения: Голова откинута назад, плечи развернуты, брови приподняты, взгляд устремлен вперед, голова приподнята, брови подняты, улыбка.
4. Коза-хлопота
Описание игры: Ведущий – Коза-хлопота, день-деньской занята.
Ей – травы нащипать, ей – на речку бежать,
Ей – козляток стеречь, малых деток беречь.
Чтобы волк не украл, чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса их с собой не унесла (слова народные)
Выразительные движения: Ребенок выполняет движения, соответствующие тексту, мимикой и движениями, выражая озабоченность и беспокойство.
5. Мы играли в Каравай
Описание игры: Ведущий – Мы играли в Каравай, кого любишь – выбирай.
Каравай был невысок, третий шел ему годок.
Он играть не умел, на пол сел и заревел (считалочка)
Выразительные движения Поникшая голова, сведенные брови, опущенные уголки губ.
6. Шлепают гуськом
Описание игры: Ведущий - Шлепают гуськом гусак за гусаком.
Смотрит свысока гусак на гусака.
Ой, выщеплет бока гусак у гусака (Л. Николаенко)
Выразительные движения: Дети выполняют движения, согласуя их с текстом
ЭТЮДЫ НА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЖЕСТА
1. Прятки
Описание игры: Ведущий – Оленька играет в прятки, где искать ее, ребятки?
Заглянули под кровать – под кроватью не видать.
Где ты, Оля, далеко ли? Мы соскучились без Оли!
И за дверью Оли нету, и не вино за буфетом,
И на кухне под столом Олю тоже не найдем.
Оля прячется за креслом…
Оля – Нет, играть не интересно. Вдруг забудут, не найдут?
Ведущий – Где ты, Оленька?
Оля – Я тут! (З. Александрова)
Выразительные движения: Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Выражение лица озабоченное, брови подняты, уголки рта опущены, во время движения руки слегка разводят в стороны, ладони раскрыты, на миг приподнимаются плечи.
2. Купили по книжке братикам
Описание игры: Ведущий – Купили по книжке братишкам.
Один прочитал свою книжку, другой разорвал свою книжку.
Купили по книжке братишкам, но разными были братишки (К. Жанэ)
Выразительные движения: Один ребенок сосредоточенно читает воображаемую книжку, медленно переворачивая страницы, другой вырывает страницы.
3. Шла лиса
Описание игры: Ведущий – Шла лисица вдоль тропинки и несла грибы в корзинке.
Пять опят и пять лисичек для лисят и для лисичек… (И. Мазнин)
Выразительные движения: Медленная походка, Корпус отклонен вправо в сторону тяжелой корзинкой, руки свободно висят вдоль туловища, правая рука сжимает воображаемую корзинку. На последнее слово ставит корзинку на пол.
4. Комары
Описание игры: Ребенок – Комары! Комары! Вы уж будьте так добры,
Не кусайте вы меня столько раз средь бела дня!
Ведущий – Отвечали комары…
Комары – Мы и так к тебе добры, ведь кусаем мы тебя хоть до крови, но любя! (С. Михалков)
Выразительные движения: Ребенок отмахивается от комаров, комары летают вокруг, пытаясь ужалить.
5. Ежики
Описание игры: Ребенок – Ежик, ежик колкий, дай свои иголки!
Надо бельчонку сшить распашонку, починить штанишки драчуну-зайчишке.
Ежик, ежик колкий, одолжи иголки.
Ведущий – Фыркнул ежик
Ежик – Отойдите! И не ждите, не просите! Если дам иголки – съедят меня волки! (В. Шумилин)
Выразительные движения: На 1 и 2 строчки ребенок протягивает руки в сторону ежика, кисти рук держит горизонтально, ладонями вверх. С 3 стр. имитирует «шитье». 7 и 8 стр. как 1 и 2. Ежик рассержено топает ногой, одновременно резко размахивая рукой. На две последние стр. ежик разводит руки в стороны, покачивая ими.
6. Прачки
Описание игры: Ведущий – Мама вставала, дочек созывала…
Мама – Время настало, надо вставать,
Дам я вам, дочки, платья, сорочки,
Юбки, платочки - будем стирать.
Дочки – Мылим платочки, юбки, сорочки, белая пена шапкой встает
Трудимся ловко, ну и сноровка! Очень успешно стирка идет! (слова народные)
Выразительные движения: Дети выполняют движения, согласуя их с текстом.
7. Дровосек
Описание игры: Ведущий – Раз, два, раз! Раз, два, раз!
Колет белочка дрова.
Раз, два, раз, два,
даже детки тащат ветки,
По охапке в каждой лапке.
Раз, два, раз! Раз, два, раз!
Хоть в лесу похолодало, дровосекам жарко стало,
Потрудились дружно, и костра не нужно!
Выразительные движения: Дети выполняют движения в соответствии с текстом песни: колют дрова, носят хворост, вытирают пот со лба, обмахиваются руками.
8. Звонкий день
Описание игры: Ведущий – Взял Топтыгин контрабас…
Топтыгин – Ну-ка, все пускайтесь в пляс!
Ни к чему ворчать и злиться,
Лучше будем веселиться!
Ведущий – Тут и волк на поляне заиграл на баяне.
Волк – Веселитесь, так и быть! Я не буду больше выть.
Ведущий – Чудеса, чудеса! За роялем - лиса,
Лиса-пианистка, рыжая солистка!
Старик барсук продул мундштук.
Барсук – До чего же у тромбона превосходный звук!
От такого звука убегает скука.
Ведущий – В барабаны стук да стук зайцы на лужайке,
Ежик-дед и ежик-внук взяли балалайки…
Подхватили белочки медные тарелочки.
Белки – Дзынь-дзынь! Трень-брень! Очень звонкий день! (Б. Заходер)
9. Золушка
Описание игры: Девочка изображает Золушку, которая пришла домой после бала очень печальная – она потеряла туфельку…
Выразительные движения: поникшая голова, сведенные брови, опущенные уголки губ, замедленная походка.
10. Вот он какой
Описание игры: Ребенок должен рассказать о размерах и форме хорошо известных ему предметов.
Выразительные движения: Ребенок воспроизводит отчетливые жесты, которые характеризуют предмет.
11. Хочется спать
Описание игры: Мальчик попросил родителей, чтобы ему разрешили вместе со взрослыми встретить Новый год, но чем ближе к полуночи, тем больше ему хочется спать. Он долго борется со сном, но, в конце концов, засыпает.
Выразительные движения: Зевота, верхние веки опущены, брови приподняты, голова клонится вниз, руки опущены.