Елена Пименова
Театрализованна деятельность. Этюдный тренаж (часть I)
▼ Скачать + Заказать документы
УПРАЖНЕНИЯ-ЭТЮДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ МИМИКИ И ЖЕСТА.
(ЭТЮДНЫЙ ТРЕНАЖ)
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ:
1. Давай потанцуем
Цель игры: Развивать внимание детей, учить реагировать на зрительные сигналы.
Публикация «Театрализованна деятельность, Этюдный тренаж (часть I)» размещена в разделах
Описание игры: Учитель предлагает детям потанцевать. Девочки танцуют только тогда, когда учитель поднимает цветок, а мальчики – когда показывает флажок или танцуют одновременно, если поднимается цветок и флажок. Под русскую народную мелодию дети исполняют импровизированный танцевальный этюд.
2. Не будем скучать
Цель игры: Развивать умение концентрировать внимание и переключать его с одного действия на другое.
Описание игры: Учитель предлагает детям придумать ряд занятий различного характера: рассматривание рисунков, отгадывание загадок, игра на музыкальных инструментах, чтение стихов. По указанию педагога дети быстро переходят от одного занятия к другому.
3. Будь внимателен
Цель игры: Учить детей сосредотачиваться на определенном действии, развивать наблюдательность.
Описание игры: Предлагаем детям за короткий срок заметить как можно больше подробностей в чьем-либо костюме и т. п. Такая задача требует большого напряжения внимания, и в этом ее смысл.
4. Сочини сказку
Цель игры: Учить детей быстро сосредотачиваться на объекте, развивать фантазию, обогащать словарный запас.
Описание игры: Предлагаем детям сосредоточить внимание на предложенном наборе предметов или игрушек, молча сочиняя сказку. В это время окружающие рассматривают ребенка, смешат его, делают на его счет замечания. Чтобы правильно выполнить упражнение, нужно быть очень внимательным и сосредоточенным на объекте.
5. Художник
Цель игры: Развивать память.
Описание игры: Предлагаем детям нарисовать какие-либо геометрические фигуры: круги, квадраты, прямоугольники, треугольники (количество фигур ребенок выбирает самостоятельно). После выполнения задания учитель забирает работы, проводит любую подвижную игру, затем предлагает детям вспомнить, что было нарисовано на рисунке и в каком количестве. Если ребенок не помнит, ему предлагается на чистом листе нарисовать то, что было у него на первом рисунке.
6. Запомни позу
Цель игры: Совершенствовать процесс запоминания у детей.
Описание игры: Нескольким детям (3-им) предлагается придумать танцевальную композицию на хорошо знакомую музыку. С окончанием звучания дети замирают на некоторое время в любой позе. Остальные дети должны запомнить и скопировать позы любого из трех танцевавших детей.
7. Обезьянки
Цель игры: Развивать память.
Описание игры: Двое детей изображают обезьянок. Первая мимикой изображает два-три различных настроения. Вторая внимательно наблюдает и через некоторое время в той же последовательности копирует то, что изобразила первая обезьянка.
8. В музее восковых фигур
Цель игры: Развивать фантазию и память детей.
Описание игры: Трое детей, предварительно договорившись друг с другом, замирают в различных позах. Ребенок – посетитель музея – запоминает позы и через 5-6 секунд воспроизводит их.
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ
1. Угадай
Описание игры: Упражняются две группы детей. Одна группа выбирает какую-нибудь атмосферу и погружается в нее. Другая группа, не зная, какая атмосфера выбрана, должна угадать ее. Потом группы меняются ролями. ( например: одна группа выходит за дверь, другая группа представляет себя на берегу моря. Для облегчения отгадывания можно предложить варианты атмосфер – на берегу моря или на карнавале)
2. Произнеси слово
Описание игры: Учитель вводит детей в определенную атмосферу. Затем дети начинают говорить по очереди слово или короткую фразу, стараясь произнести в полном соответствии с созданной атмосферой.
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
1. Наш оркестр
Описание игры: Дети мимикой и жестами изображают музыкантов оркестра, играющих на различных музыкальных инструментах. Сопровождает импровизацию детей хорошо знакомая мелодия.
2. Профессия
Описание игры: Выбранные дети изображают жестами и манипуляциями какие-то действия, характерные для той или иной профессии, остальные должны догадаться, что за профессию они изобразили.
3. Карнавал зверей
Описание игры: Участники игры распределяют роли зверей и решить, какого по характеру зверя они будут изображать (медведя – доброго или злого, зайца – хвастливого или трусливого, лисицу – хитрую или озорную). Остальные должны по их действиям угадать характер персонажа.
Это упражнение можно использовать для развития памяти. В конце занятия дети вспоминают, каких зверей они изображали.
4. Бывает же такое
Описание игры: Предлагаем детям разыграть любую сказку, изменив характеры персонажей на противоположные.
ЭТЮДЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
1. Оживи предмет
Цель игры: Приобщать детей к сочинительству сказок, стихов, песенок.
Описание игры: Предлагаем детям представить, что книга, чашка, ручка – живые предметы, с которыми можно общаться. О чем бы вы их спросили?
2. Фантазеры
Цель игры: Побуждать детей к воплощению определенных замыслов, воздействовать на чувства зрителей.
Описание игры: Ребенок произносит фразу с определенным настроением (радость, печаль, испуг, восторг). Остальные придумывают историю на эту тему в заданном настроении.
3. Выбери профессию
Цель игры: Учить детей комбинировать знакомые образы в необычных сочетаниях.
Описание игры: Предлагаем детям выбрать один из нескольких предметов (ножницы, половник, градусник, молоток и т. п.) и рассказать, к какой профессии он принадлежит, с какой профессией он связан. Чем ему нравится эта профессия. Хотел ли бы он выбрать эту профессию?
ЭТЮДЫ НА ВЫРАЖЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЭМОЦИЙ
1. Кошка
Цель игры: Побуждать детей мимикой и жестами передавать настроение персонажа.
Описание игры: Ведущий – Кошка, как тебя зовут?
Кошка – Мяу! Ведущий – Стережешь ты мышку тут?
Кошка – Мяу! Ведущий – Мяу-хочешь молочка?
Кошка – Мяу! Ведущий – А в товарищи щенка?
Кошка – фр-р! (Г. Сапгир)
Выразительные движения: глаза полузакрыты, мышцы лица расслаблены, полуулыбка – кошка испытывает удовольствие. Голова наклонена вперед, брови нахмурены, глаза сощурены, нос сморщен – кошка испытывает отвращение.
2. Наша мама
Описание игры: Ведущий – Почему так дома пусто? Почему так дома грустно?
Мы откроем вам секрет.
Дети - Потому что мамы нет!
Ведущий – Что случилось, что случилось? Все кругом преобразилось, стала комната светла? Дети – Это мама в дом вошла! (Л. Дымова)
Выразительные движения: Поникшая голова, сведенные брови, опущенные уголки губ – дети испытывают печаль. Тело отклонено назад, подбородок слегка приподнят, улыбка – дети изображают радость.
3. Воробей
Описание игры: Ведущий – Воробей, чего ты ждешь? Крошек хлебных не клюешь?
Воробей – Я давно заметил крошки, да боюсь сердитой кошки (А. Тараскин)
Выразительные движения: сжаться в комочек, втянуть голову в плечи, брови приподняты вверх, глаза расширены, рот приоткрыт.
4. Мишка
Описание игры: Ведущий – Бедный мишка заболел, видно, много меду съел.
Мишка плачет и кричит…
Мишка – У меня живот болит! Ведущий - Мишка стонет, слезы льет – у него болит живот.
Непослушный жадный мишка съел лесной малины лишка (Ф. Бобылев)
Выразительные движения: Туловище согнуто, руки прижаты к животу, брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, уголки губ опущены.
5. Капуста
Описание игры: Ведущий – Что за скрип, что за хруст? Это что еще за куст?
Ребенок – Как же быть без хруста, если я – капуста (В. Суслов)
Выразительные движения: Руки отведены в стороны, ладонями вверх, плечи приподняты, рот раскрыт, глаза широко открыты.
6. Печалиться не надо
Описание игры: Ведущий – Что грустишь, Галина-Галя?
Галя – В первый класс пошел мой брат, а меня туда не взяли, «Маловата» говорят!
Ведущий – Это верно, маловата! Но печалиться не надо, подойдет и твой черед незаметно… через год! (И. Тарло)
Выразительные движения: Поникшая голова, сведенные брови, опущенные уголки губ.
7. Петушки
Описание игры: Ведущий – Петушки распетушились, но подраться не решились.
Если очень петушиться – можно перышек лишиться.
Если перышек лишиться – нечем будет петушиться! (В. Берестов)
8. Слон
Описание игры: Ведущий – Больше всех на суше он, очень, очень добрый слон.
Видно, даже у зверей тот и больше, кто добрей (Б. Заходер)
Выразительные движения: Приподнятые брови, глаза слегка прищурены, улыбка.
9. Ослик
Описание игры: Ослик был сегодня зол: он узнал, что он – осел (К. Чуковский)
Выразительные движения: Сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренная нижняя губа.
10. Заболела книжка
Описание игры: Ведущий – Заболела эта книжка: изорвал ее братишка.
Я больную пожалею: я возьму ее и склею! (Б. Заходер)
Выразительные движения: Поникшая голова, опущенные плечи, руки висят вдоль тела, брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт.
11. Зайка
Описание игры: Ведущий – Едет зайка на трамвае, едет зайка, рассуждает:
Зайка – Если я купил билет, кто я? Заяц или нет? (А. Шибаев)
Выразительные движения: Руки разведены в стороны, плечи приподняты, брови подняты кверху, глаза широко раскрыты, рот полуоткрыт.
12. Курица с цыплятами
Описание игры: Ведущий – Куд-куда! Куд-куда! Ну-ка, все скорей сюда!
Ну-ка, к маме под крыло, куд-куда вас понесло? (В. Берестов)
Выразительные движения: Нахмуренные брови, сморщенный нос, оттопыренные губы, усиленная жестикуляция.
13. Гусь
Описание игры: Ведущий – Серый гусь, сердитый гусь, я тебя не побоюсь.
У тебя я на виду до калитки я пройду. От калитки побегу, вот как бегать я могу (Г. Сапгир)
14. Снежинка
Описание игры: Ведущий – Дул я долго на снежинку, на язык ее ловил,
Со снежинкою смешинку я, наверно, проглотил.
Без веселья не могу быть минуты на снегу. (Г. Люшин)
Выразительные движения: Ребенок рассматривает на руке воображаемую снежинку, откидывает назад голову, ловит ее языком, смеется, брови приподняты, улыбка.