Лилия Процкова
Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе «Знакомство с предложением»
Технологическая карта занятия по развитию речи
Группа, возраст детей. Старшая группа (5-6 лет)
Тема: "Знакомство с предложением".
Цель: познакомиться с понятиями слово и предложение.
Задачи занятия :
Обучающие:
- Познакомить детей с понятием «слово», «предложение».
Публикация «Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе „Знакомство с предложением“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Упражнять в умении составлять предложения из предложенных слов.
Развивающие :
- Развивать связную речь, добиваясь полных ответов детей развивать диалогическую и монологическую речь.
-Развивать фонематический слух детей, мелкую моторику рук
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к учебной деятельности.
Образовательные области: речевое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Оснащение занятия :
- материалы для продуктивной деятельности детей: полоски – символы предложения.
- зрительный ряд: предметные картинки (сад, огород, лес, растения леса, сада, огорода, звери, полоски – символы предложения.
- музыкальный ряд:
- литературный ряд:
Планируемый результат занятия : познакомились с понятием слово и предложение.
№ Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты
1. Организационно- мотивационный этап Организация направленного внимания Приветствует детей
Читает стихотворение Художественное слово
Рассказ педагога Приветствуют педагога Внимание направлено на воспитателя
2. Деятельностный этап
2.1. Этап постановки проблемы Организация воображаемой ситуации для подведения к тематике занятия Рассказывает детям, что сегодня они побывают в разных местах Рассказ педагога
Слушают воспитателя
Погрузились в воображаемую ситуацию
2.2. Этап ознакомления с материалом Познакомить детей с понятием «слово», «предложение».
Развивать связную речь, добиваясь полных ответов детей развивать диалогическую и монологическую речь.
Воспитывать интерес к учебной деятельности.
Организовывает и проводит упражнение «Закрепление понятия «слово». Подбор слов по ситуативным цепочкам»
Подводит детей к рассказыванию слов на разные ситуации
Организация и проведение упражнения «Словесная игра «Подскажите слово»»
Подводит детей к продолжению строчек называя созвучные слова. Рассказ педагога
Демонстрация
Рассказы детей
Упражнение
Самостоятельная деятельность детей
Беседа Называют слова на определенную тематику, заданную воспитателем
Называют слова для продолжения стихотворных строчек Познакомились с понятием «слово»
2.3. Этап практического решения проблемы - Познакомить детей с понятием «предложение».
- Упражнять в умении составлять предложения из предложенных слов.
- Развивать связную речь, добиваясь полных ответов детей развивать диалогическую и монологическую речь.
-Развивать фонематический слух детей, мелкую моторику рук
- Воспитывать интерес к учебной деятельности.
- Снятие мышечного напряжения. Организация и проведение упражнения «Ознакомление с понятием «предложение»»
Знакомит детей с предложением, рассказывает, чем оно отличается от слов, организовывает рассказы детей.
Проводит динамическую паузу
Организация и проведение упражнения «Обозначение предложения символами-полосками»
Рассказывает как правильно обозначаются предложения, проводит упражнения для закрепления.
Организация и проведение упражнения «Коллективный рассказ «В лесу»»
Подводит детей к составлению коллективного рассказа детей, где каждый из детей пробует дополнить рассказ своим предложением. Рассказ педагога
Демонстрация
Рассказы детей
Упражнение
Самостоятельная деятельность детей
Беседа Слушают воспитателя, составляют предложения
Выполняют динамическую паузу
Слушают воспитателя
Обозначают предложения схематично
Составляют коллективный рассказ, дополняя рассказ своим предложением Познакомились с понятием «предложение»
Составляют предложения из предложенных слов
3. Заключительный этап Подведение итогов занятия
Формулировка выводов
Активизация речи детей Помогает детям сформулировать вывод
Активизирует речь детей Вопросы
Уточнения
Поощрение Совместно с педагогом подводят итог занятия
Делятся эмоциями Подведены итоги занятия
Конспект
1. Организационно- мотивационный этап
- Дети, представьте, что мы находимся в лесу. По вашим движениям и выражению лица я должна догадаться, кого или что вы изображаете.
Дети имитируют пребывание в огороде, саду.
2. Деятельностный этап
2.1. Этап постановки проблемы
- Сегодня мы с вами побываем в лесу, саду и огороде и узнаем, что такое предложение.
2.2. Этап ознакомления с материалом
Закрепление понятия «слово». Подбор слов по ситуативным цепочкам.
Перед детьми выставляются картинки «Сад», «Лес», «Огород».
- Что это? (Сад, лес, огород.) Будьте внимательны: если я скажу слово сад, вы назовёте фрукты, к слову огород подберите овощи. (Подбор слов по смысловому значению.) Что вы увидели в лесу? Скажите по одному слову. Почему вы не называли животных? (Потому что вы задали вопрос «что?») Кого вы увидели в лесу?
Дети называют животных.
Словесная игра «Подскажите слово».
-Сейчас я буду произносить чистоговорки, в которых нет последнего слова. Подскажите это слово.
Ор-ор-ор, сорвали красный… (помидор).
Ец-ец-ец, съели вкусный… (огурец).
Жан-жан-жан, лежит на грядке… (баклажан).
Бус-бус-бус, мы разрезали… (арбуз).
2.3. Этап практического решения проблемы
Ознакомление с понятием «предложение».
Показать последовательность слов в предложении и отдельно каждое входящее в предложение слово. Игра «Что мы делаем не скажем, а как делаем, покажем.»
Угадайте, что делает Оля? (Оля собирает грибы.) Что делает Ваня? (Ваня собирает ягоды.) Сейчас все мы изобразим белочек. Что делает белка? (Белка грызёт орешки.) Повторите хором. Оля, Таня и Маша, подойдите ко мне. Вы будете «живыми словами». Оля станет словом «белка», Таня – словом «грызёт», а Маша – словом «орешки». Оля скажет своё слово и даст руку Тане. Таня даст руку Маше и произнесёт слово «грызёт». Какое слово должна сказать Маша? (Орешки.) Что мы узнали о белке? (Белка грызёт орешки.) Если слова дружат и помогают нам что-то узнать, значит, мы сказали предложение. Я скажу: грызть, орехи, белка. Это просто слова, их нельзя назвать предложением. Составьте из них предложение. (Белка грызёт орешки.)
Вызывается группа детей.
Подружите слова лиса, догонять, заяц. Какое предложение можно составить из этих слов? (Лиса догоняет зайца.)
Повторяется игра «Живые слова». Уточняется последовательность слов в предложении.
Какое первое слово? (Лиса.) Назовите второе слово. (Догоняет.) Какое слово мы ещё не назвали? (Зайца.) Сколько слов в предложении? Сейчас слово «лиса» уйдёт, остались слова «догоняет», «зайца». Можно ли считать их предложением? (Нет. Непонятно, кто догоняет зайца.) «Живые слова» - разойдитесь. Слова разбежались, и нет предложения. Дети-слова, встаньте на место, дайте друг другу руки. Произнесите каждый своё слово. Мы составили … (предложение). В предложении все слова (дружат между собой). Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)
Динамическая пауза
Мы ногами топ-топ! Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг! Мы плечами чик-чик!
Раз – сюда, два – туда, повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали. Руки кверху все подняли.
Раз – два, раз – два, заниматься нам пора.
Обозначение предложения символами-полосками.
- На доске выставляется символ предложения – длинная полоска с уголком.
- Длинной полоской мы будем обозначать предложение, а уголок обозначает начало предложения (заглавную букву).
- Далее слова предложения обозначаются символами слов – короткими полосками. И снова обращается внимание детей на то, что уголок в полоске обозначает заглавную букву.
- Придумайте предложение со словом «малина».
Дети повторяют одно из придуманных предложений, логопед выкладывает полоски, количество которых соответствует количеству слов в данном предложении. Логопед указывает на первую полоску.
- Какое это слово?
Указывает на вторую полоску.
- Назовите второе слово. Назовите третье слово. Откройте свои пеналы. Найдите длинную полоску. Что мы будем изображать самой длинной полоской? (Предложение.) Покажите полоски, которые короче. Эти полоски обозначают слова. Что обозначает уголок? (Заглавную букву.)
Коллективный рассказ «В лесу».
- Скажите по одному предложению о том, что видели в лесу. Наступила осень. Мы пошли в лес….
Дети продолжают рассказ.
3. Заключительный этап
- Ребята с чем мы сегодня познакомились? А что делали? А какие задания выполняли? Что вам понравилось больше всего? А было ли вам трудно? Вы большие молодцы!