Получи документы

Технология наглядного моделирования как средство по преодолению нарушений лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР

Елена Злобина
Технология наглядного моделирования как средство по преодолению нарушений лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

«Ребёнок употребляет слово, не замечая его,

как стекло, через которое видит мир, но не

воспринимает его как предмет осознанно…»

А. Р. Лурия

У детей с ОНР нарушается формирование всех компонентов речевой системы:

звукопроизношение (фонетический компонент);

фонематический слух (фонематический компонент);

словарь (лексический компонент);

грамматический строй (грамматический компонент).

Публикация «Технология наглядного моделирования как средство по преодолению нарушений лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР» размещена в разделах

Ограниченность словарного запаса, трудности в овладении грамматическим строем речи в дальнейшем затрудняют процесс развития связной речи.

Результаты логопедического обследования, при поступлении детей в среднюю речевую группу показали, что дети также затрудняются в определении и выявлении свойств и качеств предметов, объектов, явлений, у них не сформировано целостное восприятие предмета, не развита память.

Поэтому решили использовать в логопедической работе технологию наглядного моделирования, так как:

во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, в тоже время для детей с ТНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, а использование наглядного моделирования поддерживает интерес к речевой деятельности и помогает решить эту проблему;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, т. е. развивает память

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

В связи с низким уровнем развития словаря и грамматических категорий у детей группы, нами была поставлена цель и определены задачи.

Цель: использование наглядного моделирования в процессе коррекции лексико-грамматических нарушений речи у дошкольников с ОНР.

Задачи:

1. Актуализировать предметный, качественный и глагольный словарь.

2. Закреплять обобщающие понятия.

3. Упражнять в навыках словоизменения и согласования различных частей речи в роде, числе, падеже.

4. Упражнять в навыках словообразования (уменьшительно-ласкательное значение слов, приставочные глаголы, относительные прилагательные).

5. Анализировать семантику и способы образования сложных слов.

6. Вовлечь родителей в образовательный процесс.

7. Воспитывать и развивать эмоционально-волевые качества личности: организованность, активность, сосредоточенность.

Детям с тяжелым нарушением речи требуется специальное обучение, а затем длительные тренировочные упражнения по усвоению различных речевых навыков. Облегчить этот процесс, разнообразить его и сделать более интересным для ребенка помогает технология наглядного моделирования.

Наглядное моделирование используем на всех видах занятиях (индивидуальных, подгрупповых). Технология позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, также она способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.

Для организации коррекционной работы по этому направлению используем различные дидактические игры и пособия. В группе и кабинете создана развивающая предметно-пространственная среда.

- картотека словесных игр

- пиктограммы

- карточки, иллюстрации

- схемы словообразования.

Особое внимание я хочу обратить на пиктограммы для развития навыков словообразования у детей с ОНР.

Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного корневого слова. Рисунок подсказывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно. Таким образом, в сознании слова начнут существовать не разобщенно, а “семьями”, объединенными “родственными отношениями”.

Самым положительным моментом в использовании пиктограмм, на наш взгляд, является то, что речь педагога сводится к минимуму – он показывает пиктограмму, а ребенок образовывает нужное слово. Пиктограммы можно изменить, дополнить, все зависит от творчества педагога.

Вот некоторые варианты использования речевых игр и упражнений для преодоления различных лексико-грамматических нарушений, с использованием наглядных моделей : «Что в круге?», «На что похоже?», «Что это?», «Назови предмет», «Что это означает?», «Назови ласково», «Один – много», «Семейка слов», «Найди по описанию», «Сравни», «Волшебный мешочек», «Тактильные дощечки», «Скажи наоборот», «Эти подвижные слова», «Добавь словечко», «Гномы и великаны», «Назови маму».

Для достижения устойчивых результатов необходимо тесное сотрудничество с родителями, для этого используются различные формы работы с ними.

С родителями воспитанников были проведены следующие мероприятия:

-семинар-практикум «Развитие общих речевых навыков»

-мастер-класс «Использование приемов наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматической стороны речи дошкольников с нарушениями речи»

-консультации для родителей

-оформлена папка-передвижка «Игра, как средство развития речи детей»

-родительские собрания: «Логопедическая работа с детьми», «Развиваем речь детей посредством словесных игр», «Учимся рассказывать сказки»

-круглый стол «Учимся вместе» («Как организовать домашнее чтение»).

ВЫВОД: Таким образом технология наглядного моделирования позволила у детей речевой группы совершенствовать лексико-грамматический строй речи, закрепить навыки словообразования и словоизменения, умение использовать ими в речи различные конструкции предложений, зрительно представить абстрактные понятия (предлог, наречия, местоимения и др., научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления.

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья»Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья» Цель – создать условия для формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Задачи: - учить детей составлять.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. СловообразованиеИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи «Цветик-семицветик»Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи «Цветик-семицветик» .

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология наглядного моделирования как средство по преодолению нарушений лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР
Опубликовано: 22 апреля 2024 в 12:50
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология наглядного моделирования как средство по преодолению нарушений лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Елена Злобина (УИ 146820) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД