Глуховцова Елена
Технология «Интеллектуальный час»
▼ Скачать + Заказать документы
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЧАС»
технология
эффективной социализации
как средство построения пространства детской реализации
1 сл. В соответствии с ФГОС социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений деятельности дошкольной организации. Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
2 сл. Педагогическая технология «Интеллектуальный час», направлена на:
Публикация «Технология „Интеллектуальный час“» размещена в разделах
- развитие само регуляции (произвольности) поведения;
- формирования навыков общения;
- способствует личностному развитию дошкольников;
- учит детей объяснять, осмысливать, обобщать свой познавательный опыт;
- планировать деятельность, оценивать результаты.
3 сл. Этапы реализации «Интеллектуального часа» :
- планирование содержание образовательной ситуации;
- изменение предметно-пространственной среды в соответствии с темой месяца;
- применение новых принципов общения, развивающего обучения;
- развитие детской инициативы, самостоятельности.
4 сл. Для интеллектуального часа определили четыре вида деятельности: математика, предметно-исследовательская, ознакомление с окружающим миром, развитие речи и основы грамотности. Данная технология рассчитана на детей старшего дошкольного возраста, в течение недели дети посетят четыре занятия у разных педагогов, длительность занятий 25-30 минут, между занятиями 10-15 минут динамическая пауза.
5 сл. Проведению «Интеллектуального часа» предшествует подготовительная работа, прежде всего среди педагогов и родителей.
- Воспитатели и специалисты предварительно распределяют виды деятельности, обсуждают и разрабатывают тему месяца, содержание, длительность занятий, их количество, организационные моменты проведения интеллектуального часа.
- Совместно с детьми создаются правила поведения детей во время проведения интеллектуального часа :
- «Говори «здравствуйте» и «до свидания»;
- «Если занятие закончилось – приведи в порядок свое рабочее место»;
- «Помогай готовиться к занятию и проводить его»;
- «Говори спокойно»;
- «Ходи спокойно»;
- «Возвращайся в группу по сигналу звонка»;
- «Доводи начатое дело до конца».
У каждого ребенка беджик, сумочка, в ней находится блокнот, три красных кружка. Кружки может забрать любой взрослый, если ребёнок не соблюдает правила поведения во время «Интеллектуального часа». Взрослый обязательно объясняет ребенку, за что он забрал кружок. На рефлексии по окончании мероприятия ребёнок выкладывает кружки перед собой, при нехватке у него одного или двух кружков, он должен будет рассказать, кто и за что их у него забрал.
Каждому ребенку выдается план – карточка, дети передвигаются по саду в соответствии с маршрутом.
Организуется дискуссия, во время которой старшие дошкольники узнают, что они будут делать во время этого мероприятия.
Родителей заранее предупреждают о том, что в дошкольной организации будет проводиться данное мероприятие. Их информируют о том, как это повлияет на детей, и каким образом будет обеспечиваться безопасность детей.
6 сл. Примерная структура «Интеллектуального часа».
- Введение в игровую проблемную ситуацию.
На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, прослушивают или просматривают сообщение, задает вопросы: «Хотите?», «Сможете?», «А с вами такое случалось?», «Кто вам помог и как?». В результате ребенок усваивает важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы», «Я все сумею, все преодолею, все смогу!». Таким образом, на этапе «Введение в ситуацию» полноценно включается обоснованный механизм мотивации («надо» – «хочу» – «могу»).
7 сл. - Актуализация знаний и умений.
В ходе совместной деятельности с детьми, воспитатель направляет деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для нового «открытия». У детей формируется опыт взаимодействия со сверстниками, согласования действий, выявления и коррекции своих ошибок. При этом дети находятся в своем смысловом пространстве (игровом сюжете).
- Планирование детьми действий (открытие новых знаний).
На данном этапе воспитатель, вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и «открытий» новых знаний, решение вопросов проблемного характера. Вначале воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения (например вопросы «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание?»).
Дети объединяются в пары или малые группы по желанию, что дает детям возможность договариваться, последовательно, сообща выполнять работу, вырабатываются навыки сотрудничества.
8 сл. - Решение проблемы.
На данном этапе воспитатель предлагает различные виды деятельности, в которых новые знания или способ действий используется совместно с освоенными ранее.
9 сл. - Рефлексия.
С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» – воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность. А далее, с помощью вопросов: «Как это удалось?», «Что делали, чтобы достичь цели?», «Какие знания (умения, личностные качества) пригодились?» – подводит детей к выводу, что они узнали, чему научились, определенным образом проявили себя.
10 сл. Подводя итоги, можем сказать, что технология «Интеллектуальный час» является инструментом для системного и целостного формирования у дошкольников комплекса универсальных учебных действий.
- у воспитанников проявляется большой интерес к предлагаемым видам деятельности;
- улучшается эмоциональный фон;
- учатся планировать свои действия, договариваться.
- развивается самостоятельность и ответственность.
- умеют выражать свое отношение к окружающему.
Таким образом, мы можем сделать вывод: развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без использования инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Особое внимание следует обратить на развитие творческой инициативы, на личностно - ориентированный подход в воспитании индивидуальных качеств и способностей детей.