Папки-передвижки

Театрализованные игры на музыкальных занятиях

Калинин Андрей
Театрализованные игры на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы

Театр в жизни ребенка—это праздник, всплеск эмоций, сказка; ребенок сопереживает, сочувствует, мысленно «проживает» с героем весь его путь. В процессе игры в театр развиваются и тренируются память, мышление, воображение, фантазия, выразительность речи и движений.

На музыкальных занятиях и развлечениях необходимо использовать театрализованные игры, как наиболее естественную деятельность детей. Это короткий путь эмоционального раскрепощения детей, снятия зажатости.

Публикация «Театрализованные игры на музыкальных занятиях» размещена в разделах

В театрализованной игре существует взаимосвязь и взаимопроникновение различных видов музыкальной деятельности. Например, двигательные упражнения могут сопровождаться пением, песня - игрой, слушание музыки переходит в музыкально-ритмическую игру, что позволяет охватывать все виды музыкальной деятельности в детском саду.

Театрализованная игра имеет музыкально-игровой сюжет, помогающий удерживать внимание ребёнка. Успешное использование методов М. А. Давыдовой «Пропевание классических лейтмотивов», «Покажи взглядом» позволяет научить детей вслушиваться в музыкальную речь. С целью формирования ощущений, таких как чувство ритмической пульсации, интонации, темпа, образа, используются театральные игры. Формирования ощущений можно достигать при использовании голосовых импровизаций М. А. Давыдовой «Лес», «Утро», театрально-метроритмического тренинга «Рукава», словесного тренинга «Пчела».

Театрализованные игры доставляют огромную радость детям, создают психологический комфорт, дают возможность фантазировать, сочинять. Посредствам игр дети легко усваивают сложные элементы речи и композиции.

«Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она- неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.» А. Е. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии» Творческий центр «Сфера» М. ,2003г. с. 4.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - что путь через творческую игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Одной из возможностей познакомить дошкольников с театральным искусством является проведение праздников и развлечений, в основе которых - игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. Проведение праздника в такой форме позволяет творчески раскрыться каждому ребенку: кто - то показывает себя в большой роли, кто - то в совсем крошечной; робкие, стеснительные дети могут проговорить свои слова хором (по два - три человека). В спектакле всегда находится место маленьким танцорам и певцам. Вместе с детьми участвуют и взрослые - воспитатели, нянечки, родители. Участие взрослых способствует более полному и яркому выражению идеи праздника.

Театрализованное представление вырастает из репетиций, которые строятся не в виде многочисленных повторений выученного материала, а через раскрытие детьми характеров сказочных персонажей. Я стараюсь, чтобы подготовка спектаклей не убила детскую самобытность, чтобы участие в представлении приносило радость каждому ребенку.

Особое внимание уделяется оформлению зала, декорациям, костюмам персонажей, применению звуковых и световых эффектов, так как все это помогает ребенку перенестись в волшебный мир сказки, в котором он сам становится героем.

Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, а не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременно трем основным целям; развитию речи и навыков театрально - исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества, социально - эмоциональному развитию детей.

Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребенка. Занятия театрализованной деятельностью развивают его память, внимание, совершенствуют речь и пластику движений, способствуют раскрытию творческих способностей.

Основной задачей работы музыкального руководителя в этом направлении становится развитие театральных способностей дошкольников через все виды музыкальной деятельности.

Цели:

1. Приобщение детей к театральной культуре.

2. Создание условий для развития творческой активности и артистических способностей детей в театрализованной деятельности детей.

3. Обеспечение взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности.

4. Создание естественной среды для развития фантазии и воображения у детей, отработки речевых и поведенческих навыков.

5. Формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

6. Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

7. Развивать импровизационную самостоятельность в создании художественного образа на заданный текст в жанре песни, танца, марша. Развивать творческие способности в умении передавать настроение, характер музыки, пластикой движений тела, рук, мимикой, жестами. Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.

8. Активизировать и расширять словарь детей. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, культуру речевого общения.

9. Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей.

10. Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

11. Проводить занятия, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей.

12. Поощрять желание принимать активное участие в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретаемые в театрализованных играх, на занятиях.

13. Формировать активную позицию родителей по отношению проводимой театрализованной деятельности в детском саду.

14. Знакомить с видами театрального искусства, театральной терминологией.

«Театрально – игровая деятельность имеет большое значение для воспитания и развития детей дошкольного возраста. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. И самое главное, театр основан на игре – ведущей деятельности ребенка в детском саду. Театрализованные игры и упражнения способствуют развитию детской фантазии, воображения, всех видов детского творчества (художественно–речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического). Выдающийся психолог Л. Выготский писал: «Творческие процессы лучше выражаются в играх детей. Играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества».

В своей практике музыкальный руководитель ориентируется на элементы театральности, зрелищности. Обычно занятие начинается с распевания: «Здравствуйте, ребята». Дети отвечают пением: «Здравствуйте!» Далее пою: «Здравствуйте, котята!». Дети: «Мяу – мяу – мяу!», «Здравствуйте, утята!», «Кря – кря – кря»!» и т. д. Дети с радостью включаются в игру, превращаясь, то в лягушек, то в котят, учатся звукоподражанию, четкой дикции, учатся управлять силой голоса, тембром. Слово и музыка неразрывны, так как музыка привлекает детей к речевой основе, заставляет вслушиваться и вдумываться в содержание песни. Для этого используюется песенный материал, который можно инсценировать, исполнять по ролям, то есть вносить элементы театральности. Чтобы песня понравилась детям, педагог преподносит ее ярко, выразительно, с соответствующей интонацией и мимикой.

Много времени уделяется вокальной подготовке детей. Детям очень нравится инсценировать песни «Азбука» (Т. Попатенко, «Дельфиненок» (Э. Ханка, «Зеленые ботинки» (С. Гаврилова, «Львы» (Г. Левкодимова, «Про меня и муравья» (Л. Абелян, и другие. Перед инсценировкой проводится беседу с детьми, которая настраивает их на выбор определенных средств выразительности для передачи того или иного образа. Инсценирование проходит в виде спектакля. Дети-зрители самостоятельно оценивают игру товарищей, высказываются об этом: «Поля пела жалобно, когда потеряла маму» (песня «Дельфиненок», «Никита двигался забавно, смешно» (песня «Про козлика» Г. Струве).

Музыкальный руководитель старается использовать в педагогическом процессе современные технологии, которые обеспечивают не только запоминание того или иного материала, но и помогут выразительно воспроизвести и исполнить его. В этом он опирается на специально подобранную систему пальчиковых игр, упражнений, этюдов на расслабление мышц, выразительность жестов, умение владеть своим телом (аудио-пособия С. и Е. Железновых «Пять поросят», «Аэробика для малышей», «Золотые ворота», «Танцевальная ритмика для детей» Т. Суворовой.). Выполняя эти задания, дети учатся исполнять их выразительно, эмоционально, двигаются в играх, танцах более раскованно, естественно. Вся работа строится на трех китах: интонация (искусство выразительного чтения и пения, мимика (выразительность мышц лица, пантомима (сценическое движение). Много времени отводится на разыгрывание разных упражнений и этюдов по методике Т. С. Овчинниковой («Муравей», «Лисичка», «Качели» и т. д.). Для организации психологической безопасности детей дошкольного возраста внедряю элементы психогимнастики по методике М. И. Чистяковой («Игра с камушками», «Спать хочется», «Карлсон», «Котята», др.)

Применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы детских сказочных постановок, их просмотр на мультимедийном экране, помогают разнообразить процесс знакомства детей с искусством театра, сделать встречу с ним более яркой, интересной. Также используется экран мультимедиа для создания различной фоновой обстановки необходимой для спектаклей (лес, город, деревня, море, интерьер домашний и т. д.).

Важно вносить в жизнь детей театрализованные игры, упражнения, этюды, чтобы дети могли пользоваться этими навыками в свободной деятельности. Для этого изготовлены дидактические пособия, которые помогают в решении данной задачи. Такие как, «Путешествие в мир эмоций», «Домик – крошечка», аудио пособие «Знакомство с театром». Для развития артистических способностей дошкольников применяю дидактические игры «Сладкое дерево», «Поможем Дюймовочке», «Три цветка», «Нарисуй музыку», «Колобок», «Салат из сказок», «Собери портрет». Использую также различные виды театров : «Оригами–театр», «Театр мини-игрушки», «Театр мягкой игрушки», «Пальчиковый театр», «Театр на палочках» и т. д. Все это значительно улучшает качество работы и стимулирует интерес детей к данному виду деятельности. Например, педагог спрашивает детей: «Знаете, что такое «мимика»? Выслушивает их ответы, предположения, затем поясняет: «Мимика – это изменение нашего лица, а меняется оно с изменением настроения. Покажите, каким бывает ваше лицо, когда вы: грустите, удивляетесь, сердитесь, радуетесь и т. п.» (Дети показывают.) «А теперь я вам что-то покажу, а вы попробуете угадать, что - же это значит». Показывает жесты «до свиданья», «тише», «нет», «да», дети угадывают. «Может мне кто-то из вас ответить, как называется «язык» на котором я с вами говорила?» Поясняет: «Это жесты. Язык жестов. Им пользуются только актеры? Нет. Он понятен и нам». Затем детям предлагается закрыть глаза и прислушаться. В это время включается фонограмму «звуки леса» и педагог предлагает совершить «прогулку в лес» по узенькой тропинке, где они преодолевают (имитируют) различные препятствия (перешагивают, перепрыгивают, идут по бревнышку и т. п.).

Музыкальный руководитель старается составить сценарий праздника так, чтобы в нем присутствовала театрализация с участием и детей и взрослых («У нас в гостях Винни – Пух», «Проделки Морского Царя», «Фея Снеговея и Весна», «Про то, как Баба Яга внука в армию провожала» и т. д.). Ставятся также музыкальные сказки, небольшие спектакли («Котята - поварята», «Колобок – колючий бок», «Осенний урожай», «Мы спасем планету!», «Дорога на мельницу» (М. Протасова) и т. д.). Совсем недавно с детьми подготовительной к школе группе был создан мюзикл по сказке С. Маршака «Кошкин дом». Подобрана музыка к вокальным номерам, разработаны танцы для героев, придуманы и изготовлены костюмы, необходимые атрибуты.

Безусловно, в работе необходима тесная связь с педагогами, контакт с родителями.

Каждый ребенок талантлив и, чем раньше начать развивать его творческие способности средствами театрального искусства, тем больше результатов можно достичь в песенном, танцевальном и игровом творчестве.

Цель, которую мы ставим перед собой, занимаясь с детьми театральным искусством, - делать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества.

Публикации по теме:

«Нарисованная музыка» или песочная анимация на музыкальных занятиях в ДОУ«Нарисованная музыка» или песочная анимация на музыкальных занятиях в ДОУ Всем родителям известно, игра в песке — одно из самых любимых занятий детей. В песочнице или на морском побережье, дети увлечены этим.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятияхСохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях» Здоровье ребёнка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения,.

Театрализованные игры в детском санаторииТеатрализованные игры в детском санатории Кириллова Людмила Львовна Доклад на педагогическом совете "Театрализованные игры в детском санатории". "Чуткость, восприимчивость к красоте.

Использование коммуникативных игр на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Из опыта работы «Использование игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр Развития Ребёнка детский сад «Берёзка» Из опыта работы.

Театрализованные игры для укрепления здоровья Целью здоровьесберегающих технологий. широко применяемых в ДОУ, является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование.

Консультация для родителей «Для чего на музыкальных занятиях нужны чешки» Чешки - это мягкие спортивные детские тапочки для занятий гимнастикой, а вот откуда произошло это название - ответит не всякий. Есть несколько.

Консультация для воспитателей «Театрализованные игры»Консультация для воспитателей «Театрализованные игры» 27 марта - Международный День театра!Почему, на мой взгляд, возникла необходимость поговорить о театрализованных и театральных играх? Потому.

Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях. 1. Музыка или шум?Цель: Научить определять происхождение звуков и различать.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ-фотоотчетЗдоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ-фотоотчет Использование нетрадиционных методов и приемов результативно для развития дошкольников. Особо остро в настоящее время стоит вопрос о здоровье.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованные игры на музыкальных занятиях
Опубликовано: 25 мая 2020 в 10:56
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театрализованные игры на музыкальных занятиях» (включая файлы) размещена пользователем Калинин Андрей (УИ 2344653) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД