Ольга Тюрина
Технология портфолио дошкольника как копилка достижений ребенка в разнообразных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог дополнительного образования
Василенко О. Л.
В современном дошкольном образовании необходимы новые подходы к оценке достижений ребенка, которые базируются на государственном образовательном стандарте, построенные на концепции компетентности ребенка в различных видах деятельности, основаны на уровне продуктивного творчества при определении индивидуального образовательного маршрута ребенка.
К концу дошкольного детства у детей формируются следующие компетенции:
Отношение к себе:
Публикация «Технология портфолио дошкольника как копилка достижений ребенка в разнообразных видах деятельности» размещена в разделах
- Портфолио дошкольника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
- ощущение эмоционального комфорта при общении с близкими родственниками, сверстниками, воспитателем в дошкольном учреждении;
- проявление чувства собственного достоинства (оценка себя «я – хороший» на основе гордости, стыда) ;
- интерес к изучению возможностей собственного тела, интерес к тем природным задаткам, которые проявляются при занятии различными видами деятельности;
- уверенность в собственных силах, в ценности здорового образа жизни;
- вера в достижение успехов при познании окружающего мира о формировании навыков доброжелательного общения с разными людьми;
- ощущение готовности к обучению в школе.
Отношение к другим (родители, воспитатели, сверстники) :
- способность к проявлению чуткости, сочувствия, тактичности;
- оценочное отношение к другим на основе усвоенных моральных, эстетических, трудовых норм;
- уважение индивидуальных особенностей человека, традиций, обычаев его национальной культуры;
- отношение к окружающим людям в соответствии с уровнем проявления ими основных нравственных, эстетических норм.
Отношение к различным видам деятельности :
- переживание радости экспериментирования и открытия нового;
- способность оценивать мастерство другого человека, совершенство созданных человеком вещей, качество собственной продуктивной деятельности в соответствии с воспринятыми и усвоенными эталонами;
- потребность в новых знаниях, расширение собственного опыта за счет повышения уровня самостоятельности в повседневной бытовой деятельности, самообслуживании, познании окружающего мира;
- положительный настрой на организованную учебную деятельность.
Отношение к миру (ближайшее окружение) :
- доверительное отношение к миру;
- чувство близости и общности с природным и рукотворным миром, принятие его гармонии, сообразности;
- принятие важности постоянной заботы о сохранении природного мира;
- интерес к настоящему и прошлому в ближайшем природном и социокультурном окружении;
- бережное и ответственное отношение к тому, что создано умом и руками человека.
Для оценки индивидуальных способностей, которые предполагают включение вышеперечисленных компетенций ребенка, можно использовать различные формы. Одной из которых является ПОРТФОЛИО
Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития дошкольника, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
задачи:
-создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;
-поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;
-поощрять его активность и самостоятельность;
-формировать навыки учебной деятельности;
- содействовать индивидуализации образования дошкольника;
-закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
-укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОУ.
• инструментарий определения индивидуального образовательного маршрута развития
• метод оценивания реальных достижений развития ребенка
• не хаотичный сбор всего, а доказательство того, что достигнуто ребенком
• что сделал ребенок и почему это важно
• рекомендации для родителей в виде советов, игр, того как родитель может помочь ребенку дома
• папка-накопитель, в которую целенаправленно собирается информация о ребенке, помещаются различные материалы, свидетельствующие о результатах и достижениях ребенка, которая комплексно отражает его усилия, успехи и достижения в разных сферах развития
• «копилка» личных достижений ребенка в разных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.
Портфолио дошкольника непременно должно быть красочным и ярким. Хорошо чтобы оно стало предметом личной гордости каждого ребенка. Можно сказать что портфолио «Книга о самом себе», которая не просто красочная, но и включает в себя всевозможные достижения ребенка, напоминает ему, каким он был раньше, помогает наглядно увидеть, насколько он вырос, в чем проявились его способности.
В нашем детском саду в рамках комплексного сопровождения ребёнка и его семьи используются разнообразные формы работы с родителями. Одной из них – современной и эффективной - является портфолио дошкольника. Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений ребёнка в разнообразных видах деятельности, копилка его успехов, копилка его положительных эмоций, возможность ещё раз пережить приятные моменты своей жизни.
Активная работа по ведению портфолио дошкольников началась в 2013году. Поскольку, данное новшество показалось нам достаточно интересным и многогранным, было решено более углублённо работать в этом направлении. После подробного изучения этой темы, анализа литературы и планирования дальнейшей работы, использование портфолио стало одной из форм сопровождения ребёнка и его семьи. Самому ребёнку и его родителям очень трудно представить и отследить весь путь пребывания в детском саду, сфокусировать свое внимание на положительных моментах жизни, запомнить все удачные, счастливые минуты общения со взрослыми и сверстниками. А ведь это, несомненно, способствует развитию уверенности в себе, повышает социальный статус каждого ребенка. В итоге, мы пришли к тому, что и родителям и педагогам, работающим с ребенком, намного легче представить маршрут его развития через ведение портфолио его семьи. При введении портфолио в систему образования в нашем городе Белгороде, в том числе и в нашем детском саду трудности были связаны в первую очередь с недостаточным информированием, в некоторых случаях даже отсутствием каких-либо представлений у родителей в данном направлении. К тому же, нужно показать родителям ценность ведения портфолио своего ребёнка с дошкольного возраста, тем самым, способствуя повышению интереса фиксировать все успехи малыша. Для этого осуществляется взаимодействие с ними через проведение родительских собраний в активной форме: практикумы и презентации по теме портфолио.
Интересным родители могут посчитать подготовку брошюрок с информацией по оформлению и ведению разных типов портфолио дошкольников, консультации, беседы с родителями по интересующим вопросам. Сама идея портфолио – научить ребёнка обобщать свой опыт, подытоживать знания, учиться «презентовать себя» так же не должна остаться без внимания. Работа с портфолио самими детьми планируется на занятиях по различным разделам программы (социально-эмоциональное развитие, человек в истории и культуре и др.). В совместной и самостоятельной деятельности дети принимают непосредственное участие в оформлении таких страничек портфолио.
В нашем дошкольном учреждении определены следующие разделы детского портфолио :
Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю…» (Мне нравится…», «Обожаю, когда, в которой будут записаны ответы ребенка.
Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно - графическом исполнении) : «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».
Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.
Раздел 4 «Я мечтаю…». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы : «Я мечтаю о…», «Я бы хотел быть…», «Я жду, когда…», «Я вижу себя…», «Я хочу видеть себя», «Мои любимые дела…»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».
Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги – самоделки).
Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы ( от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).
Раздел 7 «Посоветуйте мне…». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.
Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.
Большинство родителей, будучи уверенными, что портфолио обязательно поможет при поступлении в ВУЗ, очень кропотливо относятся к его заполнению, а некоторых в этом убеждают учителя, создавая мотивацию для создания портфолио их детей.
Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.
Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.
Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи – уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, педагоги отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.
Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.