МААМ-картинки

Конспект занятия для учащихся в 4 классе «Барбос и Жулька»

Инесса Матюшенко
Конспект занятия для учащихся в 4 классе «Барбос и Жулька»

Тема: А. И. Куприн «Барбос и Жулька».

Цель: познакомить детей с рассказом А. И. Куприна «Барбос и Жулька».

Задачи:

- образовательные:

ознакомление с некоторыми эпизодами жизни и произведением А. И. Куприна «Барбос и Жулька»;

ознакомление с новыми литературными жанрами;

раскрытие смысла рассказа А. И. Куприна «Барбос и Жулька», смысла дружбы и верности;

обучение анализировать поступки героев;

обогащение словарного запаса учащихся.

- коррекционно-развивающие:

Публикация «Конспект занятия для учащихся в 4 классе „Барбос и Жулька“» размещена в разделах

корригировать внимание;

корригировать и развивать устную речь;

корригировать и развивать связную речь;

корригировать и развивать память (кратковременную, долговременную);

корригировать и развивать зрительное восприятие;

создание условий для формирования умений самостоятельной работы с текстом;

формировать навык чтения.

- воспитательные:

воспитывать интерес к занятиям;

воспитывать умение работать в команде;

воспитывать самостоятельность;

воспитывать любовь к животным;

прививать интерес к культуре;

- здоровьесберегающие:

планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;

следить за правильной осанкой детей;

способствовать созданию благоприятного психологического климата;

соблюдать режим охраны зрения.

Оборудование:

- техническое оснащение:

компьютер, проектор, доска.

- демонстрационный материал:

портрет А. И. Куприна, выставка книг.

- индивидуальные наглядные пособия:

карточки для самостоятельной работы

Ход УРОКА

I Этап урока. Организационный

момент.

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя ленится,

Так как мы ученики.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Дети проверяют свою готовность к уроку.

Корригировать внимание.

II Этап урока.

Проверка домашнего

задания.

- Что было задано к уроку?

- Прокомментируйте свои рисунки.

Ответы детей. (Рисунок к рассказу В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке», внимательно прочитать рассказ,

ответить на вопросы (1 и 2) учебника.) Ученики комментируют свои рисунки и отвечают на вопросы.

Проверка домашнего задания.

Коррегировать и развивать устную связную речь.

Физминутка для дыхания.

1. Задувание «свечи». - Дуть на листок бумаги, чтобы «свеча» не погасла.

2. Ловля «комара». - Набрать полные легкие воздуха и при выдохе произносить звук «з» как можно дольше, в конце хлопок.

3. «Нюхаем цветы».

Чистоговорка.

(чтение наизусть, хором, шепотом) :

Камышам пищала мышь:

Шорох ваш нарушил тишь!

Шепчут шумно камыши:

- Тише, мышка, не шурши!

Шелест твой услышит кошка.

Шла бы к бабушке ты, крошка.

Нас ослушаешься, мышка, -

Кошка - цап, тебя, глупышка!

В общем, мышь, не шебурши,

Лучше в норку поспеши.

Не послушалась их мышка,

Запищала вновь малышка:

- Для меня, бесстрашной, кошка -

Что для той же кошки — мошка.

Стой поры не слышно мышки,

Шаловливой хвастунишки.

Дети вместе с учителем проводят физминутку.

Подготовить детей к чтению.

Выполнить упражнения для дыхания.

III Этап урока.

Знакомство с писателем. Просмотр видео фильма о А. И. Куприне.

- Сегодня мы познакомимся с рассказом хорошо известного писателя.

- Если вы соотнесете цифры с буквами, то отгадаете фамилию этого автора.

Слайд.

р

К

н

у

и

п

4

1

6

2

5

3

(каждая ячейка с буквой соответствует ячейке с цифрой)

- Правильно, это Александр Иванович Куприн.

Фамилия Куприн происходит от названия речушки в Тамбовской губернии Купры.

Просмотр видеофильма о А. И. Куприне.

(Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 года в уездном городе Наровчат, в Пензенской губернии, в семье мелкого чиновника И. И. Куприна. Мать Любовь Алексеевна после смерти мужа переехала в Москву, где прошло детство и юность будущего писателя.

Учился в Александровском военном училище. Свою военную юность Куприн написал в повести «На переломе - «Кадеты» и в романе «Юнкера». Александр Иванович всегда мечтал стать поэтом, но его первые стихи не были опубликованы. Первое произведение, увидевшее свет — рассказ «Последний дебют» (1889г.).

Четыре года Куприн состоял на офицерской службе. Это сильно на него повлияло. В 1893-1894 г. в Петербургском журнале «Русское богатство» вышли его повесть «Впотьмах» и рассказы «Лунной ночью» и «Дознание».

Жизни русской армии посвящены серии рассказов: «Ночлег» (1897г., «Ночная смена» (1899г., «Поход». В 1894 году Куприн вышел в отставку, переехал в Киев. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений.

В 90-х годах Куприн познакомился с Буниным, Чеховым, Горьким.

В 1901 году переехал в Петербург и начал работать секретарем «Журнала для всех».

Женился на Марии Карловне Давыдовой, родилась дочь Лидия.

В Петербургских журналах появились рассказы «Болото» (1902г., «Конокрады» (1903г.», «Белый пудель» (1904г.». В 1905 г. вышло наиболее значительное произведение — повесть «Поединок», имевшее большой успех. Выступление писателя с чтением отдельных глав «Поединка», проходили с большим успехом, стали событием культурной жизни столицы.

В 1907 году женился вторым браком, на сестре милосердия Елизавете Моринцовне Гейндрих.

Родилась дочь Ксения. Работал в издательстве «Всемирная литература», основанном М. Горьким.

Осенью уехал за границу. За 17 лет, что он прожил в Париже было написано множество литературных произведений.

В годы эмиграции Куприн пишет три большие повести, много рассказов и статей.

В ночь на 28 августа 1938года Александр Иванович Куприн умер от тяжелой болезни (рака языка).

- Куприн.

(Дети угадывают по карточке фамилию писателя)

Познакомить детей с жизнью и творчеством А. И. Куприна.

Коррегировать внимание.

Прививать интерес к культуре.

IV Знакомство с темой урока.

Чтение учителем стихотворения.

На свете множество собак -

И на цепи, и просто так;

Собак служебных — пограничных,

Дворовых, «шариков» обычных,

И молодых пугливых шавок,

Что тявкать любят из-под лавок,

Из тех изнеженных болонок

Чей нос курнос, а голос тонок,

И ни на что уже не годных -

Бродячих псов всегда голодных.

- Как вы думаете, о ком пойдет речь сегодня на уроке?

- Кто будет героями нашего урока?

- Сегодня мы познакомимся с новым произведением А. И. Куприна «Барбос и Жулька».

- Сегодня на уроке речь пойдет о собаках.

- Собаки.

Коррегировать внимание.

Развивать устную речь.

Прививать любовь к животным.

V Подготовка к чтению.

- Прежде чем прочитать рассказ подготовимся к чтению.

1. Работа со смещением логического ударения: Слайд.

У ёлки иголки колки.

У ёлки иголки колки.

Уёлки иголки колки.

2. Прочитать а) с осуждением;

б) с жалостью;

в) с укором

поговорку

«Проворонила ворона вороненка».

3. Скороговорки:

Ба-ба-ба — из торчит труба.

Жа-жа-жа — есть иголки у ежа.

За-за-за — уходи домой коза.

Ло-ло-ло — на улице тепло.

Му-му-му — молока кому?

Ре-ре-ре — метём сор во дворе.

Су-су-су — очень холодно в лесу.

4. Работа с трудными словами.

Сталактит — имеющий форму сосульки, спускающийся с потолка пещеры известковый нарост, образованный просачивающимися каплями.

Флирт — любовная игра, кокетство.

Фестоны — выступы зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья.

Чиновники — государственные служащие.

Деликатный — вежливый, мягкий в обращении.

Полный карьер — самый быстрый конский бег.

Триумф — блестящий успех.

Подпалина — рыжеватое или белесое

пятно на шерсти.

Лицемерие — поведение, прикрывающее неискренность, злые намерения.

Лицемерный — отличающийся лицемерием, исполненный лицемерия.

Лавры — ветви лаврового дерева, венок из них — символ победы, славы, награды. (Увенчать лаврами победителя. Пожинать лавры (переносное) — пользоваться плодами успехов).

Репяхами — репейник.

Искони — издавна.

Приземистый — 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий.

Трудные слова. Слайды.

От-да-лен-ные

при-ка-са-лись

бол-та-ю-щих-ся

ста-лак-ти-тов

при-над-ле-жа-ла

рас-прост-ра-нен-ной

пе-ре-вёр-ты-ва-лась

поп-ро-шай-ни-ча-ла

от-корм-лен-но-го

пе-рес-та-вав-шим

ди-пло-ма-ти-чес-ких

рас-по-ря-жа-лись

Сначала читает один ученик, затем хором.

Сначала читает один ученик, затем хором.

Чтение хором.

Развивать и коррегировать речь учащихся.

Подготовить детей к чтению.

VII Комбинированное чтение рассказа (учитель / ученик)

- Ребята, сейчас мы будем читать рассказ. Я начну, а кто-то продолжит, поэтому следите очень внимательно.

- Читая рассказ, подумайте, какие отношения были у Барбоса и Жульки.

Комбинированное чтение (учитель / ученик).

Барбос и Жулька были друзьями.

Коррегировать внимание.

Формировать навык чтения.

Развитие устной речи.

Физминутка для глаз во время чтения.

А сейчас давайте снимем усталость с мышц глаз.

Руки за спинку, головки назад.

Глазки пускай в потолок поглядят.

Головки опустим – на парту смотри

И снова наверх – где там муха летит?

Глазами вращаем, поищем ее.

И снова читаем. Немного еще.

Дети вместе с учителем выполняют упражнения для глаз.

Снять усталость с мышц глаз.

VIII Работа над осознанным чтением.

1) Анализ рассказа.

- Какие отношения были у Барбоса и Жульки.

- Понравился вам рассказ?

Какое впечатление он на вас произвел?

- Как вы думаете, зачем автор так подробно описал собак?

- Ожидали ли вы от Жульки такого поступка?

Почему?

- Прочитайте, как автор описывает собак?

- Почему, описывая Барбоса, Куприн

использовал целый обзац, а описывая Жульку только одно предложение?

- О чем говорит этот поступок?

- Как вы думаете почему собака умерла?

- А почему люди и животные испугались бешеной собаки?

Объяснение учителя.

Бешенство — это заразная болезнь, от которой умирают.

2) Работа над иллюстрацией.

- Рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен?

- Какой эпизод изобразил художник?

- Какие слова описывают характер Барбоса?

Прочитайте.

- Какие слова описывают характер Жульки?

Прочитайте.

3) Работа с карточками для самостоятельной работы.

- У каждого на парте карточка. Дайте характеристики Жульки и Барбоса. Запишите.

Барбос

Жулька

Проверка. Учитель на доске записывает ответы детей.

- Они были друзьями.

- Очень понравился, но не понравилась концовка рассказа, жалко собаку Жульку.

- Автор так подробно описал собак для того, чтобы было понятно какой у них характер.

- Нет, не ожидали. Больше ожидали от Барбоса, ведь Жулька такая маленькая, трусливая.

Дети находят вкниге описание собак и читают его.

- Автор хотел показать незначительность Жульки.

- Этот поступок говорит о ее смелости.

- Она перенервничала и очень испугалась.

-Все боялись, что собака их покусает и они от нее заразятся.

- На иллюстрации изображены Барбос и Жулька.

- Прощание собак. Жулька умирает.

Дети зачитывают отрывок.

Дети зачитывают отрывок.

Дети записывают характеристики собак.

Коррегировать внимание.

Формировать навык чтения.

Развитие устной речи.

Обогащение словарного запаса.

Воспитывать любовь к животным.

Воспитывать самостоятельность

IX Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Можем ли мы назвать поступок Жульки подвигом? Почему?

- Кристина приготовила нам стихотворение про собаку. Давайте послушаем.

Оценивание детей.

- Вы все сегодня хорошо поработали, спасибо за урок.

- Жизнь и творчество А. И. Куприна. Познакомились с рассказом «Барбос и Жулька».

Можем, так как Жулька спасла людей от бешеной собаки.

Чтение стихотворения Асадова.

«Глаза покинутой собаки»

Глаза покинутой собаки

Мне снятся ночью. Как тут быть?

Ее обидеть может всякий,

И даже попросту убить.

Для комнатных нужна порода,

А для дворовых - злобный нрав.

Ее обидела природа, достоинств этих ей не дав.

Хозяева прогнали прочь,

И я не в силах ей помочь!

В моей квартире коммунальной

Она помехой будет всем,

Но плач ее призывный, дальний

Мне душу вымотал совсем!

И вот, настойчиво и глупо

Я всех прошу, забыв покой:

- Плесните ей немножко супу!

Погладьте ласковой рукой!

Хоть на часок пустите в сени!

Пускай погреется она.

Она поймет, она оценит,

До смерти будет вам верна!

О, одиночества огромность,

И невозможность потерять

Собачью вечную готовность

Любить, служить и доверять!

Пусть человек добрее будет!

Не прихоть это, не пустяк.

Внимательней вглядитесь, люди,

В глаза покинутых собак!

Обобщить знания, полученных на уроке.

X Домашнее задание.

с. 210 — 215, выразительное чтение.

Придумать другую концовку.

Этапы и виды работы на

этапе

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка в 6 классе «Однородные члены предложения» для учащихся школы-интерната ГБОУ «Специальная школа – интернат г. Данкова» Открытый урок по русскому языку в 6 классе Однородные члены предложения Учитель.

Конспект открытого занятия для учащихся 12–18 лет «Если хочешь быть здоров» Цель: Актуализация и систематизация у воспитанников правильного представления о здоровье, здоровом образе жизни. Задачи: Образовательные.

Конспект открытого занятия «Русские богатыри» для учащихся 12–16 лет Цель: Расширение кругозора на основе материала, доступного пониманию: былин, рассказов об исторических событиях нашей Родины, музыкальных.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Мой любимый пёс Барбос»Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Мой любимый пёс Барбос» Интеграция ОО: " Социально - коммуникативное развитие ", " Познавательное развитие ", " Речевое развитие ", " Художественно - эстетическое.

Конспект занятия по лепке из пластилина «Рельеф» для учащихся 2–3 классовКонспект занятия по лепке из пластилина «Рельеф» для учащихся 2–3 классов Объединение «Город Мастеров». 2- 3 класс (7-9 лет, 1 год обучения. Педагог Данилова И. П. Тема. Изготовление сувенира к Чемпионату мира.

Конспект занятия для учащихся 8–9 лет «Налепные украшения из солёного теста» Муниципальное учреждение дополнительного образования «Юность» г. Белгорода КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ (для учащихся 8 – 9 лет) Педагог дополнительного.

Родительское собрание в 4 классе «Психологическая подготовка учащихся к ВПР» с презентацией Родительское собрание в 4 классе Психологическая подготовка учащихся к ВПР План родительского собрания: 1. Организационный момент 2. Знакомство.

Сценарий кукольного спектакля для детей раннего возраста «Как Барбос Зайца спас» «Как Барбос Зайца спас.» Кукольный спектакль для детей раннего возраста. Герои: Ведущая Заяц Пес Барбос Лиса Ведущая: Здравствуйте, дорогие.

Конспект занятия для учащихся 8–11 классов «Творческие методы в работе журналистов» Тема занятия: «Творческие методы в работе журналистов». Цель: - образовательная: познакомить подростков с понятиями «журналист», с умениями.

Трудности адаптации учащихся в 5 классе и как их преодолеть Пятый класс относится к одному из кризисных периодов жизни ребенка. При переходе детей из начального звена в среднее, ребята сталкиваются.

Автор публикации:
Конспект занятия для учащихся в 4 классе «Барбос и Жулька»
Опубликовано: 26 марта 2018 в 09:22
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД