МААМ-картинки

Технология портфолио дошкольника как копилка достижений ребенка в разнообразных видах деятельности

Ольга Тюрина
Технология портфолио дошкольника как копилка достижений ребенка в разнообразных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Педагог дополнительного образования

Василенко О. Л.

В современном дошкольном образовании необходимы новые подходы к оценке достижений ребенка, которые базируются на государственном образовательном стандарте, построенные на концепции компетентности ребенка в различных видах деятельности, основаны на уровне продуктивного творчества при определении индивидуального образовательного маршрута ребенка.

К концу дошкольного детства у детей формируются следующие компетенции:

Отношение к себе:

Публикация «Технология портфолио дошкольника как копилка достижений ребенка в разнообразных видах деятельности» размещена в разделах

- ощущение эмоционального комфорта при общении с близкими родственниками, сверстниками, воспитателем в дошкольном учреждении;

- проявление чувства собственного достоинства (оценка себя «я – хороший» на основе гордости, стыда) ;

- интерес к изучению возможностей собственного тела, интерес к тем природным задаткам, которые проявляются при занятии различными видами деятельности;

- уверенность в собственных силах, в ценности здорового образа жизни;

- вера в достижение успехов при познании окружающего мира о формировании навыков доброжелательного общения с разными людьми;

- ощущение готовности к обучению в школе.

Отношение к другим (родители, воспитатели, сверстники) :

- способность к проявлению чуткости, сочувствия, тактичности;

- оценочное отношение к другим на основе усвоенных моральных, эстетических, трудовых норм;

- уважение индивидуальных особенностей человека, традиций, обычаев его национальной культуры;

- отношение к окружающим людям в соответствии с уровнем проявления ими основных нравственных, эстетических норм.

Отношение к различным видам деятельности :

- переживание радости экспериментирования и открытия нового;

- способность оценивать мастерство другого человека, совершенство созданных человеком вещей, качество собственной продуктивной деятельности в соответствии с воспринятыми и усвоенными эталонами;

- потребность в новых знаниях, расширение собственного опыта за счет повышения уровня самостоятельности в повседневной бытовой деятельности, самообслуживании, познании окружающего мира;

- положительный настрой на организованную учебную деятельность.

Отношение к миру (ближайшее окружение) :

- доверительное отношение к миру;

- чувство близости и общности с природным и рукотворным миром, принятие его гармонии, сообразности;

- принятие важности постоянной заботы о сохранении природного мира;

- интерес к настоящему и прошлому в ближайшем природном и социокультурном окружении;

- бережное и ответственное отношение к тому, что создано умом и руками человека.

Для оценки индивидуальных способностей, которые предполагают включение вышеперечисленных компетенций ребенка, можно использовать различные формы. Одной из которых является ПОРТФОЛИО

Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития дошкольника, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

задачи:

-создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;

-поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;

-поощрять его активность и самостоятельность;

-формировать навыки учебной деятельности;

- содействовать индивидуализации образования дошкольника;

-закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;

-укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОУ.

Портфолио включает :

• инструментарий определения индивидуального образовательного маршрута развития

• метод оценивания реальных достижений развития ребенка

• не хаотичный сбор всего, а доказательство того, что достигнуто ребенком

• что сделал ребенок и почему это важно

• рекомендации для родителей в виде советов, игр, того как родитель может помочь ребенку дома

папка-накопитель, в которую целенаправленно собирается информация о ребенке, помещаются различные материалы, свидетельствующие о результатах и достижениях ребенка, которая комплексно отражает его усилия, успехи и достижения в разных сферах развития

«копилка» личных достижений ребенка в разных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.

Портфолио дошкольника непременно должно быть красочным и ярким. Хорошо чтобы оно стало предметом личной гордости каждого ребенка. Можно сказать что портфолио «Книга о самом себе», которая не просто красочная, но и включает в себя всевозможные достижения ребенка, напоминает ему, каким он был раньше, помогает наглядно увидеть, насколько он вырос, в чем проявились его способности.

В нашем детском саду в рамках комплексного сопровождения ребёнка и его семьи используются разнообразные формы работы с родителями. Одной из них – современной и эффективной - является портфолио дошкольника. Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений ребёнка в разнообразных видах деятельности, копилка его успехов, копилка его положительных эмоций, возможность ещё раз пережить приятные моменты своей жизни.

Активная работа по ведению портфолио дошкольников началась в 2013году. Поскольку, данное новшество показалось нам достаточно интересным и многогранным, было решено более углублённо работать в этом направлении. После подробного изучения этой темы, анализа литературы и планирования дальнейшей работы, использование портфолио стало одной из форм сопровождения ребёнка и его семьи. Самому ребёнку и его родителям очень трудно представить и отследить весь путь пребывания в детском саду, сфокусировать свое внимание на положительных моментах жизни, запомнить все удачные, счастливые минуты общения со взрослыми и сверстниками. А ведь это, несомненно, способствует развитию уверенности в себе, повышает социальный статус каждого ребенка. В итоге, мы пришли к тому, что и родителям и педагогам, работающим с ребенком, намного легче представить маршрут его развития через ведение портфолио его семьи. При введении портфолио в систему образования в нашем городе Белгороде, в том числе и в нашем детском саду трудности были связаны в первую очередь с недостаточным информированием, в некоторых случаях даже отсутствием каких-либо представлений у родителей в данном направлении. К тому же, нужно показать родителям ценность ведения портфолио своего ребёнка с дошкольного возраста, тем самым, способствуя повышению интереса фиксировать все успехи малыша. Для этого осуществляется взаимодействие с ними через проведение родительских собраний в активной форме: практикумы и презентации по теме портфолио.

Интересным родители могут посчитать подготовку брошюрок с информацией по оформлению и ведению разных типов портфолио дошкольников, консультации, беседы с родителями по интересующим вопросам. Сама идея портфолио – научить ребёнка обобщать свой опыт, подытоживать знания, учиться «презентовать себя» так же не должна остаться без внимания. Работа с портфолио самими детьми планируется на занятиях по различным разделам программы (социально-эмоциональное развитие, человек в истории и культуре и др.). В совместной и самостоятельной деятельности дети принимают непосредственное участие в оформлении таких страничек портфолио.

В нашем дошкольном учреждении определены следующие разделы детского портфолио :

Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю…» (Мне нравится…», «Обожаю, когда, в которой будут записаны ответы ребенка.

Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно - графическом исполнении) : «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».

Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.

Раздел 4 «Я мечтаю…». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы : «Я мечтаю о…», «Я бы хотел быть…», «Я жду, когда…», «Я вижу себя…», «Я хочу видеть себя», «Мои любимые дела…»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».

Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги – самоделки).

Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы ( от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).

Раздел 7 «Посоветуйте мне…». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.

Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.

Большинство родителей, будучи уверенными, что портфолио обязательно поможет при поступлении в ВУЗ, очень кропотливо относятся к его заполнению, а некоторых в этом убеждают учителя, создавая мотивацию для создания портфолио их детей.

Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.

Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.

Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи – уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, педагоги отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.

Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут ребенка с ОВЗ в логопедической группе ДОУ Индивидуальный образовательный маршрут ребенка Принципы разработки маршрута - принцип опоры на обучаемость ребенка - принцип учета зоны.

Портфолио ребенка — как оценка индивидуальных способностей. Тема: Портфолио ребенка – как оценка индивидуальных достижений дошкольника. Актуальность. Говоря о папке портфолио индивидуальных достижений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология портфолио дошкольника как копилка достижений ребенка в разнообразных видах деятельности
Опубликовано: 25 ноября 2014 в 15:17
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология портфолио дошкольника как копилка достижений ребенка в разнообразных видах деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Тюрина (УИ 241291) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД