Лариса Зеленова
Техническое детское творчество — один из важных способов формирования профориентации детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Техническое детское творчество — один из важных способов формирования профориентации детей дошкольного возраста
Услышишь - забудешь,
Увидишь - запомнишь,
Построишь - поймешь!
Конфуций
Техническое творчество детей – наиболее многогранная и интересная область детской увлеченности, мир романтики, поисков и фантазии. Это не только мечты и грезы, разумная занятость детей, развитие эстетических чувств и способностей, но и большие педагогические, психологические, социологические проблемы.
Публикация «Техническое детское творчество — один из важных способов формирования профориентации детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Значение технического творчества для всестороннего развития детей очень велико.
Моделирование и конструирование позволяют лучше познать разнообразный и великий мир техники.
Развитие конструкторских способностей, технического мышления.
познание окружающей действительности.
применение и использование полученных знаний в различных областях техники на практике.
сознательный выбор профессии и последующее овладение специальностью.
формируются такие качества личности как трудолюбие, дисциплинированность, культура и эстетика труда, творческое отношение к труду, умение работать в коллективе.
Детское техническое творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей.
Ознакомление с профессиями уже в дошкольном возрасте обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение его к ценностям, удовлетворение и развитие познавательных интересов.
Задачами педагогов дошкольных учреждений в этом направлении становятся:
1. Познакомить детей с побудить в ребенке интерес к техническому образованию, инженерным дисциплинам, профессиям с техническим образованиям.
2. Способствовать формированию и развитию прединженерного мышления, которое формируется на основе технического творчества детей.
3. Учить дошкольников работать с чертежами, составляя простые схемы.
4. Учить моделировать конструкции домов, зданий и макетов из различного материала;
5. Организовать сотрудничество с семьями воспитанников по ранней профориентации;
Сегодня невозможно себе представить город, посёлок, которые бы не развивались, не строились, не ремонтировались. Ни один город не появляется ниоткуда. Поэтому профессии архитектора и строителя всегда вызывают у нас уважение и почёт. Это люди самой мирной и созидательной профессии. Знакомство детей дошкольного возраста с данными профессиями вызывает большой интерес, позволяет создавать конструкции, имитирующие реальные объекты окружающего мира, расширяет кругозор и общую осведомленность ребёнка об этом мире и способствует развитию ранней профориентации дошкольников. В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками.
При знакомстве со строительными профессиями на первом этапе, необходим дидактический материал, картинки и иллюстрации с изображением строительных профессий (каменщик, бетонщик, кровельщик, монтажник, архитектор. Ребенок при помощи иллюстраций знакомиться не только со строительными профессиями, но также с этапами строительства различных построек. Для реализации полученных знаний на практике, для решения задач технического творчества детей необходим конструктивный материал, это могут быть различные виды конструкторов:
• деревянный и пластмассовый конструкторы,
• металлический конструктор,
• магнитный кострутор
• конструктор лего, и многие другие.
• конструктивные детали, сделанные своими руками (различные блоки домов и зданий, объекты инфраструктуры).
• А также подсобный материал (Коробки,доски, ящики).
• Природный (песок, глина, камни)
Создание и обыгрывание изготовленных построек, позволяет детям самим побыть в роли строителей, глубже понять значимость строительных профессий (каменщик, проектировщик, сварщик, монтажник, их важность в жизни человека.
При знакомстве с профессией архитектора дети уже не смогут обойтись без создания конструкторского бюро, где они учатся свою постройку проектировать в виде схемы, плана, чертежа и уже по ним воспроизводить задуманное. Дети пробуют создавать проекты, используя шаблоны и строить по ним на практике, создавая архитектурный проект города в котором включены развязки автомагистралей, места отдыха людей, жилые кварталы и т. д. Для реализации своих проектов будущие конструкторы могут использовать не только конструкторы, но и подручные материалы (коробки, части шлангов, ветки, небольшие камни и т. д.). На основе этого дети учатся сами фантазировать, придумывать необычные архитектурные постройки «Сказочный домик», «Дом в котором я живу», «Город будущего, или город моей мечты» и. т. д. А также использование информационно коммуникационных технологий : видеоаппаратура, с подбором обучающих видеофильмов, использование ноутбука для просмотра фото и видео материала по данной тематике.
Занимаясь техническим творчеством дети должны сами исследовать, проводить опыты, поэтому группе должен быть организован центр экспериментирования «Юные ученые», подобран материал для исследовательской деятельности. В этом центре дети знакомятся с профессиями людей, которые изобретают что- то новое для развития технического прогресса. Дети знакомятся со строительными материалами (щебень, песок, цемент, вода, что позволяет проводить опыты по изготовлению бетонных плит и бетона. Знания о сопротивлении материалов используются в проектировании и строительстве любых инженерных конструкций. Задача детей- исследователей построить нужную конструкцию и проверить ее на прочность.
В процессе технических игр с конструкторами закрепляем у детей знания о разных профессиях инженера, что инженер — это человек, который создаёт различную технику; работает в паре с изобретателем. Изобретатель — изобрёл и нарисовал на бумаге, а инженер должен по этому рисунку всё рассчитать и сделать чертёж. Инженер — конструктор может Дом надёжный возвести.
Инженер — сантехник может Воду к дому подвести.
Инженеры могут строить Самолёты, корабли.
И железные дороги инженеры провели. Могут строить телебашни И красивые мосты.
Предложить детям побыть в роли инженера - машиностроителя, который строит различные машины. Учить детей индивидуальному и совместному конструированию из лего – конструктора, собирать из деталей конструктора «Пожарную машину», Скорую помощь», «Легковой автомобиль», «Снегоуборочную технику», «Военную технику». А затем и побыть в роли инженера-испытателя, чтобы испытать эти машины.
Все активнее и активнее входит в нашу жизнь робототехника Робототехника направление новое, инновационное, тем самым привлекает и детей, и родителей. Занятие данным видом деятельности отличная возможность дать шанс ребенку проявить конструктивные, творческие технические способности и познакомиться с профессиями людей в сфере робототехники, которых довольно много. Это почти все направления нашей жизни, где могут использоваться роботы: промышленность; строительство; авиация; космические разработки; подводные изыскания; военные технологии; сервис и услуги; развлечения.
Освоение робототехники дошкольниками —это организация взаимодействия, где дети собирают конструкции, создают простейшие программы на ПК и знакомятся с профессией программиста, приводят созданные модели и управляют ими в действии, узнают о профессии «инженер-робототехник», которая является самой перспективной из направленией инженерии — создание и обслуживание роботов.
Занимаясь техническим конструированием у ребенка складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий, расширяется кругозор, что способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии. Происходит непосредственное самоопределение ребенка, так как оно не связано с выбором и освоением профессии, а готовит и подводит к этому.
Одна из задач педагога–раскрыть склонность ребенка к конкретной профессии технического направления, а также формировать нравственную сторону труда, стимулировать ребенка к поиску ответа на такие вопросы: «Для чего все люди работают?», «Какую пользу приносят твои родители своим трудом?», «Почему ты хочешь работать?».
Большое значение имеет привлечение родителей к данной проблеме. Занимаясь дома с детьми техническим творчеством с различными видами конструктора, читая и обсуждая художественную, познавательную литературу про технический прогресс для детей, просматривая научно-познавательные передачи, экспериментируя с различными материалами в быту и природе- все это может оказать существенное влияние на определение дальнейшего выбора жизненного пути ребенка.