Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Оксана Сафонова
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

В современном мире значение проблемы эмоций достаточно велико. Эмоции влияют на все сферы жизни человека. Сегодня же эта проблема как никогда более актуальна, так как современные дети не всегда могут контролировать свои эмоции, что приводит к конфликтам, непониманию со стороны взрослых, «так занятых своими делами», и что самое страшное, к трагедиям (интернет-игры, доводящие детей до суицида, агрессивное поведение со сверстниками и педагогами с использованием оружия и т. д.)

Эмоциональное развитие дошкольника, переступившего порог детского сада, в большей степени, чем раньше, зависит от посторонних людей и от того опыта, который он приобретает в коллективе, вне дома. Эмоции старшего дошкольника большей частью связаны с событиями в саду, семье и группе сверстников. В этом возрасте начинает формироваться способность к сопереживанию, навык дифференцирования собственных эмоций и эмоций других людей. Эмоциональная сфера старших дошкольников характеризуется быстрой реакцией на происходящие события и непосредственностью выражения.

В старшем дошкольном возрасте изменяется эмоциональная сфера ребенка в связи с расширением содержания деятельности и увеличением количества эмоциогенных объектов. Те раздражители, которые вызывали эмоциональные реакции у младших дошкольников, у старших дошкольников уже не действуют. Хотя старший дошкольник бурно реагирует на задевающие его события, у него появляется способность подавлять волевым усилием нежелательные эмоциональные реакции.

Именно поэтому считается целесообразным проведение со старшими дошкольниками специальных игр и упражнений по развитию эмоциональной сферы. Так же прослеживается тесная связь эмоционального и интеллектуального развития. Специально организованные занятия могут способствовать наиболее успешному развитию эмоциональной сферы детей этого возраста.

Для того чтобы развивать эмоциональную сферу ребенка, взрослому (педагогу, родителю) необходимо в первую очередь знать какие эмоции и по какому поводу испытывает маленький человек, это поможет правильно понять его поведение.

Для раскрытия эмоционально-личностных особенностей детей старшего дошкольного возрастамы в своей работе используем следующие психодиагностические методики:

• методику цветовых ассоциаций Л. А. Ясюковой.

• графическую методику «Кактус» М. А. Пономаревой;

Методика цветовых ассоциаций Л. А. Ясюковой позволяет изучить эмоционально-оценочное отношение детей к различным сторонам дошкольной жизни, может использоваться в старшем дошкольном возрасте.

Для проведения тестирования необходимы цветовые карточки теста Люшера

Хорошее эмоциональное состояние отмечается при выборе ребенком синего, зеленого, красного и фиолетового цветов. Отсутствие эмоций, пассивное неприятие, равнодушие, опустошённость, ощущение ненужности при выборе серого цвета. Отрицательная установка, негативизм, резкое неприятие, преобладание плохого настроения – чёрный цвет. Инфантилизм, капризы, неустойчивость установок, безответственность, сохранение позиции «ребёнка»отмечается при выборе фиолетового цвета только для ситуаций: самочувствие дома, общая установка к школе, отношение к педагогу. Напряжение, тревога, беспокойство, страх, неприятные физиологические ощущения (болит живот, голова, подташнивает, отмечается при выборе коричневого цвета.

Графическая методика «Кактус». Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной сферы ребенка, отметить наличие тревожности, агрессивности, а так же определить ее направления и сферы.

При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш.Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус – таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам,а именно:

1) пространственное положение;

2) размер рисунка;

3) характеристики линий;

4) сила нажима на карандаш.

Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы,ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

1. Этот кактус домашний или дикий?

2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?

5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки?

Для коррекции эмоциональных состояний дошкольников можно использовать следующие игры и упражнения.

Игра «Назови эмоции»

Чтобы проявлять заботу, внимание к людям нужно понимать эмоциональное состояние людей: грустит человек или радуется, гневается или испытывает страх. А ведь человек и одевается в соответствии с настроением.

Настроение – это жизненный тонус человека, это его отношение к жизни. Настроение связано с тем, как человек себя чувствует на работе, в школе, дома, в гостях. Если люди занимаются неинтересным для них делом, приспосабливаются, то впадают в подавленное состояние, которое называется депрессией. А это сказывается на их настроении и здоровье. Человек же, который занимается любимым делом, ощущает бодрость и радость.

Сейчас мы потренируемся в определении настроения людей. Посмотрите на слайд (Рис. 2) и скажите, какое чувство испытывают эти дети? (СТРАХ)

Посмотрите, у меня на доске висят схемы лиц. Какая из них отражает их состояние?

- Как назовем схему?

Дети: «Страх»

- По каким чертам лица вы определили, что это страх? (широко открыты глаза)

Педагог показывает слайд, на котором изображены дети, которые грустят.

П. Как вы думаете, как чувство испытывают этот мальчик и эта девочка?

Д. Они грустят, расстроены.

П. Найдите схему, соответствующую их состоянию. Ребенок выходит к доске и показывает схему.

- Как вы определили? Что изменилось в чертах лица?

Изменились рот, глаза, брови.

П. Теперь посмотрите на следующий слайд и определите эмоциональное состояние мальчика. Выберите подходящую схему.

Ребенок выбирает схему.

- Как вы определили?

Д. У него нахмурены брови.

П. А что при этом появилось на лбу?

Д. Морщинки, складка между бровей.

П. Да, когда человек хмурится, у него появляются морщины. Как назвали схему?

Д. Гнев.

На следующем слайде изображены мальчики, которые удивляются.

Дети определяют состояние мальчиков и соотносят его со схемой.

П. Как вы определили состояние детей?

Д. Мальчики удивляются, у них приподняты брови и широко открыт рот, а на второй картинке у мальчика от испуга широко раскрыты глаза.

ПП. Как назовем схему?

Д. -"Удивление"

Как вы думаете, какое чувство испытывают эти дети? (РАДОСТЬ)

Выберите подходящую схему.

Ребенок выбирает схему.

- Как вы определили?

П. Рассматривая иллюстрации и схемы, мы обнаружили, что у них разное расположение бровей, глаз и рта при определенном состоянии.

Психологическая игра «Угадай эмоции»

Передача эмоций и чувств при помощи голоса и интонаций.

- А теперь, давайте поиграем в игру «Угадай эмоции».

Участники игры попытаются угадать какое чувство, эмоцию передал педагог.

• Ты не любишь мороженое? (Удивление).

• Зачем ты меня толкнул? (Обида).

• Как темно в лесу! (Страх).

• Какое теплое море! (Радость).

• Как прекрасна дорога, по которой я иду! (Радость).

• Вы все ужасны! (Злость).

• Я бедный! Никто меня не любит. (Обида).

• У меня сегодня получилось лучше всех! (Радость).

Упражнение «Котелок настроения»

Цель: развитие эмоциональной сферы.

Учитель предлагает детям «сварить» радость в котелке. «Что мы положим в котелок, чтобы сварить радость?» Если дети затрудняются, то можно предложить им варианты (улыбка, подарок, радостная встреча, веселая шутка и т. д.) Хорошенько помешаем, попробуем и покажем, какая получилась радость.

Сегодня мы будем варить настроенье.

Положим чуть-чуть озорного веселья,

100 грамм баловства,

200 грамм доброй шутки.

И станем все это варить 3 минутки.

Затем мы добавим небес синевы

И солнечных зайчиков пару.

Положим еще свои лучшие сны

И ласковый голос мамы.

Заглянем под крышку.

Там у нас не варенье!

Там наше отличное настроенье!

Упражнение «Учимся улыбаться»

-Когда мы бываем радостными, смеемся, улыбаемся?

(Когда нам весело, хорошее настроение, когда происходит что-то хорошее)

-А вы любите улыбаться, смеяться? (Да)

Очень важно уметь улыбаться, это помогает доброжелательно относиться к людям, добиваться их расположения. С помощью улыбки можно улучшить и своё настроение.

Ребята, но мы должны с вами уметь правильно улыбаться и смеяться.Вот какие правила улыбки пригодятся вам в жизни:

Правила улыбки:

1. Улыбка поможет в общении.

2. Старайся чаше улыбаться друзьям, родителям, учителю.

3. Смейся заразительно, но знай, где и как смеяться.

4. Умей смеяться над собой.

5. Не смейся над чужим горем или физическим недостатком.

Игра «Солнышко добра!»

Земля покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Не случайно,народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей. Сейчас я раздам вам солнышки из бумаги. Когда я буду говорить о человеке хорошо, вы поднимаете солнышко вверх, а когда плохо – нет.

Аккуратный, доброжелательный, вежливый, грубый, умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый, помогает в беде, часто ссорится, вспыльчивый, скромный, общительный, ласковый, веселый, счастливый, наглый, внимательный, жадный, крикливый.

Важно отметить, что в эмоциональной жизни детей этого возраста изменяется прежде всего содержательная сторона переживаний. Старшего дошкольника радует, что педагог и родители хвалят его за успехи. Важно заботится о том, чтобы чувство радости возникало у дошкольников как можно чаще, чтобы дошкольник умел различать настроение окружающих и применял свои умения в общении.

В связи с этим работа по формированию эмоциональной сферы должна начинаться именно в этом возрасте и осуществляться систематически.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Базыма Б. А.Психология цвета: теория и практика - СПб, 2005.

2. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. - СПб.: Питер Пресс, 1997.

3. Вайнер М. Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития ребенка. - М.: Педагогическое общество России, 2006.

4. Бреслав Г. М. Эмоциональныеособенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М.: Просвещение, 1990.

5. Бреслав Г. Э. Цветопсихология и цветолечение для всех – Спб., 2000.

6. Запорожец А. В. Эмоциональное развитие дошкольника и младшего школьника. - М.:Просвещение, 1985.

7. Изард К. Эмоции человека. СПб.: Питер, 1999.

8. Капранова С. В.Путешествие с волшебной кисточкой: Программа развивающе - коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - Ростов-на-Дону, 1997.

9. Крюкова С. В. Слабодняк Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного возраста. Практическое пособие. - М.: Педагогика, 1999.

Публикации по теме:

Песочная терапия в развитии эмоциональной и познавательной сферы детей дошкольного возраста Введение Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как именно познавательная.

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Помоги спасти Радость» Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Помоги спасти Радость» Цель: Развивать и обогащать.

Актуальность метода арт-терапии в развитии личностно-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в ДОУАктуальность метода арт-терапии в развитии личностно-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в ДОУ Актуальность метода арт-терапии в развитии личностно-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в ДОУ. Автор: Пак Ксения Владимировна.

Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством песочного стола Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством песочного стола – планшета. Работая.

Комплекс занятий для развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста Комплекс занятий для развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста. Для развития эмоциональной сферы у детей желательно.

Комплект материалов по формированию и развитию эмоциональной сферы детей «группы риска» дошкольного возраста Комплект материалов по формированию и развитию эмоциональной сферы детей группы «риска» среднего и старшего дошкольного возраста. В комплект.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Развитие эмоциональной сферы ребенка через музыкальную деятельность» Проект краткосрочный для детей старшего дошкольного возраста «Развитие эмоциональной сферы ребенка через музыкально-художественную деятельность».

Проект «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста» Проект «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста» Решаемая проблема: В настоящее время, заботясь о физическом и.

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра Ульяновск 2017 Если задаться вопросом, какие психологические проблемы наиболее актуальны для детей нашего столетия, то проблема эмоционального.

Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Современная социальная ситуация далеко не всегда способствует удовлетворению потребности дошкольников в эмоциональных переживаниях, обогащению.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 31 октября 2018 в 14:16
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 мая. Международный день климата

Климат и погода определяют, в каких домах нам жить, какую пищу кушать, каких домашних животных и культурные растения разводить. Защите климатических условий, бережному отношению к экологии каждого...

14 мая. День народной куклы на МААМ

Очередной тематический день посвящен игрушкам, которые дошли до нас из глубины веков. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с видами народных  кукол и сделать для...


Горячие темочки