Маргарита Щербакова
Тема: «Чудесный мир сказок «
▼ Скачать + Заказать документы
НОД
Тема : «Чудесный мир сказок «
Цель: Активизировать употребление в речи слов – антонимов. Упражнять в согласовывании прилагательного с существительным в роде, числе и падеже; в составлении предложений с союзом «а». Добиваться интонационной выразительности речи. Развивать логическое мышление, память, внимание, пространственную ориентировку.
Предварительная работа: Чтение сказок, прослушивание их в аудиозаписи, рассматривание иллюстраций. Разучивание пословиц и потешек.
Публикация «Тема: „Чудесный мир сказок „» размещена в разделах
Материал: Сундук. Иллюстрации с изображением сказочных персонажей. Картинка с изображением заколдованной царевны. Разрезанная на три части картинка: на одной стороне которой изображён замок Змея Горыныча, на другой – прекрасная царевна. Карточки, на которых написано начало пословиц. Палочки-лошадки.
Ход НОД
Педагог: Приглашаю вас в чудесный мир сказок. В одной сказке злой Змей Горыныч унёс в свой замок прекрасную царевну и заколдовал её. Чтобы освободить царевну и вернуть её в сказку, надо пройти трудный и длинный путь, выполнить все задания, которые встретятся на пути. Вы хотите помочь царевне?
Дети: Да
Педагог: Тогда отправляемся в сказочное путешествие.
(На ковре разложены карточки, на которых написано начало пословиц.)
Посмотрите, Змей Горыныч сжёг конец пословиц. Попробуем восстановить их. Я начну, выделяя голосом слово, а вы закончите, используя слово с противоположным значением.
(Педагог и дети выделяют голосом слова – антонимы.)
Педагог: Хочешь себе добра -…
Дети: Не желай другому зла.
Педагог: К каким сказкам подходит эта пословица?
Дети: «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка».
Педагог: Как аукнется -…
Дети: Так и откликнется.
Педагог: К какой сказке подходит эта пословица?
Дети: «Лиса и Журавль».
Педагог: В большом деле…
Дети: И малая помощь хороша.
Педагог: К каким сказкам подходит эта пословица?
Дети: «Репка», «Теремок».
Педагог: Вы отлично справились с заданием. Пойдём дальше.
(Подходят к большому сундуку)
В этом сундуке живут сказочные герои : одни – щедрые, а другие… (жадные); одни – трудолюбивые, а другие… (ленивые). Выберите изображение сказочного персонажа из одной сказки, но с противоположным качеством. Составьте предложения с маленьким словом «а».
Дети: (Встают парами т составляют предложения).
Золушка трудолюбивая, а мачеха ленивая. Красная Шапочка добрая, а Волк злой. Винни - Пух весёлый, а ослик Иа грустный. Петушок смелый, а зайчик трусливый. Морозко щедрый, а мачехина дочка жадная. Малыш здоровый, а Карлсон больной. Буратино добрый, а Карабас- Барабас злой.
Педагог: И с этим заданием вы справились. Предлагаю немного отдохнуть, послушать музыку и потанцевать. Девочки будут прекрасными царевнами, а мальчики – солдатиками. Первыми танцуют девочки, а мальчики смотрят на танец и внимательно слушают музыку.
(Звучит аудиозапись пьесы «Старинная французская песенка» П. И. Чайковского. Девочки медленно и плавно двигаются под музыку. По окончании танца педагог задаёт вопросы)
Педагог: Как звучала музыка?
Мальчики: Музыка звучала тихо и грустно.
Педагог: Как танцевали девочки?
Мальчики: Девочки танцевали медленно.
Педагог: Теперь девочки садятся на места и слушают музыку, а мальчики танцуют.
(Звучит аудиозапись пьесы «Смелый наездник» Р. Шумана. Мальчики быстро скачут на палочках-лошадках. По окончании танца педагог задаёт вопросы девочкам).
Педагог: Как звучала музыка?
Девочки: Музыка звучала громко и весело.
Педагог: Как двигались мальчики?
Девочки: Мальчики двигались быстро.
Педагог: Значит, музыка может звучать тихо и …. (громко). Двигаться в танце можно медленно и … (быстро).
Вот вы и отдохнули. А кто это там на полянке? (Указывает на иллюстрацию.) Это дед Чудоед. Он приготовил для нас загадку. Чтобы её отгадать, надо знать слова с противоположным значением. Я буду говорить предложения, а вы должны заменить слово, которое я выделю голосом, на слово с противоположным значением, тоже выделяя его голосом.
Педагог: Этот зверь живёт в воде.
Дети: Этот зверь живёт на суше.
Педагог: Он маленький.
Дети: Он большой.
Педагог: Зимой он бодрствует.
Дети: Зимой он спит.
Педагог: Он любит горькое.
Дети: Он любит сладкое.
Педагог: Вы догадались, кто это?
Дети: Это медведь.
Педагог: Верно. Но пока вы отгадывали загадку деда Чудоеда, прошёл дождь. Как много здесь луж! Попробуем пройти дальше, не замочив ног. Я буду говорить, куда делать шаг, а вы должны шагнуть в противоположном направлении. Если например, я скажу: «Шаг вправо, то вы делаете шаг… (влево).
(Педагог называет направление движения, дети выполняют движения в противоположную сторону).
Педагог: Мы пришли к замку Змея Горыныча. Здесь он прячет царевну. На воротах висит большой замок. Давайте его откроем.
Упражнение «Замок». (Пальцы рук сцеплены в замок. Дети выполняют движения в соответствии с текстом).
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Покрутили, повертели,
Повертели, покрутили…
И открыли!
Педагог: Мы входим в ворота и видим заколдованную царевну и замок.
(На доске вывешены картинки с изображением царевны и замка Змея Горыныча. У царевны грязные редкие волосы, кривой нос, злое безобразное лицо. Горбатая спина, грязное рваное платье и грязные старые туфли).
Педагог: Если вы произнесёте слова с противоположным значением, то царевну мы расколдуем.
Волосы у царевны грязные редкие. (Волосы чистые густые). Нос кривой. (Нос прямой). Лицо безобразное. (Лицо прекрасное). Царевна злая. (Царевна добрая).
(По мере произнесения слов с противоположным значением педагог переворачивает верхнюю часть картинки с изображением Змея Горыныча).
Педагог: Спина у царевны горбатая. (Спина прямая) Платье грязное. (Платье чистое). Платье рваное. (Платье целое).
(Переворачивает среднюю часть картинки)
Педагог: Туфли грязные. (Туфли чистые). Они старые. (Они новые).
(Переворачивает нижнюю часть картинки. Дети видят изображение расколдованной царевны. Педагог убирает картинку с изображением заколдованной царевны).
Педагог: Какие вы молодцы! Все слова с противоположным значением назвали правильно, царевну расколдовали и освободили. Она благодарит вас и возвращается в свою сказку. А мы возвращаемся в наш любимый детский сад.