Елена Злобина
Технология наглядного моделирования как средство по преодолению нарушений лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
«Ребёнок употребляет слово, не замечая его,
как стекло, через которое видит мир, но не
воспринимает его как предмет осознанно…»
А. Р. Лурия
У детей с ОНР нарушается формирование всех компонентов речевой системы:
звукопроизношение (фонетический компонент);
фонематический слух (фонематический компонент);
словарь (лексический компонент);
грамматический строй (грамматический компонент).
Публикация «Технология наглядного моделирования как средство по преодолению нарушений лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР» размещена в разделах
Ограниченность словарного запаса, трудности в овладении грамматическим строем речи в дальнейшем затрудняют процесс развития связной речи.
Результаты логопедического обследования, при поступлении детей в среднюю речевую группу показали, что дети также затрудняются в определении и выявлении свойств и качеств предметов, объектов, явлений, у них не сформировано целостное восприятие предмета, не развита память.
Поэтому решили использовать в логопедической работе технологию наглядного моделирования, так как:
во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, в тоже время для детей с ТНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, а использование наглядного моделирования поддерживает интерес к речевой деятельности и помогает решить эту проблему;
во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, т. е. развивает память
в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
В связи с низким уровнем развития словаря и грамматических категорий у детей группы, нами была поставлена цель и определены задачи.
Цель: использование наглядного моделирования в процессе коррекции лексико-грамматических нарушений речи у дошкольников с ОНР.
Задачи:
1. Актуализировать предметный, качественный и глагольный словарь.
2. Закреплять обобщающие понятия.
3. Упражнять в навыках словоизменения и согласования различных частей речи в роде, числе, падеже.
4. Упражнять в навыках словообразования (уменьшительно-ласкательное значение слов, приставочные глаголы, относительные прилагательные).
5. Анализировать семантику и способы образования сложных слов.
6. Вовлечь родителей в образовательный процесс.
7. Воспитывать и развивать эмоционально-волевые качества личности: организованность, активность, сосредоточенность.
Детям с тяжелым нарушением речи требуется специальное обучение, а затем длительные тренировочные упражнения по усвоению различных речевых навыков. Облегчить этот процесс, разнообразить его и сделать более интересным для ребенка помогает технология наглядного моделирования.
Наглядное моделирование используем на всех видах занятиях (индивидуальных, подгрупповых). Технология позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, также она способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.
Для организации коррекционной работы по этому направлению используем различные дидактические игры и пособия. В группе и кабинете создана развивающая предметно-пространственная среда.
- картотека словесных игр
- пиктограммы
- карточки, иллюстрации
- схемы словообразования.
Особое внимание я хочу обратить на пиктограммы для развития навыков словообразования у детей с ОНР.
Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного корневого слова. Рисунок подсказывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно. Таким образом, в сознании слова начнут существовать не разобщенно, а “семьями”, объединенными “родственными отношениями”.
Самым положительным моментом в использовании пиктограмм, на наш взгляд, является то, что речь педагога сводится к минимуму – он показывает пиктограмму, а ребенок образовывает нужное слово. Пиктограммы можно изменить, дополнить, все зависит от творчества педагога.
Вот некоторые варианты использования речевых игр и упражнений для преодоления различных лексико-грамматических нарушений, с использованием наглядных моделей : «Что в круге?», «На что похоже?», «Что это?», «Назови предмет», «Что это означает?», «Назови ласково», «Один – много», «Семейка слов», «Найди по описанию», «Сравни», «Волшебный мешочек», «Тактильные дощечки», «Скажи наоборот», «Эти подвижные слова», «Добавь словечко», «Гномы и великаны», «Назови маму».
Для достижения устойчивых результатов необходимо тесное сотрудничество с родителями, для этого используются различные формы работы с ними.
С родителями воспитанников были проведены следующие мероприятия:
-семинар-практикум «Развитие общих речевых навыков»
-мастер-класс «Использование приемов наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматической стороны речи дошкольников с нарушениями речи»
-консультации для родителей
-оформлена папка-передвижка «Игра, как средство развития речи детей»
-родительские собрания: «Логопедическая работа с детьми», «Развиваем речь детей посредством словесных игр», «Учимся рассказывать сказки»
-круглый стол «Учимся вместе» («Как организовать домашнее чтение»).
ВЫВОД: Таким образом технология наглядного моделирования позволила у детей речевой группы совершенствовать лексико-грамматический строй речи, закрепить навыки словообразования и словоизменения, умение использовать ими в речи различные конструкции предложений, зрительно представить абстрактные понятия (предлог, наречия, местоимения и др., научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления.