Светлана Романова
Технология «Групповой сбор» в условиях ДОО как эффективное средство развития и поддержки детской инициативы
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
Технология «Групповой сбор» в условиях ДОО как эффективное средство развития и поддержки детской инициативы.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Вводная часть
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада встречи с вами! Сегодня, я представляю вашему вниманию, одну из педагогических технологий «Групповой сбор». Данная технология направлена на поддержку и развитие детской инициативы.
ГРУППОВОЙ СБОР самая органичная форма становления и развития у детей ключевых компетентностей (Л. В. Свирская).
Публикация «Технология „Групповой сбор“ в условиях ДОО как эффективное средство развития и поддержки детской инициативы» размещена в разделах
ГРУППОВОЙ СБОР - это часть ежедневного распорядка, проводимая в определённое время, в определённом специально оборудованном месте, когда и дети и взрослые собираются для обмена информацией, обсуждения проблем, совместного планирования и организации своей дальнейшей деятельности в течении дня.
ГРУППОВОЙ СБОР мотивирует детей к инициативной, активной самостоятельной деятельности.
ГРУППОВОЙ СБОР – имеет две формы: утренний сбор и итоговый сбор.
Цель группового сбора: создание условий для поддержки детской инициативы в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности.
Задачи группового сбора:
Воспитывать уважение и интерес к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;
Развивать у детей ключевые компетентности (способность выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности и т. д.).
Совершенствовать навыки и культуру общения
А что же такое инициатива? Это то, что человек делает так, как надо, хотя его об этом не просят (Элберт Грин Хаббард) .
Технология проведения группового сбора проверена практикой работы по международной образовательной программе «Сообщество» в российских детских садах.
Групповой сбор основан на соблюдении принципов открытости:
Право свободного высказывания и отношения к высказываниям других; Право участия в выборе предложенных идей;
Право участия / неучастия ребёнка в групповом сборе;
Диалогичности:
Ребенок свободно высказывается по интересующим его поводам даже в том случае, когда затронутая им тема не вписывается в русло общего разговора;
Рефлексивности:
Анализ результатов и достижений.
Самый эффективный порядок действий при проведении утреннего группового сбора — это приветствие, игра, обмен новостями, презентация материалов Центров активности и планирование.
Начало группового сбора. Позывные / Обычно утренний групповой сбор организуется сидя на полу - на ковре. Для оповещения о начале утреннего сбора можно использовать звонок, речевку, любимую музыку.
И так, мы начинаем…
Основная часть
Приветствие (1–3 минуты).
— Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада вас всех видеть.
А, что мы с вами делаем утром, чтобы у всех было прекрасное настроение? (Ответы).
Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука.
Здравствуй, друг, здравствуй друг
Здравствуй, весь наш дружный круг.
Я люблю свой детский сад, в нём полным – полно ребят,
Может - сто, а может – двести,
Хорошо, когда мы вместе.
Все на месте? Все ли тут? Повернулись, оглянулись
И друг другу улыбнулись.
- Татьяна, Вы сегодня такая: румяная! Ольга с Екатериной удобно устроились рядом. Анна сегодня очень веселая, Ксения задумчивая, а Светлана с утра немного грустная.
А что мы с вами можем сделать, чтобы подарить Светлане хорошее настроение? Сегодня, отвечают девочки, чьи имена начинаются на гласную букву. (Улыбнуться, пожелать что-нибудь доброе, сделать комплимент)
ИГРА (2–5 МИНУТ)
- А кто знает, как можно сохранить хорошее настроение на целый день? Татьяна: Поиграть в игру.
Вы хотите поиграть?.
Татьяна проводит игру
ОБМЕН НОВОСТЯМИ (2–10 МИНУТ)
Ведущая присаживается на стульчик
- Уважаемые коллеги, мы с вами не виделись целые выходные. Кто бы хотел поделиться своими новостями? ….
Ксения: Я хочу поделиться своими новостями.
- Спасибо Ксения! А поможет нам – наш микрофон новостей!
1. Ксения: — В эти выходные дни, мы с семьёй гуляли по парку. (Воспитатель: приятно провести выходные с родными).
2. Ольга: —В субботу, мы с сестрой ходили в гости к нашему другу.
3. Анна: – А мы, в эти выходные дни, всей семьёй ходили в музей.
(Воспитатель: отличная новость).
4. Екатерина: – В воскресенье, мы читали книгу о путешествиях.
5. Татьяна: – А мы пекли пироги!
6. Светлана: – В эти выходные дни, мы ходили в кино.
Ведущий:
— А я вчера, смотрела новую передачу про людей и узнала много интересного о том, как и где живут разные люди, какие они одинаковые и вместе с тем не похожие друг на друга.
Да, эти выходные дни, мы провели очень интересно и познавательно: общались со своими родными, встречались с друзьями, узнали много нового.
— А кто, интересно, сегодня оказался самым внимательным и заметил, что у нас в группе появилось что-то новое?
1. Ольга: Я заметила новые книги в уголке книг.
2. Татьяна: А я новые фотографии людей в раздевалке.
3. Ксения: Я увидела картинки с изображением разных людей - детей и взрослых.
Да, вы очень внимательные и наблюдательные. Спасибо!
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ДНЯ (5–12 МИНУТ)
- А ещё, я принесла для вас замечательный журнал: «Большая прогулка».
- Уважаемые коллеги, вам интересно узнать побольше о жизни разных людей: как они живут, растут, во что играют?.
Подумайте, а как мы можем назвать новую тему?
1. Екатерина: - Мир людей.
2. Татьяна: - Человек.
3. Ксения: - Как живут люди.
- Спасибо большое! Очень интересные предложения и теперь нам надо выбрать одну тему. Мне кажется, что название: «Мир людей» очень хорошо раскрывает цель нашего будущего проекта. Ваше мнение, уважаемые коллеги?
Ведущий пишет на доске тему: «Мир людей»
- А поможет нам спланировать свою деятельность «ДОСКА ВЫБОРА», где представлены Центры активности, которые работают у нас сегодня в группе:
В Центре творчества приготовлены заготовки для рисования человечков, раскраски и наклейки «Игры народов мира».
В Центре спорта можно поиграть в интересную игру, которая вас познакомит с бережным отношением к своему здоровью.
В Центре Книги вас ждут энциклопедии «От «А» до «Я».
Кто пойдёт работать в Центр науки, узнают - как растёт живое, а занимательная игра «Знаю всё о профессиях» познакомит вас с их особенностями.
В Центр конструирования, можно увидеть, какие разные бывают дома у людей и самим построить свой дом Мечты.
Вас всегда ждёт Центр игры и Центр строительства.
Какие у вас есть идеи по поводу того, что можно сделать в Центре математики?
Ольга: В Центре математики можно выложить фигурки людей из геометрических фигур.
В каком Центре мы приготовим материалы для изготовления больших фигур?
Ксения: В Центре строительства можно приготовить материал для изготовления больших фигур.
- Подумайте и решите, кто в какой Центр пойдёт работать и какой план у вас будет на сегодня.
Свой выбор отмечаем личной карточкой на ДОСКЕ ВЫБОРА.
Татьяна:
- Я пойду в Центр творчества и буду рисовать разных людей.
— Что вам понадобится для рисования, с чего вы начнете рисовать людей?
Татьяна отвечает…. Я начну рисовать….
- Кого бы вы хотели пригласить поработать вместе с тобой?
Татьяна: Я хочу пригласить Ксению.
- Ксения, Вы согласны с предложением Татьяны?
Ксения: Да, согласна.
- Уважаемые коллеги, кто уже сделал свой выбор, может приступить к работе. Тем, кто ещё не выбрал, я напомню: у нас работает Центр книги, Центр математики, Центр науки и т. д., и везде вас ждут интересные открытия!
Итоговый сбор (от 5 до 10 мин)
ЕСТЬ ЕЩЁ ОДНА ФОРМА ГРУППОВОГО СБОРА — ИТОГОВЫЙ СБОР.
Итоговый сбор проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное — реализуют свой план в каком-либо Центре активности.
Задачи итогового сбора — организовать процесс рефлексии; продемонстрировать общие итоги работы в Центрах активности; обсудить, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели; наметить последующие шаги (перспективы развития проекта); заразить энтузиазмом и вселить в детей чувство уверенности.
На итоговый сбор детей собирает все тот же колокольчик (ритмичные хлопки или мелодия). Место проведения — ковёр, тот самый, откуда «стартовал» утренний сбор. На итоговый сбор дошкольники приносят из Центров всё то, что они успели сделать — рисунки, поделки, карточки с выполненными заданиями.
На итоговом сборе каждый ребенок может испытать чувство удовлетворения – его труд важен, отмечен всеми. Ребенок не просто играл, он трудился – он проявлял свою инициативу, делал свой выбор.
СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ: ГРУППОВОЙ СБОР – это НЕ ЗАНЯТИЕ, групповой сбор — это место и время общения, создание условий, стимулирующих инициативу, активность, обеспечивающих самостоятельность ребёнка в различных видах деятельности.
Заключительная часть
- Уважаемые коллеги, на память о нашей встречи, предлагаю собрать необычный фотоколлаж из смайликов:
Если информация, прозвучавшая на мастер-классе была полезна, и вы будете её применять - приклейте весёлый смайлик.
Грустный смайлик будет означать, что информация была бесполезна, технологию применять не будете.
Если информация полезна, но есть вопросы или что-то не понятно –приклейте задумчивого смайлика.
Спасибо за внимание! Благодарю за участие!
Интернет-источники:
Свирская, Лидия Васильевна. Утро радостных встреч: [метод, пособие] / Лидия Свирская. — М. : Издательство «Линка-Пресс, 2010. — 240 с.
Мастер-класс «Технология группового сбора в условиях дошкольного учреждения» Электронный адрес URL.: https://www.maam.ru/detskijsad/master-klastehnologija-grupovogo-sbora-v-uslovijahdoshkolnogo-uchrezhdenija.html