Валентина Родькина
Технология развивающего обучения посредством познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Мы все знаем, что с самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы — ему помогают педагоги. Ситуация успеха в совместной деятельности педагога и ребенка будет зависеть от правильно выбранной педагогом технологии. Ведь нам всем известно, что технология - это мастерство, наука о мастерстве, поэтому: насколько педагог умело владеет эти мастерством, настолько дети смогут познать окружающий мир. Современных технологий очень много, трудно определить, какая из них важнее, т. к. они в нашей педагогической практике необходимы все. Но я для себя выделила технологию развивающего обучения посредством исследовательской деятельности, т. к. эта технология направлена на познание нового, неизвестного.
Публикация «Технология развивающего обучения посредством познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Актуальность заключается в том, что, как нам известно, возрастная психология располагает разносторонними сведениями о состоянии и динамике познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Поэтому особое внимание уделяется на выбор педагогической технологии, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей посредством исследовательской деятельности.
Что понимают
под исследованием?
Исследование - один из универсальных типов мыследеятельности.
Источник исследования – стремление к познанию.
Главная цель - установление истины по принципу: «От простого к сложному».
Уровни реализации «исследовательского обучения
Первый: когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения;
Второй: взрослый ставит проблему, но метод решения ребенок ищет самостоятельно;
Третий: постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется ребенком самостоятельно
Ядром технологии развивающего обучения является : это-цель - средства- правила их использования- результат.
Сущность данной технологии заключается в том, что она имеет выраженные этапы (пошаговость, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе.
Я вам хочу показать, как данная технология применялась на одном из моих занятий, на тему: «Опытно – экспериментальная работа в процессе ознакомления детей с полезными ископаемыми». Я хочу показать, как соблюдалась поэтапность в процессе занятия.
Во - первых, я придерживалась некоторых алгоритмов.
1. Интересное начало — точка удивления.
Я начала занятие с тех методов и приемов, которые им интересны – рассматривание картин, отгадывание загадок и постепенно подвела их ко второй части – исследовательской деятельности в мини- лаборатории (наблюдение за содержанием в почве камней- щебенки, песка, глины и т. д.)
2. Умозаключения детей на основе исследовательской деятельности.
3. Метод эмпатии (физминутка, не нарушающая логики занятия).
4. Решение проблемных задач, ситуаций.
Для решения проблемных задач я использовала игру- путешествие (по горным местам). Проводилась работа с макетом «Горные места».
5. Опытно-экспериментальная деятельность.
На данном этапе работы прослеживается не только поэтапность, но и логичность используемой технологии. Я поясню. Все опыты были направлены на то, чтобы познакомить детей с появлением полезного ископаемого – металла. И что получается? Если бы не опыт с водой в стеклянной пробирке, который доказал, что вода при замерзании разбивает не только стекло, но и камни, я бы не смогла бы им объяснить, откуда появляются трещины на вершинах гор. А если бы я не показала детям появление трещин, следовательно, не смогла бы объяснить, каким образом вулканическая лава находит выход на поверхность и при затвердевании она превращается в твердую породу - металл.
Если быть внимательным, то мы увидим, что одна часть вытекает из другой и ни одну часть нельзя исключить – они взаимосвязаны. Значит, можем сказать, что в процессе работы прослеживается не только целостность, но и логичность данной технологии.
Для выявления результативности технологии развивающего обучения я применила нетрадиционные техники рисования – рисование на камне, где дети отразили впечатления от путешествия.