Папки-передвижки

Развитие двигательной сферы детей дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности

Ольга Прокулатова
Развитие двигательной сферы детей дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности

«Развитие двигательной сферы детей дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности

в аспекте интеграции специалистов

дошкольного учреждения»

Слайд 1.

Публикация «Развитие двигательной сферы детей дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности» размещена в разделах

Дошкольное образование призвано обеспечить основной фундамент не только развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здорового и гармонично физически развитого ребенка.

Задача охраны и укрепления здоровья детей – одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Она специфична для каждого дошкольного учреждения, так как специфичен контингент детей.

Нарушение речевой функции - это одно из нарушений, существенно сказы-вающихся на всех сторонах жизни и деятельности человека. Все психические процессы развиваются с прямым участием речи, поэтому поражение речевой функции часто сопряжено с отклонениями в психическом развитии. При этом в трудах Павлова И. П., Эльконина Б. Д. отмечается, что у ребенка, в силу пластичности мозга, полученный органический дефект может быть скомпенсирован при благоприятных условиях среды.

Исследованиями таких ученых как:Выготский Л. С., Дворкин П. С., Карпова Н. В. показана взаимосвязь общей и речевой моторики, прямая зависимость развития речи от двигательной активности ребенка.

В настоящее время известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Поскольку развитие моторики и экспрессивной речи происходит у ребенка в тесном единстве, то под влиянием коррекционной работы, моторика и речь могут изменяться почти параллельно друг другу, исходя из анатомических и функциональных связей речи с двигательной функциональной системой.

Слайд 2.

Актуальной проблемой в настоящее время является тенденция к увеличению количества детей, имеющих отклонения в психическом и физическом развитии.

Слайд 3.

Успешное преодоление этих нарушений у детей возможно только при ком-плексном подходе всех специалистов учреждения: интеграции деятельности инструктора по физической культуре, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, воспитателей, старшей медсестры, врача-педиатра.

Важным является и тот факт, что средства и методы обучения физическим упражнениям, используемые в детских садах общеразвивающего вида, не могут быть в полной мере перенесены в систему обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, коррекция недостатков двигательной сферы может быть эффективной при условии мобилизации всех компенсаторных возможностей детей с нарушением речевой функции и интеграции деятельности всех специалистов.

В нашем учреждении функционирует две группы старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности.

Слайд 4.

Проблемы

1. Тенденция к увеличению количества детей со сложными комбинирован-ными диагнозами.

2. Необходимость совершенствования работы по интеграции специалистов в коррекционной работе для детей с ОВЗ.

Слайд 5.

Работа с детьми данной группы имеет свои особенности, так как помимо речевой патологии у детей имеются вторичные отклонения в развитии. Исследования А. А. Леонтьева, А. Р. Лурии показали: отставание речевого развития нередко сочетаются с отклонениями в физическом, психическом и социально – личностном развитии детей.

У детей с речевыми недостатками отмечается:

– нарушение общей и мелкой моторики;

– заторможенность;

– повышенная утомляемость;

– нарушение координации;

– отставание в возрастных показаниях физических качеств: силы, скорости, ловкости.

Анализ результатов диагностики двигательной сферы детей с ограни-ченными возможностями здоровья показывает:

- нарушение произвольной регуляции;

- недостаточная координированность и четкость произвольных движений;

- нарушение моторной сферы;

- слабые силовые качества.

Слайд 6.

Учитывая актуальность вопроса развития и коррекции двигательной сферы старших дошкольников, мы определили цель предстоящей работы:

Развитие психомоторных систем ребенка средствами выразительного движения, с использованием здоровьесберегающих технологий.

Слайд 7.

Для достижения данной цели нами были определены следующие задачи:

1. Разработать технологию коррекции двигательной сферы у детей 5-7 лет с ОВЗ в аспекте интеграции деятельности специалистов нашего детского сада.

2. Обобщить систему интегрированных занятий, направленных на коррекцию двигательной сферы детей в группах компенсирующей направленности.

3. Формирование оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных, речевых, психических способностей воспитанников.

Для реализации технологии коррекции детей определили основные направления работы :

1. Комплексная диагностика

2. Коррекционно-развивающая работа всех специалистов детского сада

3. Консультирование специалистов, родителей

4. Определение эффективности коррекционно-развивающей работы.

Слайд 8.

Основные этапы реализации работы

1 этап Диагностический

Диагностический этап включает:

1. Первичная диагностика (сентябрь, старшая группа)

- Особенности двигательной сферы детей

- Особенности развития речи

- Комплексная оценка психофизического развития детей всеми специалистами

- Обогащение специалистов знаниями из образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье»

- Разработка всеми специалистами индивидуального коррекционного маршрута сопровождения ребенка

2. Промежуточная комплексная диагностика (май, старшая группа)

- Углубленная диагностика речевой и двигательной сферы проблемных детей

- Объективная оценка продвижения детей

- Коррекция индивидуальных маршрутов

- Разработка рекомендация для педагогов и родителей по обеспечению интегративного подхода в коррекции двигательной сферы детей

3. Итоговая диагностика через интегрированные занятия (май, подготови-тельная группа)

- Оценка эффективности технологии коррекции двигательной сферы через интеграцию деятельности всех специалистов

- Систематизация базы данных структурных отклонений психофизического развития детей и индивидуальных маршрутов сопровождения детей всеми специалистами

- Понимание роли каждого специалиста в минимизировании проблем развития детей

На диагностическом этапе работы использую диагностические методики программы «Детство», которые нацелены на исследование отдельных компонентов движения. Среди них: статическая и динамическая координация; скорость (быстрота движений); ритмичность движений; мелкая моторика. Для более расширенной диагностики двигательной сферы детей мы используем диагностические задания на определение уровня развития общей моторики и ориентировки в пространстве.

Слайд 9.

2 этап Коррекционно-развивающий

Системообразующей единицей работы по коррекции двигательной сферы детей мы определили комплексно-тематическое планирование интегрированных занятий, ведущим принципом которого является интеграция познавательно-речевой и физической деятельности детей.

Данные занятия проводятся 1 раз в месяц и являются итогом всей коррекционно-педагогической работы с детьми за этот период времени. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их планированием и разработкой работают все специалисты детского сада.

Слайд 10.

Структура интегрированного занятия включает 7 частей:

1) вводная беседа и разминка.

2) артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие фонематического восприятия;

3) упражнения на развитие координации речи с движением;

4) лексико-грамматические игры;

5) упражнения на развитие двигательных умений и навыков;

6) подвижные и малоподвижные игры;

7) релаксация.

Необходимо выделить следующие требования к структуре интегрированных занятий:

-четкость, компактность, сжатость учебного материала;

-продуманность и логическая взаимосвязь закрепляемого материала разделов программы на каждом занятии;

-взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;

-большая информативная ёмкость материала, используемого на занятии;

-систематичность и доступность материала;

-необходимость соблюдения временных рамок занятия.

Одной из форм проведения таких занятий являются КВЕСТ-ИГРЫ. Квест- это игры, в которых дети ищут различные предметы, разговаривают с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал и в другие помещения детского сада, так и на улице. Это позволяет развивать ориентировку в пространстве. Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания.

Слайд 11.

3 этап. Заключительный (результативный)

На заключительном этапе осуществляется итоговая диагностика, которая позволяет выявить уровень сформированности двигательных навыков, и разработать рекомендации.

Слайд 12,13,14,15.

Вся коррекционно-развивающая работа содержит 3 блока

1 блок. Работас детьми

Коррекция двигательной сферы детей осуществляется во всех формах организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками :

1. Занятия: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные

2. Утренняя оздоровительная гимнастика

3. Подвижные игры и упражнения

4. Спортивные игры и упражнения

5. Игры-эстафеты и игры с элементами соревнования

6. Организованная и самостоятельная двигательная активность детей на прогулке и в группе

7. Физкультминутки на занятиях

8. Корригирующая гимнастика после дневного сна

9. Музыкально-ритмические движения

10. Логоритмическая гимнастика

11. Физкультурные досуги, развлечения, дни здоровья

12. Интегрированные занятия

13. Дополнительные образовательные услуги

14. Речедвигательная ритмика.

Слайд 16,17.

2 блок. Работа со специалистами

Задача: координация работы всех специалистов детского сада, направленная на коррекцию двигательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. Данное направление реализуется в следующих формах деятельности:

1. Малые педсоветы.

2. Психолого-медико-педагогические консилиумы.

3. Консультации.

Слайд 18,19,20.

3 блок. Работа с родителями

Задачи: улучшение понимания родителями особенностей состояния двигательной сферы своего ребенка; развитие умения оказывать физическую помощь своему ребенку в целях осуществления коррекции двигательной сферы ребенка в семье.

Данное направление реализуется в следующих формах организации:

1. Консультации –практикумы;

2. Привлечение к участию в совместных с детьми мероприятиях;

3. Тренинги, мастер-классы.

Слайд 21.

Результаты

Проведенная нами работа по развитию двигательной сферы детей дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности позволяет отметить следующую динамику:

1. Объективное продвижение детей, динамику развития двигательной сферы.

2. Повышение показателей физической работоспособности, выносли-вости, ловкости и психомоторного развития у большинства детей.

3. Активизация речевого развития и речемыслительной деятельности детей с ОВЗ.

4. Улучшение общего состоянияздоровья детей.

5. Повышение педагогической компетенции родителей по созданию условий для коррекции речевой и двигательной сферы детей в се-мье.

Слайд 22.

Выводы

1. Данные сравнительной диагностики показывают эффективность использования разработанной и используемой педколлективом технологии коррекции двигательной сферы детей в аспекте взаимодействия всех специалистов.

2. Достижение положительных результатов в данной работе стало возможным за счет взаимодействия всех участников коррекционно-развивающего процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

3. Наиболее успешно осуществляется коррекция двигательной сферы на интегрированных занятиях малыми подгруппами детей в зависимости от уровня их психомоторного развития.

4. Внедрение нашей работы в аспекте интеграции деятельности всех специа-листов учреждения помогает в реализации ФГОС в коррекционно-образовательном процессе.

Слайд 23.

Перспективы работы

В дальнейшей своей работе считаем важным, продолжать изучать имеющийся опыт работы по коррекции двигательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья.

1. Повышать профессиональную компетентность педагогов детского сада по вопросам интеграции образовательных областей.

2. Продолжать работу с родителями с целью повышения их осознанного заинтересованного включения в коррекционно-развивающий процесс.

Слайд 24. Спасибо за внимание.

Мастер – класс:

Речедвигательные упражнения с использованием степ платформ. –Это упражнение с проговариванием стихотворных строчек на степах.

Игра «Сороконожка»- игра на ритм, темп, внимания.

А сейчас мы вам покажем практическое интегрированное занятие в форме квест-игры с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности.

Публикации по теме:

Коррекционная помощь детям с ОВЗ в группах компенсирующей направленности в ДОУ посредством социо-игровой технологии Группы компенсирующей направленности нашего ДОУ посещают дети, прошедшие ТПМПК, которым поставлен статус «дети с ограниченными возможностями.

Консультация для родителей «Развитие у детей дошкольного возраста потребности в двигательной активности» Важнейшим этапом в формировании здоровья ребёнка, развития у него физических навыков и умений является дошкольное детство. Именно в этом.

План взаимодействия с родителями в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ в группе компенсирующей направленности для детей старшего возраст № 19 «Цветочек» на 2017-2018 г. МЕСЯЦ НАЗВАНИЕ.

Применение пластических этюдов на логопедических занятиях с детьми в группах компенсирующей направленности Не всегда дети могут передать образ объекта или предмета, или характер задуманного. Можно научить детей этому при помощи пластических этюдов.

Проект «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста» Проект «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста» Решаемая проблема: В настоящее время, заботясь о физическом и.

Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования всех органов и систем организма. Именно в этом возрасте развиваются.

Развитие двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста в ДОУ Методическая разработка "Развитие двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста в ДОУ. " РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами изодеятельности Задержка психического развития относится к разряду временных отклонений в психическом развитии. При задержке психического развития отмечается.

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста В современном мире значение проблемы эмоций достаточно велико. Эмоции влияют на все сферы жизни человека. Сегодня же эта проблема как никогда.

Сценарий спектакля «Музыкальный теремок» для детей младшего дошкольного возраста компенсирующей направленностиСценарий спектакля «Музыкальный теремок» для детей младшего дошкольного возраста компенсирующей направленности Задачи: Учить детей художественно- образным преподнесениям материала; побуждать самостоятельно действовать в роли; учить говорить и действовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие двигательной сферы детей дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности
Опубликовано: 6 декабря 2018 в 14:44
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД