Светлана Чернова
Беседа с дошкольниками «Мебель»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Беседа «Мебель»
Программное содержание:
- познакомить детей с историей развития мебели.
- продолжать формировать обобщающее понятие «мебель».
- закрепить классификацию мебели и ее назначение.
- упражняемся в составлении описательного рассказа.
- продолжать развивать воображение, мышление, фантазию.
- воспитывать бережное отношение к предметам мебели.
Предварительная работа:
Публикация «Беседа с дошкольниками „Мебель“» размещена в разделах
Чтение сказки-пьесы «Кошкин дом» и стихотворения «Откуда стол пришел?» С. Маршака
Чтение сказки «Три медведя»
Чтение отрывков сказки «Приключения Буратино» А. Толстого
Знакомство со свойствами дерева, стекла и пластмассы.
Дидактические игры
Подвижная игра «Встаньте в круг»
Пальчиковая гимнастика «Мебель»
Словарная работа: столяр и столярное ремесло, мебель, интерьер, письменный, журнальный, кухонный, книжный, компьютерный, кожаный, стеклянный, деревянный, металлический, пластмассовый
Материал: иллюстрации на тему «Мебель» и «Интерьер», три игрушки, бубен, брусок из натурального дерева и из стружки, листы бумаги и цветные карандаши.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Физическая культура».
Организационный компонент
Воспитатель: Ребята, отгадайте из какой сказки отрывок…
Пьеса С. Маршака «Кошкин дом»
Здесь у меня столовая.
Вся мебель в ней дубовая.
Вот это стул -
На нем сидят.
Вот это стол -
За ним едят…
… Направо - шкаф, мои друзья,
Я вешаю в нем платья.
Налево - спаленка моя
С лежанкой и кроватью.
Русская народная сказка «Три медведя»
В домике было две комнаты: одна — столовая, другая — спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой… Девочка захотела сесть и видит у стола три стула… Она пошла в другую горницу. Там стояли три кровати…
А. Толстой «Приключения Буратино»
Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и,
повертев так и эдак полено, начал ножом вырезать из него куклу.
Подумайте, о чём рассказывает каждый отрывок? (Об обстановки комнаты, о мебели)
Воспитатель демонстрирует картинки с изображением различного интерьера (русская изба, дворец, современная квартира).
История мебели берет свое начало еще с древних времен. Человек всячески искал пути облегчения ведения быта. Возникла необходимость где-то хранить вещи, на чем-то сидеть, на что-то ставить приготовленную пищу. Так и началась история мебели.
Русская изба. Особенность нашей страны - суровый климат, и жилые помещения, обогреваемые печью, были небольшими, а семьи, проживающие в них, могли состоять из нескольких поколений. Поэтому мебель выполняла несколько функций. Изобретение русского интерьера - лавки - это широкие и длинные скамьи без спинок. Днем на ней сидели несколько человек, а ночью она служила кому-то постелью.
Подвижная игра «Встаньте в круг» Ставится три стула в разных местах комнаты. На стульях разные игрушки. Дети образуют три хоровода. После начала музыки дети разбегаются по залу, когда музыка заканчивается дети собираются в круг возле стула со своей игрушкой (пока дети бегают воспитатель меняет игрушки местами).
Итак. Раньше всех появились табуреты, столы и кровати. Сундуки и лари заменяли (шкафы)
Что появилось раньше стол или шкаф? (стол)
Из чего делали мебель? (из дерева)
Мебель из дерева (какая) – (деревянная).
Кто делает деревянную мебель? (столяр в столярной мастерской)
Шкаф можно назвать родителем буфета, серванта и книжного шкафа.
Посмотрите, чем отличается шкаф от буфета или от книжного шкафа? (у буфета стеклянные полки и дверцы)
Чем они похожи? (прямоугольной формы, с дверцами и полками)
Как вы думаете, почему в буфете стеклянные полки, а в книжном шкафу – деревянные? (книги тяжёлые и стекло может треснуть под их тяжестью)
С развитием столярного ремесла появлялись различные столы.
Какие столы вы знаете? (книжный, письменный, кухонный, обеденный, журнальный)
Упражнение на словообразование. Закончи предложение:
Стол, за которым пишут, называется. (письменным)
Стол, за которым обедают, называется.
Стол для компьютера, называется.
Стол для журналов и газет, называется …
Я хочу вас познакомить с новым для вас предметом мебели – бюро или секретер.
Как вы думаете, каких два предмета мебели объединило в себе бюро? (стол и шкаф)
Первая мягкая мебель появилась во дворцах Франции.
Какую мебель мы называем мягкой? (диваны, кресла, пуфы – набитые чем-то мягким и обтянутые тканью)
Как вы думаете, зачем придумали мягкую мебель? (чтобы было удобно сидеть и отдыхать, для уюта и красоты)
Шло время, интерьер менялся. Сегодня у нас есть разная мебель. Её делают на мебельной фабрики. А в каком магазине продают? (мебельном) Каждый может выбрать себе интерьер по средствам и вкусу. Есть дорогая мебель из натуральных материалов – дерева, кожи, шерсть, шёлк и лён. Есть попроще, из синтетических материалов, пластмассы, прессованной древесной стружки. Дети рассматривают брусок из натурального дерева и стружки. Где мы используем мебель из пластмассы? (на даче, на природе) Почему? (она лёгкая для передвижения, за ней легко ухаживать – мыть и сушить, дешёвая)
Игра «Четвёртый лишний, почему?»
Диван, кресло, пуф, стул
Сервант, буфет, бюро, шкаф
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики на обеих руках, начиная с большого пальца)
Много мебели в квартире. (сжимать и разжимать кулачки)
Мы в буфет поставим чашку,
В шкаф повесим мы рубашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом. (загибать пальчики, начиная с большого пальца)
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире! (Попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачками)
Дети рисуют свою комнату. Рассказы детей «Какая мебель у меня в комнате».
Выставка рисунков.
Загадки:
1. Под крышей — четыре ножки,
А на крыше — суп да ложки.
Стол
2. Днем спит на ней покрывало и подушка,
А по ночам там спит – Андрюшка.
Кровать
3. Я на стол чуть-чуть похожа,
Есть на кухне, и в прихожей,
В спальне я бываю редко,
А зовусь я …
Табуретка
4. На него садятся, но не стул.
С подлокотниками, но не диван.
С подушками, но не кровать.
(Кресло)
5. Есть спина, а не лежит никогда.
Есть четыре ноги, а не ходит.
Сам всегда стоит, а другим сидеть велит.
(Стул)
6. У него спина большая,
И на ней он разрешает
И писать, и рисовать,
И лепить, и вырезать.
(Письменный стол)
7. Хорошо, когда он есть,
На него и лечь, и сесть.
Он для отдыха нам дан,
Мягкий плюшевый
(диван) .
8. Он стоит в углу у стенки.
Ох, огромный он на вид,
Но он вовсе не наказан.
Мама вещи в нём хранит.
(Шкаф)
Во второй половине дня проводится игра «Угадай, что это?». Ребёнок рассказывает о предмете мебели, изображённый на картинке, не называя его и не показывая. Дети должны назвать его и дополнить рассказ, если возможно.