Лучший педагог года

Формирование элементарных математических представлений у детей с нарушением зрения посредством дидактических игр

Оксана Пряхина
Формирование элементарных математических представлений у детей с нарушением зрения посредством дидактических игр

Тема опыта работы:

«Формирование элементарных математических представлений у детей с нарушением зрения через дидактические игры»

Пряхина Оксана Юрьевна

МКДОУ «Детский сад №20»

Публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей с нарушением зрения посредством дидактических игр» размещена в разделах

“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ”

В. А. Сухомлинский

Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста, как с нормой развития, так и с нарушением зрения. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в учебном и воспитательном процессе дошкольников с нарушением зрения. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка. Использование дидактических игр способствует повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением зрения.

Значение дидактических игр в развитии детей :

1. Помогает сделать любой учебный материал увлекательным

2. Облегчает процесс усвоения знаний

3. Вызывает у детей глубокое удовлетворение

4. Создает радостное рабочее настроение

Ребенок в игре:

• наблюдает

• делает обобщения

• сравнивает

• производит анализ и синтез

• сопоставляет

• классифицирует

Классификация дидактических игр :

• Количество и счет

• Величина

• Геометрические формы

• Ориентировка в пространстве

Цель:

использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Задачи:

- Формирование взаимосвязанных элементарных математических представлений о количестве и счете, о величине и форме предметов, о положении предметов в пространстве, о времени.

- Освоение способов количественного сопоставления – установление взаимно однозначного соответствия, сравнения результатов счета и измерение.

Игры на количество и счет:

Задачи:

• Учить свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

• Помочь усвоить порядок следования чисел натурального ряда, упражнять в прямом и обратном счете.

• Развивать у детей внимание, память, мышление.

"Какой цифры не стало?«

"Сколько?«

"Путаница?«

"Исправь ошибку«

"Убираем цифры«

"Назови соседей»

"Считай, не ошибись!"

"Задумай число«

"Число, как тебя зовут?«

"Составь табличку«

"Составь цифру«

"Кто первый назовет, которой игрушки не стало?"

Игры на величину:

Задачи:

• Учить детей сравнивать предметы по величине (размер, длина, высота, ширина, используя слова: шире – уже, длиннее - короче, выше - ниже, больше – меньше. Учить путем наложения и на «глаз» сравнивать контрастные предметы.

• Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по величине, осуществлять сериацию предметов.

«Больше - меньше»

«Большой - маленький»

«Мой размер»

«Кукла идет в гости»

«Кто проворней»

«Разложи по размеру»

«Чудесный мешочек»

Игры на ориентировку в пространстве:

Задачи

• Расширить и закрепить пространственные представления детей в процессе всех видов деятельности.

• Помочь детям овладеть пространственными представлениями : слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.

• Научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию.

• Упражнять детей в овладении умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

• Учить употреблять слова для обозначения положения предметов.

«Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади - стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади - Дима»

«Справа от куклы стоит заяц, слева от куклы - пирамида»

«Найди похожую»

«Расскажи про свой узор»

«Мастерская ковров»

«Художник»

«Путешествие по комнате» и многие другие игры.

Игры с геометрическими фигурами:

Задачи

• Закрепить знания о форме геометрических фигур Дидактическую игру с целью

• Развивать внимание, память, мышление и воображение у детей.

• Учить детей анализируют свои фигуры.

• Находить сходства и различия в решении конструктивного замысла.

«Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?»

«Лото»

«Геометрическая мозаика» и другие игры.

«Математическое панно»

Для ребенка с патологией зрения очень важно самому познавать мир, делать свои открытия. Поэтому для полноценного их развития решающее значение имеет организация активной самостоятельной деятельности, способствующей обогащению представлений ребенка об окружающем мире.

Я изготовила математическое панно, с которым можно осуществить много игр для формирования математических способностей : «Новогодняя елка», «Сосчитай звезды», «Разложи по величине», «Покажи геометрическую фигуру», «Сосчитай бусы», «Большой-маленький» и т. д.

Интеграция

Дидактические игры по математике могут использоваться в различной деятельности: в играх, в труде, на занятиях и повседневной жизни. При организации ознакомления с действительностью и при обогащении словаря детей с нарушением зрения надо помнить об особенностях зрительных возможностей, так как не все предметы и явления доступны им для непосредственного визуального восприятия.

Вывод:

Дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей с нарушением зрения. Они повышают эффективность педагогического процесса, способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактический материал «Логические блоки» Э. Дьенеша как средство развития математических представлений Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развивать познавательный интерес, творческое, логическое мышление; познавательные.

Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению с условиями РЭМП у детей Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению их с условиями развития элементарных математических представлений у детей дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование элементарных математических представлений у детей с нарушением зрения посредством дидактических игр
Опубликовано: 1 февраля 2015 в 10:38
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД