Получи документы

Конспекты занятий по театрально-игровой деятельности дошкольников

Любовь Сапсай
Конспекты занятий по театрально-игровой деятельности дошкольников

Тетрально-игровая деятельность

Занятие 1

Цель. Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности. Знакомить с театральными куклами студии. Воспитывать умение следить за развитием действия в кукольном спектакле.

Материал. Куклы театральной студии.

Публикация «Конспекты занятий по театрально-игровой деятельности дошкольников» размещена в разделах

Ход занятия

Дети вместе с педагогом рассматривают кукол театральной студии. Он предлагает детям потрогать кукол, подержать в руках. Спрашивает: кто это? (Заяц, лиса, медведь, волк) Дети включаются в беседу, выполняют по просьбе педагога разные действия (погладить мишку, зайчика, лисичку, показать другим детям игрушку, передать ее товарищу).

Педагог показывает детям спектакль настольного театра «Маша и медведь», после просмотра задает вопросы: «Как называется сказка? С кем жила в деревне Машенька? Куда отправилась с подружками? Кого встретила в лесу? Как Машенька убежала от медведя?»

Занятие 2

Цель. Поощрять участие детей в театрально-игровой деятельности. Формировать положительное отношение к ней. Развивать речь: обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваться правильного и четкого произношения слов.

Материал. Мишка (мягкая игрушка).

Ход занятия

Педагог показывает иллюстрации к книге С. Файнштейн «У нас порядок» (М. : Малыш, 1983) и читает русские народные потешки.

Расти, коса, до пояса, Два корыта киселя,

Не вырони ни волоса. Пятьдесят пирогов.

Расти, косынька, до пят -

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся - Баю-бай, баю-бай.

Маму, дочка, слушайся. Ты, собаченька, не лай,

Белолапа, не скули, Мою Машу не буди!

Наварила, напекла Ты, собаченька, не лай,

Девяносто два блина, Мою Машу не пугай!

После прочтения каждой потешки педагог вовлекает детей в беседу. Побуждает их отвечать на вопросы. Вносит мягкую игрушку - мишку - и предлагает детям послушать «Колыбельную» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Н. Найденовой). Поет песню без музыкального сопровождения, баюкая мишку.

Баю-бай, баю-бай! Ты поспи, поспи часок.

Спи, мой мишка, засыпай. Баю-бай, баю-бай!

Ты скорей закрой глазок, Спи, мой мишка, засыпай!

^ Выразительные движения: шея вытянута вперед к мишке, игрушка плавно покачивается в ритме песни.

Педагог предлагает детям покачать мишку и спеть ему песенку. Малыши баюкают мишку, подпевая отдельные слова.

Когда все дети покачали мишку, педагог предлагает его разбудить. Дети и педагог ласково говорят: «Мишенька, проснись!» Мишка просыпается и говорит, что он хочет поплясать. Малышам предлагают взять понравившуюся игрушку и поплясать с ней. Звучит веселая мелодия, дети с игрушками пляшут - кто как хочет. Педагог танцует вместе с ними, показывая простейшие танцевальные движения.

Занятие 3

Цель. Развивать интерес и бережное отношение к театральным куклам, желание играть с ними, умение сосредоточить свое внимание на игрушке. Поддерживать желание слушать стихи, отвечать на вопросы педагога. Формировать умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции. Поощрять желание детей участвовать в танцевальных импровизациях.

Материал. Игрушки: лошадка, кукла, мишки. Костюм сороки. Конь (игрушка-качалка). Шапочки медвежат.

^ Ход занятия

Педагог вносит игрушки: лошадку, куклу и мишек. Дает детям время, чтобы они смогли рассмотреть, потрогать руками кукол. После предлагает детям послушать цикл стихов А. Барто «Игрушки» («Кукла», «Мишка», «Лошадка»). Дети успокаивают куклу, жалеют мишку (обнимают его, прижимая к груди, катаются на лошадке.

Педагог вносит костюм сороки и наряжает в него ребенка.

Педагог.

Сорока-сорока,

Где была?

Ребенок (вместе с педагогом).

Далеко. Ребенок машет рукой.

Кашку варила, Помешивает воображаемой ложкой

в воображаемой кастрюле.

Детушек кормила. ^ Раздает детям воображаемые миски.

Педагог.

На порог скакала, Прыгает на двух ногах в

Гостей созывала. ритме прибаутки, машет

Гости услыхали, «крыльями».

Быть обещали.

Педагог ввозит коня (игрушку-качалку). Предлагает одному мальчику сесть на него и покачаться.

Педагог.

Как у нашего-то Вани С позолоченной дугой,

(называет имя ребенка) Еще новая уздечка,

Полтораста рублей сани, Колокольчик и колечко.

Семисотный конь -

^ Выразительные движения: ребенок сидит на игрушечном коне, тело отклонено назад, подбородок приподнят, на лице улыбка.

Педагог предлагает детям надеть шапочки медвежат и придумать танец на музыку «Марш медвежонка» М. Протасова.

Занятие 4

Цель. Поощрять желание детей участвовать в театрально-игровой деятельности. Под-держивать их стремление рассматривать яркие иллюстрации к книгам, слушать чтение стихотворений, отвечать на вопросы педагога. Знакомить детей с приемами управления настольными куклами. Формировать умение концентрировать внимание на игрушке. Учить выразительным жестам. Побуждать к участию в танцевальных импровизациях.

Материал. Книга С. Файнштейн «У нас порядок». Гуси (куклы).

Ход занятия

Педагог показывает детям иллюстрации к книге С. Файнштейн «У нас порядок» и читает русские народные потешки.

Водичка, водичка, Пройди, Маша, горенкой,

Умой мое личико, Топни, Маша, ноженькой.

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели, ***

Чтоб смеялся роток, Уж я Танюшке пирог испеку,

Чтоб кусался зубок. Уж я внученьке румяненький.

На нем корочка пшеничная, А начиночка яичная,

Маша, Маша маленька, А помазочка медовая,

Машенька удаленька. Моя внученька бедовая!

Педагог вносит кукол гусей. Предлагает детям внимательно их рассмотреть, показывает, как надо держать игрушку.

Педагог. Гуси, гуси! Дети придерживают игрушку

одной рукой.

Дети. Га-га-га! Покачивают игрушкой вперед

и возвращают ее в исходное

положение в ритме потешки.

Педагог. Пить хотите? Исходное положение.

Дети. Да, да, да! Покачивают игрушкой.

Педагог. Гуси, гуси, Исходное положение.

Вот вода.

Дети. Га-га-га! Покачивают игрушкой.

Га-га-га!

Педагог предлагает сцепить пальцы в замок. Проверяет, правильно ли дети сделали это. Хвалит их.

Педагог читает потешку «На двери висит замок», дети выполняют движения в соответствии с текстом.

На двери висит замок. ^ Дети сцепляют руки в замок.

Кто его открыть бы мог? Стараются разъединить

сцепленные руки.

Повернули, покрутили, Выполняют вращательные

движения руками.

Постучали и открыли. Стучат сцепленными руками

по коленям и разъединяют руки.

Дети свободно танцуют под музыку «Мишка пляшет» М. Протасова.

Занятие 5

Цель. Развивать интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным куклам. Знакомить с приемами вождения настольных кукол. Воспитывать умение следить за развитием действия в кукольном спектакле. Побуждать детей участвовать танцевальных импровизациях с настольными куклами.

Материал. Зайчики (игрушки). Настольные куклы к спектаклю «Репка».

Ход занятия

Педагог вносит зайчиков и предлагает детям взять их в руки, хорошо рассмотреть, погладить. Затем берет одного зайчика, читает потешку, зайчик «прыгает» по столу. Дети внимательно смотрят за действиями педагога, затем сами начинают, подражая ему, манипулировать зайчиками.

Педагог читает потешку «Заиньки». Дети водят зайчиков по столу, потом игрушки выполняют легкие прыжки в ритме потешки.

Люли, люли, баиньки, Люлю, люлю, люлю-бай,

В огороде заиньки. Поскорее засыпай.

Зайки травку едят, Уж я по воду пойду,

Ване спать велят. Заек чаем напою.

Педагог предлагает детям посмотреть спектакль настольного театра «Репка», который разыгрывает сам.

Педагог спрашивает у детей: «Понравилась ли вам сказка? Как она называется? Кто посадил репку? Кто помогал деду ее вытаскивать?»

Выслушав ответы детей, педагог предлагает им поплясать с куклами под русскую народную мелодию.

Занятие 6

Цель. Продолжать знакомить детей с приемами кукловождения в настольном театре. Привлекать к сочинению коротких сказок, историй. Формировать умение понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно реагировать. Развивать интерес к играм-драматизациям, поддерживать радостное настроение.

Материал, Козлик, зайчик, гуси (игрушки). Настольные куклы к спектаклю «Репка».

Ход занятия

Педагог вносит игрушечного козлика, дает возможность детям подержать его в руках, внимательно рассмотреть, погладить. Затем читает потешку «Козлик» и водит игрушку по столу.

Вышел козлик погулять, ^ Ведет игрушку по столу, плавно

Свои ножки поразмять. покачивая из стороны в сторону.

Козлик ножками стучит, Останавливает игрушку,

По-козлиному кричит: постукивает ею по столу.

«Бе-е-е, бе-е-е!» ^ Покачивает игрушку,

возвращает ее в исходное положение.

Педагог предлагает детям поводить козлика по столу, еще раз читает потешку, дети с помощью педагога манипулируют козликом.

Педагог спрашивает детей, какие игрушки приходили к ним в гости на прошлых занятиях. Дети называют: гуси, зайка.

Педагог. Сегодня к нам пришли зайка, гуси и козлик. Давайте придумаем сказку об этих игрушках. Назовем ее «Встреча в лесу».

Жил-был козлик - звонкие копытца, и была у него мама. Она не разрешала ему ходить в лес одному так как боялась, что он может потеряться. Но козлик не послушал маму и отправился в лес один. Шел он, шел по лесной тропинке и заблудился. (Ребенок ведет козлика по столу.) Вдруг слышит: кто-то шуршит в осенней листве. Козлик подошел поближе и спросил.

Козлик (ребенок). Кто там?

Педагог. Никто козлику не ответил, козлик подошел поближе и еще раз спросил.

Козлик. Кто там?

Педагог. Из осенней листвы выпрыгнул зайчик и спросил.

Зайчик (ребенок). А ты кто?

Козлик. Я - козлик! А ты кто?

Зайчик. А я - зайчик! Давай с тобой играть.

Козлик. Давай!

Педагог. И стали они играть в прятки. (Дети с куклами играют в прятки. Одна кукла прячется, другая ее ищет.) Долго играли козлик с зайчиком и забыли о том, что мамы ждут их дома. Мимо летели гуси и сказали зверюшкам.

Гуси (дети с куклами). Идите домой, вас ждут ваши мамы.

Педагог. Козлик и зайка попрощались и побежали домой.

Козлик. До свидания, зайка!

Зайка. До свидания, козлик!

Педагог. Молодцы, ребятки! Хорошую сказку сочинили. А теперь попробуйте представить больного мальчика. (Читает русскую народную прибаутку «У пчелки хвори».)

У пчелки хвори, А Петенькины хвори -

У ласточки хвори, Уходите за море!

Выразительные движения: 1) ребенок изображает больного: брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, плечи опущены, голова клонится к плечу; 2) ребенок изображает здорового: голова чуть приподнята, тело отклонено назад, на лице улыбка.

Педагог раздает детям шапочки и предлагает им разыграть сказку «Репка». Малыши инсценируют ее.

Звучит веселая русская народная мелодия, дети пляшут, импровизируя движения.

Занятие 7

Цель. Формировать умение концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле. Продолжать обучение детей приемам управления настольными куклами. Учить выражать эмоции с помощью мимики, жеста, движения. Развивать интерес к кукольным спектаклям, желание принимать в них участие. Вызывать эмоциональный отклик на музыку и желание двигаться под нее.

Материал. Киска (мягкая игрушка). Шапочки мышек и кота. Декорации и куклы к спектаклю «Маша и медведь».

Ход занятия.

Педагог вносит киску, дает возможность детям рассмотреть ее, потрогать, погладить. Затем читает русскую народную потешку «Киска» и показывает приемы кукловождения. Еще раз читает потешку.

Ребенок действует игрушкой в соответствии с текстом.

Проводится этюдный тренаж. .

Киска

Русская народная потешка

Педагог.

Идет кисонька из кухни, Ребенок ведет игрушку по столу,

У ней глазоньки опухли. покачивая из стороны в сторону,

О чем, кисонька, ты плачешь? Останавливает игрушку.

Ребенок.

Как мне, кисоньке, не плакать! Покачивает игрушку в ритме

Повар пеночку слизал потешки, чуть наклонив вперед.

Да на кисоньку сказал. ^ Возвращает ее в исходное

положение.

Этюд обучает ребенка переключать внимание с одного движения на другое, согласовывая кукловождение с произнесением текста потешки.

Педагог надевает детям шапочки мышек и кота. Проводится этюд на выражение основных эмоций.

Мышка, мышка, что не спишь

Русская народная шутка

Педагог. Мышка, мышка, что не спишь,

Что соломою шуршишь?

Ребенок. Я боюсь уснуть, сестрица:

Кот усатый мне приснится!

Выразительные движения - ребенок изображает испуг, сжимается в комочек, дрожит.

Звучит музыка «Кот и мыши» М. Протасова. Дети двигаются, стараясь передать характерные движения персонажей.

Педагог вносит декорации и кукол к спектаклю по русской народной сказке «Маша и медведь», приглашает детей принять в нем участие.

Кукольный спектакль «Маша и медведь»

Дети управляют куклами: Машей, медведем, собакой - и озвучивают их.

Педагог. Жили-были дедушка и бабушка, и была у них внучка Машенька. Раз пошла Машенька в лес по грибы да по ягоды. Идет по лесу и песню поет.

Маша (ведет куклу по столу и поет).

Цветики, цветики, Васильки, ромашку,

Наберу букетики: Розовую кашку.

(Я. Френкель)

(Ребенок покачивает куклу вперед и назад в ритме песни.)

Педагог. Шла она, шла и видит: стоит избушка. Вошла Машенька в избушку, а в той избушке жил медведь. Обрадовался он и говорит.

Медведь. Будешь у меня жить! (Покачивает игрушку вперед-назад)

Педагог. Делать нечего! Стала Маша жить в медвежьей избушке. Однажды она попросила медведя отпустить ее в деревню к дедушке и бабушке отнести гостинцы.

Маша. Отпусти меня к дедушке и бабушке. (Покачивает игрушку)

Медведь. Нет! Не отпущу!

Педагог. Попросила Маша медведя отнести гостинцы в деревню к дедушке и бабушке. Собрала она в короб пирожки и сама туда спряталась. Взвалил медведь короб себе на спину и пошел в деревню. (Ребенок ведет медведя по столу останавливает игрушку)

Шел, шел медведь и говорит.

Медведь.

Сяду на пенек,

Съем пирожок!

(Ребенок покачивает игрушку)

Педагог: А Машенька из короба…

Маша.

Вижу, вижу!

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок!

Педагог. Удивился медведь, поднял короб и понес в деревню. Нашел дом дедушки и бабушки, поставил короб, а собака почуяла медведя и давай лаять.

^Собака. Гав! Гав! (Покачивает игрушку).

Педагог. Испугался медведь и убежал в лес, а из дома вышли дедушка и бабушка, увидели Машеньку, обрадовались, стали обнимать, целовать, умницей называть.

Куклы пляшут под русскую народную мелодию.

Занятие 8

Цель. Развивать инициативу и самостоятельность в играх с театральными куклами. Вызвать желание по собственной инициативе участвовать в кукольном спектакле. Привлекать детей к участию в этюдах, обучающих их выражать основные эмоции с помощью мимики, жеста, движения. Поддерживать стремление детей играть с беззвучными игрушками-инструментами, сопровождая этим свободные пляски в кукольном спектакле и игре-драматизации.

Материал. Гуси, зайчик, козлик, киска (настольные куклы). Куклы к спектаклю «Маша и медведь». Беззвучные балалайки и дудочки.

Ход занятия

Педагог вносит настольные куклы: гусей, зайку, козлика, киску - и предлагает детям выбрать любую игрушку и принять участие в этюдах с куклами. Малыши вместе с педагогом вспоминают ранее выученные этюды с куклами: «Гуси-гуси», «Заинька», «Козлик», «Киска» - и принимают в них участие.

Педагог предлагает детям показать игрушкам кукольный спектакль «Маша и медведь». Для того чтобы вовлечь в него как можно больше детей, делит сказку на несколько картин. В каждой картине роли Маши и медведя играют разные дети.

Дети вместе с педагогом вспоминают ранее выученные этюды на развитие вы-разительности жеста, на выражение основных эмоций.

Педагог вносит элементы костюмов к игре-драматизации «Репка» и предлагает детям принять в ней участие.

Свободную пляску всех персонажей игры-драматизации дети сопровождают имитацией игры на балалайках и дудочках (беззвучных).

Занятие 9

Цель. Побуждать детей к участию в осеннем утреннике: в кукольном спектакле, игре-драматизации, плясках, музыкальных играх, исполнении песен перед родителями, сотрудниками детского сада.

Ход занятия

Педагог включает в сценарий осеннего утренника театральный материал, пройденный за два прошедших учебных месяца. Это могут быть этюды с куклами, этюдный тренаж, драматизация сказки «Репка», кукольный спектакль «Маша и медведь», чтение стихо-творений А. Барто.

Важно, чтобы каждый ребенок получил удовольствие от участия в утреннике. Если по каким-то причинам он не хочет выступать, лучше его не принуждать, а дать возможность быть зрителем.

Второе занятие на этой неделе проводится в виде досуга. В гости к малышам приходят старшие дошкольники, которые показывают кукольный спектакль или отдельные фрагменты своего осеннего утренника. Малыши тоже принимают участие: по желанию участвуют в кукольном спектакле, игре-драматизации, этюдах с куклами. Педагог стремится вовлечь в театральное действие и малоактивных детей, помогая им, подбадривая их.

Занятие 10

Цель. Закрепить приемы вождения настольных кукол. Формировать умение выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов, движений. Вызвать желание инсценировать стихотворения А. Барто. Учить плавно двигаться под музыку, бережно качая куклу.

Ход занятия

В руках у педагога настольные куклы: дед и внучка. Они здороваются с детьми. Педагог читает потешку, управляя куклами.

Проводится этюд, который помогает детям понять: если одна игрушка «говорит», то другая должна замереть и внимательно слушать, чтобы зрители могли определить, какая из них в данный момент «разговаривает».

Перед началом этюда двое детей ставят на стол деда и внучку, придерживая их рукой сзади. Педагог и дети с игрушками в руках читают потешку по ролям.

Педагог.

Утром дед

Спросил у внучки.

Дед. Почему не моешь ручки? (Ребенок наклоняет игрушку вперед.)

Педагог. Отвечает внучка. (Игрушка-дед в исходном положении.)

Внучка. Я не белоручка! (Ребенок наклоняет игрушку вперед и затем возвращает в исходное положение.)

Педагог обучает детей выражать основные эмоции с помощью жестов, мимики, движений.

Гости

Русская народная игра

1-й ребенок. Мама, мама!

2-й ребенок. Что, что, что?

1-й ребенок. Гости едут!

2-й ребенок. Ну и что?

3-й ребенок.

Здрасте, здрасте!

Чмок, чмок, чмок!

4-й ребенок.

Здрасте, здрасте!

Чмок, чмок, чмок!

Выразительные движения. 1-й ребенок показывает радость: тело отклонено назад, подбородок приподнят, мышцы лица расслаблены, улыбка; 2-й ребенок - удивлен: брови приподняты, руки с разведены в стороны; 3-й и 4-й испытывают радость: пожимают хозяевам руки, обнимают их, целуют.

Педагог вносит игрушки: машину и кота. Разучивает с детьми стихотворение «Грузовик» А. Барто.

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык -

Опрокинул грузовик

Дети, манипулируя игрушками, повторяют стихотворение за педагогом. Он подсказывает нужную интонацию, помогает управлять куклой. Предлагает взять любую куклу и покачать ее. Звучит в грамзаписи песня «Тихо, куколка», муз. М. Протасова (здесь и далее упоминаемые автором песни композитора М. Протасова см. : Железнов С, Жеяезнова Е. Веселые уроки. Подвижные музыкальные игры для с детей 2-5 лет. М. : Изд-во детских образовательных программ. Весть-ТДА, 1999). Дети медленно ходят по залу, укачивая куклу.

Публикации по теме:

Использование театрально-игровой деятельности в формировании произвольности в общении у дошкольников “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

«Организация театрально-игровой деятельности в группах ДОУ» “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Развитие связной речи детей посредством театрально-игровой деятельности Цель исследования – изучить возможности развития связной речи у детей дошкольного возраста в ходе театрально-игровой деятельности. Актуальность.

Использование театрально-игровой деятельности в детском садуИспользование театрально-игровой деятельности в детском саду Использование театрально – игровой деятельности в детском саду Важнейшей деятельностью ребёнка дошкольного возраста является игра. В игре.

Обобщение опыта «Организация театрально-игровой деятельности у детей раннего возраста» Обобщение опыта «Организация театрально-игровой деятельности у детей раннего возраста» Актуальность. Сегодня широко решается проблема.

Конспект театрально-игровой деятельности детей по сказке «Теремок» в старшей группе ДОУ Цель: воспитание творчески активной личности, развитие умений и навыков; творческих способностей и талантов детей средствами театрального.

Конспекты занятий по ИЗО деятельности в старшей группе Конспекты занятий по ИЗО деятельности для старшей группы Тема: «Дымковский конь» Цель: учить детей расписывать ярким узором фигуру коня,.

Консультация для педагогов «Создание среды для проведения театрально-игровой деятельности в группах» Консультация для педагогов Создание среды для проведения театрально- игровой деятельности в группах Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый.

Консультация для воспитателей «Развитие интереса детей к театрально-игровой деятельности» Консультация для воспитателей: «Развитие интереса детей к театрально-игровой деятельности" Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет.

Презентация «Развитие театрально-игровой деятельности дошкольников» Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспекты занятий по театрально-игровой деятельности дошкольников
Опубликовано: 13 мая 2019 в 14:42
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД