Татьяна Алехина
Технология «План-дело-анализ» в практике ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Технология «План – дело - анализ» (Л. В. Свирской)
Технология «План – дело - анализ» (Л. В. Свирской) дает возможность развивать познавательную инициативу дошкольника, быть им активными в выборе содержания своего образования, что позволяет реализовать на практике принципы Стандарта.
Основная идея проекта состоит в том, что обучение, главным образом, проходит именно в выбранных детьми видах деятельности. Детям предлагаются темы, основанные на их интересах и потребностях. Дети подключаются к принятию решения о том, что они хотят изучать и с кем они
Публикация «Технология „План-дело-анализ“ в практике ДОО» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Планирование. Планы работ
- Темочки
хотят работать.
Организуя взаимодействия с детьми, как правило, педагог берет на себя роль авторитарного руководителя, неукоснительно требуя от детей выполнения всех заданных им нормативов, образцов поведения и деятельности. При таком взаимодействии возникает коллектив пассивных исполнителей, послушных воле педагога, лишенных возможности проявить инициативу и творчество. Наша же задача стремиться к созданию условий, в которых ребенок защищен демократически построенным коллективом, приучающим его к социально ответственной свободе и творческому самовыражению.
Компонентами дневного цикла «План – дело – анализ» являются: утренний групповой сбор, на котором осуществляется выбор темы, планирование видов деятельности (места работы, материалов, партнерств и пр.); самостоятельная или совместная деятельность в Центрах активности и итоговый сбор, на котором подводятся итоги.
Любое дело, мы стараемся обсуждать вместе с детьми на «Утреннем групповом сборе». Обычно в утреннее время, звучит либо мелодия, либо колокольчик и мы с детьми собираемся в круг или полукруг на стульчиках, это даёт нам возможность всех видеть и поприветствовать друг друга. Итак, первая составляющая технологии «Групповой сбор» - это приветствие.
Далее время игры. Её основа – это весёлая и вместе с тем полезная деятельность, в результате чего приобретается навык совместного нескучного времяпровождения. Кстати, игра уже может настроить детей, на задуманную вами, допустим, экономическую тему. (пальчиковая игра, дидактическая или даже физкультминутка и т. д., но небольшая.)
Затем – обмен новостями. Обмен новостями позволяет слышать друг друга. В обмене новостями участвуют не только дети, но и взрослые. Вы так же можете выдать какую-нибудь новость, например, на экономическую тему. Обмен новостями необходим, ведь это общение, а общение значительно расширяет сведения о мире, пробуждает мысль, рождает идеи. Мы чаще всего безуспешно учим общению детей на специальных занятиях, на придуманных взрослыми темах. В данном случае лёгкость и естественность высказываний обеспечиваются тем, что темы разговора выбираются самими детьми. Обмен новостями помогает приобретать коммуникативную компетентность. Здесь, чтобы дети не перебивали, на первое время можно организовать в игровой форме (например, кому даю микрофон – тот и говорит, или дети сами передают, или птичку какую-нибудь использовать и т. д.)
А далее следует планирование деятельности. В планировании доминируют деятельностная и информационная компетентности. И взрослые и дети привыкли к тому, что все темы учебных занятий в детском саду определяются воспитателями, а детские интересы как бы «учитываются». Но чтобы их учесть, нужно чтобы они были озвучены, а ещё лучше зафиксированы самими детьми. Групповой сбор и представляет такую возможность. А если педагог подведёт детей, как бы, не навязчиво, к нужной ему по плану теме – это будет двойной успех. Пусть идеи, которые предлагают для плана дети, очень просты, но это именно те идеи, которые самостоятельно рождаются у них, на которые они мотивированы, в которых проявляется их инициатива, активность, которые диктуются их любознательностью и знаниями. Даже, если вы сами озвучили тему, то тогда выясните, что дети по этой теме уже знают, а что ещё хотели бы узнать. Если затрудняются, то вы сами можете рассказать, что ещё раскрывает данная тема и тогда предложить им выбор деятельности: одни захотят что-то нарисовать, другие – слепить, третьи – узнать или поиграть, возможно сразу же захотят определиться с партнёром по игре… И всё, что они проговорили, они ещё должны зафиксировать, кто умеет писать, может написать своё имя, а рядом нарисовать схематично вид деятельности или это может быть зафиксировано, как у меня на плане – ребёнок нарисовал себя, а рядом наклеил картинку, которая вызвала у него ассоциации с его планом. (детям помладше, я часто готовлю картинки, которые вырезаю из старых рабочих тетрадей или им предоставляю такую возможность: найти в тетради и вырезать)
Записать их идеи, планы можно на любом листе, я же чаще использую кусок от обоев.
Для того чтобы удерживать (направлять, поддерживать, корректировать) внимание детей, важна ежедневная презентация педагогом имеющихся в группе материалов, т. е. напоминание о том, какие материалы, в каких центрах доступны для работы. Презентация не предполагает диктата обязательных действий – дети могут самостоятельно решить что, как и из чего они будут делать.
Свободная деятельность осуществляется в центрах активности после того, как ребята сделают выбор, спланируют свои действия, выберут место работы и партнеров. Принятие решения об индивидуальной работе или сотрудничестве с другими детьми или взрослыми, напоминаю, остаётся за ребёнком, вплоть до отказа от участия в общей теме. В то же время, в одном из центров педагог организует совместную деятельность, как правило, с желающими, но дети должны понимать и слово «надо», поэтому педагог, распределяя детей, может сказать: «Маша и Саша пойдут сегодня со мной в центр науки».
И не менее важным моментом во всей этой затее является итог. Очень важно ребёнку напоминать (а ты помнишь, что ты запланировал, а вот когда выполнит, желательно, чтобы сделал отметку о выполнении. Если ребёнок научится следовать плану, то он научится ответственности, исполнительности и уже никогда не о чём не будет забывать.
Итоговый сбор проводится после того, как дети выполнят задуманное – реализуют свой план.
На итоговый сбор детей собирает все та же мелодия или колокольчик. Место проведения – ковер, откуда стартовал утренний сбор. На итоговый сбор дети приносят все то, что они успели сделать, - рисунки, поделки, карточки с выполненными заданиями.
Все работы раскладываются в центре ковра возле своих мастеров – им нужно будет представить то, что они сделали. В этом помогают вопросы:
- Кто хочет рассказать о своей работе?
-Получилось ли у тебя, что ты задумал?
- Что вы хотели бы посоветовать тем, кто будет работать в центре науки завтра?
В процессе общения мы фиксируем высказывания детей, совместно с детьми выбираем и наклеиваем подходящие фотографии, отражающие содержание детской деятельности или ее продукт.