Лучший педагог года

Технология сопровождения ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних, лишенных родительского попечения, в предпостинтернатный и пос

Лилия Огиенко
Технология сопровождения ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних, лишенных родительского попечения, в предпостинтернатный и пос

Технология сопровождения ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних, лишенных родительского попечения, в предпостинтернатный и постинтернатный периоды в

условиях центра помощи детям

Л. В. Огиенко, директор

Общество неоднозначно относится к ВИЧ-положительным согражданам и их проблемам, что способствует повышенной уязвимости и отстраненности людей, живущих с ВИЧ. Помогать детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, с ВИЧ+ статусом призваны работники учреждений социального обслуживания.

Публикация «Технология сопровождения ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних, лишенных родительского попечения, в предпостинтернатный и пос» размещена в разделах

Создание микросоциума, где готовы понять и принять ВИЧ – инфицированного ребенка, не может быть осуществлено без специально организованной помощи и поддержки. Для их организации необходимо внедрение в интернатные учреждения системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития каждого такого ребенка с момента начала поступления в учреждение. Это сопровождение предполагает комплексную диагностику проблем ребенка в динамике развития, составление индивидуальной программы, включающей не только коррекцию проблем сопровождаемого, но и одновременную помощь сотрудникам учреждения по грамотному сопровождению ВИЧ-инфицированных детей.

Во исполнение решений Всероссийского совещания руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, Всероссийского форума приемных родителей и IV регионального Форума (коллегии) специалистов органов опеки и попечительств, руководителей учреждений социального обслуживания семьи и детей «Главное - семья» : «ПОСТРОИТЬ МЕХАНИЗМ РАБОТЫ С ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫМИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ С СОБЛЮДЕНИЕМ ВСЕХ ПРАВ ДЕТЕЙ» учреждением организована деятельность по созданию технологии социального сопровождения детей, живущих с ВИЧ, на предпостинтернатном/постинтернатном этапах сопровождения.

Цель сопровождения – разработка технологии сопровождения ВИЧ-инфицированных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на этапах предпостинтернатного/постинтернатного периода в условиях центра помощи детям

Задачи:

• Анализ имеющейся литературы по данному вопросу и изучение опыта регионов по сопровождению ВИЧ-инфицированных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях предпостинтернатного и постинтернатного периодов.

• Разработка алгоритма социального сопровождения ВИЧ-инфицированных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях центра помощи детям в зависимости от путей заражения ВИЧ-инфекцией

• Комплексное сопровождение ВИЧ-инфицированных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специалистами в рамках алгоритма действий социального сопровождения в предпостинтернатном/постинтернатном периоде;

• Поиск эффективных социальных форм и технологий работы, направленных на преодоление дезадаптивных форм поведения, формирование у сопровождаемых способностей к преодолению жизненных трудностей, оказание сопровождаемым психологической помощи и поддержки.

Определение функциональных взаимодействий медицинского работника, педагога-психолога и коллектива специалистов по предпостинтернатному сопровождению ВИЧ-инфицированных детей в условиях интернатного учреждения, при подготовке к самостоятельной жизни.

• Постоянный мониторинг медицинского и социально-психологического статуса для оценки эффективности оказываемой помощи и необходимой коррекции индивидуальной программы сопровождения;

• Проведение обучающей и профилактической работы с ВИЧ-инфицированными детьми и их непосредственным окружением, а также специалистами, осуществляющими социальное сопровождение ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей

Основные направления сопровождения ВИЧ-инфицированного ребенка в учреждении:

• Медико-социальное;

• Социально-психологическое;

• Социально-правовое;

• Социально-бытовое

Деятельность и ожидаемые результаты:

• Составление карты индивидуального развития, позволяющей установить соответствие реального уровня развития ребенка его возрасту, также уровень дезадаптации на предпостинтернатном/постинтернатном периодах сопровождения.

• Эффективность и качество оказываемой социальной помощи, необходимой коррекции индивидуальной программы сопровождения.

• Снижение числа дезадаптивных состояний воспитанников.

• Создание условий для профилактики возможных трудностей в социализации сопровождаемого, формирование у него потребности в саморазвитии, самопомощи, активной стратегии преодоления жизненных трудностей и проблем

Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение ВИЧ-инфицированных детей на предпостинтернатном/постинтернатном этапах и в целом на всех этапах протекает в двух формах, которые, в идеале, представляют собой согласованные процессы:

• индивидуальное сопровождение, ориентированное на решение проблем самого ребенка,

• системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблем, создающихся в его социальной ситуации развития.

Алгоритм социального сопровождения ВИЧ-инфицированных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включает в себя IV этапа:

I. Определение уровня дезадаптации воспитанников (предпостинтернат)

II. Оказание помощи ребенку (в зависимости от пути заражения ВИЧ-инфекцией) (предпостинтернат)

III. Интеграция в социуме (предпостинтернат/постинтернат)

IV. Поддержка (постинтернат)

Определение эффективности реализации алгоритма социального сопровождения ВИЧ-инфицированных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется через определенные категории принятия ситуации ребенком:

1. Понимание здоровья как процесса поддержания темпов физического, полового, нервно-психологического развития, принятие объективной информации о собственном состоянии и его последствиях;

2. Адекватная оценка социально-психологического состояния: восстановление или положительная динамика развития интеллекта, развитие познавательных способностей, коммуникабельности, поддержание физиологического баланса отрицательных и положительных эмоций, уровня напряженности эмоционального тонуса, проведение адекватной самооценки, притязаний, оценки сформированности личностного комфорта, выявление и развитие творческого потенциала;

3. Самосознание личности ВИЧ-инфицированного ребенка-сироты : принятие себя как личности вследствие формирования адекватных социальных восприятий, развитие стойкости мотивации на проведение лечения, развитость личной ответственности за последствия несвоевременного и систематического лечения, а также ведения беспорядочного образа жизни

Этапы социального сопровождения ВИЧ-инфицированных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях центра помощи детям на уровне предпостинтернатного и постинтернатного сопровождения

Этапы Направления деятельности

специалистов Мероприятия Исполнители/

Соисполнители

I этап Определение уровня дезадаптации ребенка диагностика (уровень развития в соответствии с возрастом);

составление карты индивидуального развития;

составление индивидуального плана развития и семейного жизнеустройства;

изучение ближайшего окружения (установление круга общения ребенка);

выявление круга интересов и увлечений;

составление образовательного маршрута;

установление возможностей ребенка (компенсаторных и коррекционных) : его реабилитационный потенциал в плане дальнейшего развития и социальной адаптации;

семейное жизнеустройство;

сохранение конфиденциальности информации и личная ответственность специалистов за качество проводимой работы Педагог-психолог;

Воспитатель семейной группы;

Социальный педагог;

Врач-педиатр;

Специалист Центра «СПИД»;

Клинический психолог ИОЦ «СПИД»;

Специалист органов опеки

II этап Оказание помощи ребенку (в зависимости от пути заражения ВИЧ-инфекцией)

Вертикальный

(от матери к плоду)

Половой

Парентеральный

(через кровь, шприцы, иглы, режущие инструменты)

включение ребенка в реабилитационные мероприятия;

коррекция межличностных отношений;

совместная работа специалистов над программой социальной адаптации ребенка.

Диспансерное наблюдение и постдиспансерное сопровождение;

психолого-педагогическое сопровождения ВИЧ-инфицированных;

мониторинг социально-психологического статуса для оценки эффективности оказываемой помощи и необходимой коррекции индивидуальной программы сопровожденияв

сохранение конфиденциальности информации и личная ответственность специалистов за качество проводимой работы Педагог-психолог;

Воспитатель семейной группы;

Социальный педагог;

Врач-педиатр;

Специалист Центра «СПИД»;

Клинический психолог ИОЦ «СПИД»;

Специалист органов опеки;

Специалист Центра профилактики наркомании;

Педагоги дополнительного образования.

III этап Интеграция в социуме Закрепление и расширение круга общения (создание интегративной среды) ребенка;

Актуализация уровня социально-психологической адаптивности ребенка к негативным тенденциям и воздействиям общества - подготовка ребенка к самостоятельной жизни вне

учреждения.

Установка на полноценное пребывание в социуме – выполнение социальных ролей (Я - гражданин, Я - семьянин, Я – член коллектива);

Индивидуальная консультационная работа;

Профориентационные мероприятия;

Семейное жизнеустройство

сохранение конфиденциальности информации и личная ответственность специалистов за качество проводимой работы Педагог-психолог;

Воспитатель семейной группы;

Социальный педагог;

Врач-педиатр;

Специалист Центра «СПИД»;

Клинический психолог ИОЦ «СПИД»;

Специалист органов опеки;

Специалист Центра профилактики наркомании;

Педагоги дополнительного образования;

Волонтеры Благотворительных Фондов.

IV этап Поддержка Индивидуальная консультационная работа (профилактическая работа);

Межведомственное взаимодействие по вопросам защиты прав ВИЧ-инфицированных детей;

Направление на посещение специалистов ИОЦ «СПИД»

Оказание социальных услуг отделением постинтернатного сопровождения

сохранение конфиденциальности информации и личная ответственность специалистов за качество проводимой работы

Проблема:

1. «Общественный» страх и непринятие ВИЧ-инфицированных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Педагог-психолог;

Воспитатель семейной группы;

Социальный педагог;

Врач-педиатр;

Специалисты отделения поститернатного сопровождения;

Специалист Центра «СПИД»;

Клинический психолог ИОЦ «СПИД»;

Специалист органов опеки;

Специалист Центра профилактики наркомании;

Педагоги дополнительного образования;

Волонтеры Благотворительных Фондов.

Модель взаимодействия медицинского работника, педагога-психолога и специалистов учреждения в рамках технологии социального сопровождения ВИЧ-инфицированных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на этапах предпостинтернатного/постинтернатного периода

Цель: создание условий для восстановления и сохранения здоровья, успешной социальной адаптации детей с положительным ВИЧ-статусом, преодоление стигматизации и дискриминации в обществе в предпостинтернатном/постинтернатном периоде сопровождения.

Организация деятельности с ВИЧ-инфицированными детьми в зависимости от путей заражения в предпостинтернатный/постинтернатный период

отдельных специалистов учреждения

Путь

заражения

специалисты Вертикальный (трансплацентарный)

от матери ребенку Половой

путь Парентеральный (трансмиссивный)

путь

Медицинские работники

(врачи, медицинские сестры) 1. Предоставление всесторонней и точной информации о путях заражения ВИЧ и мерах их предупреждения, об обстоятельствах,

повышающих риск заражения (употребление наркотических средств, ИППП и др.).

2. Обеспечение диспансерного наблюдения в декретированные сроки: осмотр педиатра ОЦПС, забор крови, комплексное фтизиатрическое обследование.

3. Обеспечение необходимыми лекарственными препаратами и контроль за приверженностью к антиретровирусной терапии.

4. Направление на консультацию к психологу центра СПИД.

5. Содействие укреплению здоровья, социально-

медицинской реабилитации ВИЧ-инфицированного;

6. Обучение основам оказания первой медицинской помощи; 1. Первичное и последующие обследования ребенка на предмет заражения

2. Санитарно просветительская работа по половому воспитанию: использование средств индивидуальной защиты (презервативы) 1. Выполнение требований и правил СанПиН при организации работы с ВИЧ-инфицированными детьми

2. Профилактическая работа по отказу от использования инъекционных наркотиков.

3. оказание социально-медицинских услуг, направленных на пропаганду ЗОЖ

Клинический психолог 1. Организация аутрич-работы с ВИЧ-инфицированными детьми

2. Проведение диагностики, консультации, тренингов, санитарно-просветительской работы в разных формах по медицинским, эпидемиологическим, психологическим и социальным аспектам ВИЧ-инфекции, путям ее передачи и возможностям полноценной адаптации с положительным ВИЧ-статусом в современном обществе.

3. Подготовка информационных буклетов, социальных роликов, направленных на оказание помощи и моральной поддержке.

4. Содействие в преодолении проблем

личного характера, помощь в формировании положительного психологического климата в семейной группе.

5. Профилактика стигматизации. 1. Формирование мотивации к здоровому образу жизни, изменению проблемного и рискованного поведения.

1. Санпросветработа: Употребление любых ПАВ (психически активных веществ) приводит к изменению состояния психики, к снижению контроля над поведением и провоцирует его формы, связанные с риском

инфицирования ВИЧ-инфекцией, в частности незащищенный секс и инъекционное употребление наркотиков

Воспитатель 1. Выявление интересов, потребностей и склонностей ВИЧ-инфицированных детей к различным видам деятельности,

содействие в реализации образовательного маршрута, организация профориентационной работы, направленной на успешную социальную интеграцию.

2. Проведение мероприятий по содействию в преодолении проблем

личностного характера, преодолению дезадаптации, организация и поддержание положительного психологического климата в семейной группе.

3. Информационно-просветительская работа.

4. Привлечение волонтерского движения с использованием опыта и ресурсов соответствующих общественных организаций по данному вопросу 1. Обучение воспитанников основам полового воспитания, чтобы сформировать навыки безопасного сексуального поведения

2. Разработка и реализация программ, социальных проектов, направленных на профилактику ЗОЖ

1. Разработка и реализация программ, социальных проектов, направленных на профилактику ЗОЖ

2. Вовлечение в досуговую/внеучебную занятость

3. Просмотр фильмов, проведение лекций, акций

4. Создание условий жизнедеятельности, в которых ребенок чувствовал бы себя востребованным, включен в деятельность

Социальный педагог 2. Социальное и правовое консультирование

3. Оформление пенсии по заболеванию до 18 лет в ПФР

4. Отслеживает поступления средств на расчётные счета ВИЧ-инфицированных детей

5. При наличии согласия ребенка координирование деятельности определенных специалистов и представителей общественных структур для оказания различных видов помощи и социальных услуг ВИЧ-инфицированному ребенку, опекунам, не нарушая принципа конфиденциальности;

Оказание социально-психологической помощи в направлении социализации ВИЧ-инфицированных : оказание им социальной и материальной помощи и защиты, помощи в трудоустройстве, в профориентации и получении образования, юридической помощи и т. д. 1. Информирование об уголовной ответственности за заражение полового партнера

2. Вовлечение детей к участию в профилактических мероприятиях, направленных на формирование основ ЗОЖ 1. Организация взаимодействия с

- ОДН,

- КДН,

- наркологическим диспансером

2. Тематические интерактивные занятия, направленные на первичную профилактику аддиктивного поведения

3. Выявление детей «группы риска» (организация индивидуальной планомерной работы)

4. организация мероприятий, направленных на пропаганду ЗОЖ

Специалисты отделения сопровождения замещающих семей 1. Семейное сопровождение профилактика «синдрома страха», а также развитие идеологии толерантности и поддержки в отношении ВИЧ-инфицированных детей в замещающих семьях.

2. Информирование членов замещающих семей о правах и обязанностях в соответствии с законодательством, консультационная помощь по вопросам: содержание гарантий

и способы их реализации, нормативные

акты, направленные на оказание помощи и поддержку замещающей семьи, в которой есть такой ребенок, его защиту;

3. проведение тематических встреч, пресс-площадок по обсуждению проблем 1. Обучение родителей замещающей семьи основам полового воспитания детей с целью формирования навыков безопасного сексуального поведения. 1. Профилактическая работа, направленная на предотвращение употребления спиртных напитков, наркотических средств, табакокурения

2. Семейные индивидуальные консультации

I. Основные лечебно-оздоровительно-реабилитационные мероприятия, проводимые в центре помощи детям

1. Межведомственное взаимодействие:

1. 1 Диспансерное наблюдение ребенка в установленные сроки в соответствии с утвержденными стандартами в ИОЦ СПИД: регулярные осмотры, проведение необходимых обследований и выполнение рекомендаций врача-педиатра ИОЦ СПИД (в рамках действующего законодательства).

1.2 Обеспечение необходимой ВААРВТ (ВАРВТ – высокоактивная антиретровирусная терапия). Ежемесячная подготовка, представление заявок на лекарственные препараты, получение лекарственных препаратов, необходимых для организации и проведения лечения больных ВИЧ-инфекцией, в детской поликлинике №6 (в рамках действующего соглашения о сотрудничестве).

1.3 Проведение ежегодной диспансеризации ВИЧ-инфицированных детей в детской поликлинике №6 согласно приказу МЗ РФ от 15.02.2013 № 72н «О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации».

2 Обеспечение приверженности к лечению ВААРВТ (ВАРВТ – высокоактивная антиретровирусная терапия) : осуществление строгого контроля за приёмом лекарственных препаратов, в том числе с учетом сложностей, возникающих при приёме препаратов вне учреждения.

3 Организация и проведение квалифицированного медицинского консультирования:

3.1 Приём (осмотр, консультация) в соответствии с порядками и стандартами оказания медицинской помощи врача-педиатра, врача-психиатра, врача-физиотерапевта, клинического психолога (в рамках действующего штатного расписания)

3.2 Оказание доврачебной, врачебной медицинской помощи

3.3 Наблюдение за состоянием здоровья

3.4 Проведение профилактических прививок по национальному календарю и эпидемиологическим показаниям

4 Реабилитационные мероприятия:

4. 1 Лечебно-оздоровительные физиопроцедуры: ингаляционная терапия, электро- магнитотерапия по показаниям, световая терапия

4. 2 Водолечение: душ циркулярный, душ Шарко, душ восходящий, гидромассажная ванна, общая ванна с добавлением экстрактов и (или) морской соли

4. 3 Санаторно-курортные услуги: спелеотерапия (соляная шахта, кислородный коктейль

4. 4 Массаж: классический, лечебный, точечный

4.5. Бассейн

4.6. Ежегодный отдых и оздоровление в ЛОЗД «Жердовка», а также в летних оздоровительных лагерях и санаториях

5 Просветительская деятельность по проблеме ВИЧ/СПИДа (акции, семинары, буклеты, совещания и т. д.)

6 Работа по повышению уровня информированности сотрудников учреждения по проблемам, связанным с ВИЧ

6.1. проведение анкетирования по выявлению уровня информированности по вопросам ВИЧ-инфекции, оценки уровня толерантности к детям с положительным ВИЧ-статусом

6.2. лекционно-просветительская деятельность о ВИЧ-инфекции, тренинговые упражнения, направленные на профилактику распространения ВИЧ-инфекции и формирование толерантного отношения к ВИЧ- позитивным людям

6.3. обучение специалистами СПИД-центра, клиническим психологом сотрудников учреждения особенностям общения, взаимодействия с ВИЧ-инфицированными детьми и семьями, в которых проживают ВИЧ-инфицированные дети

II. Социально-психологическое направление

В учреждении работает клинический психолог, который проводит диагностику, консультации, тренинги, санитарно-просветительскую работу в разных формах по медицинским, эпидемиологическим, психологическим и социальным аспектам ВИЧ-инфекции, путям ее передачи и возможностям полноценной адаптации больных детей с положительным ВИЧ-статусом в современном обществе.

III. Социально-правовое направление

1. Консультирование специалистами социально-правовой службы кандидатов в опекуны/усыновители, родителей, опекунов, воспитателей по всем вопросам, касающимся социально-правового статуса ребенка

2. Оформление пенсий по заболеванию до 18 лет в ПФР

3. Отслеживание поступления средств на расчётные счета ВИЧ-инфицированных детей.

IV. Социально-бытовое

ВИЧ-инфицированные дети проживают в условиях, полностью отвечающих требованиям СанПиН 2.4.3259-1515 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

На начало 2017 года количество ВИЧ-инфицированных детей в ЦПД составляло 12 человек, в течение 2017 года поступило 3 ребёнка с этим диагнозом.

На конец 2017 года в учреждении осталось 7 детей. За период 2017 года из учреждения выбыло 8 воспитанников с диагнозом ВИЧ-инфекция. Из них 6 детей устроены в замещающие семьи, 1 ребенок возвращен в родную семью, 1 ребенок выбыл по возрасту.

В настоящее время в учреждении проживает 7 ВИЧ-инфицированных детей.

Решение проблем преемственности процесса сопровождения ВИЧ-инфицированных воспитанников в момент перехода в систему среднего профессионального образования

• Обоюдное знакомство, эффективное взаимодействие социально-психологических служб учреждений;

• Учет личностных и психофизиологических особенностей детей (проведение встреч с целью получения первичной информации, выработка путей совместного поддержания и социального сопровождения детей на этапе перехода из учреждения в учреждение);

• Разработка сквозной комплексной информационной карты выпускника из числа детей-сирот с четким определением его личных потребностей и сложностей при социализации и жизнеустройстве.

• Преемственность в работе по профориентации и профсамоопределению (на этапе подготовки к переходу в систему СПО).

Публикации по теме:

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе ДОКЛАД «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе» Подготовила заместитель директора по ВР Сивак Г. В. 2017 год.

Фотоотчёт о посещении социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних настоятелем Никольского храмаФотоотчёт о посещении социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних настоятелем Никольского храма Фотоотчёт: Настоятель Никольского храма посетил СРЦН «Солнечный лучик»Каждая встреча с отцом Николаем для воспитанников Цента – огромная.

Фотоотчёт о проведении праздника «Мы дети твои, Россия!» с воспитанниками центра для несовершеннолетнихФотоотчёт о проведении праздника «Мы дети твои, Россия!» с воспитанниками центра для несовершеннолетних Фотоотчёт о проведении праздника «Мы дети твои - Россия!» с воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Фотоотчёт «Посещение Никольского храма воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних»Фотоотчёт «Посещение Никольского храма воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних» «Посещение Никольского храма детьми из СРЦН «Солнечный лучик». Есть в предпасхальных традициях такие, что особенно дороги сердцу. И среди.

Педсовет «Система работы педагогического коллектива школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних» План подготовки педагогического совета «Система работы педагогического коллектива по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних».

Сценарий праздника, приуроченного к юбилею социально-реабилитационного центра для несовершеннолетнихСценарий праздника, приуроченного к юбилею социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «С днем рожденья, «Исток!» (К 13-летию центра) Цель: создание праздничной обстановки; развитие творческих способностей и личных качеств.

Родительское собрание «Профилактика уходов несовершеннолетних из дома» Профилактика уходов ребёнка из дома. Цель: профилактика самовольных уходов из дома. Задачи: 1. Совместно с родителями выявить причины самовольных.

Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО Тема: «Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО» Приоритетным направлением в своей работе считаю.

Урок по праву в 9 классе с использованием технологии модульного обучения «Уголовная ответственность несовершеннолетних» Аннотация Данная методическая разработка - урок по обществознанию (9 класс) с использованием технологии модульного обучения. Модульная.

Видео-круиз «Любовью дорожить умейте» для воспитанников Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей Цель: Формирование у воспитанников гармонии чувств и красоты человеческих отношений. Задачи: 1. Помочь детям понять, что любовь — основа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология сопровождения ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних, лишенных родительского попечения, в предпостинтернатный и пос
Опубликовано: 20 декабря 2019 в 09:11
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД