Софронова Елена
Использование игровых форм обучения в процессе формирования элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий»
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Софронова Е. В
Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.
Публикация «Использование игровых форм обучения в процессе формирования элементарных математических представлений» размещена в разделах
Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий, как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения. Отсюда очевидно, что содержание обучения должно быть направлено на формирование у детей этих основных математических представлений и понятий и вооружение их приемами математического мышления - сравнением, анализом, рассуждением, обобщением, умозаключением.
Актуальность темы
В настоящее время проблема формирования элементарных математических представлений является одной из наиболее важных и актуальных задач в рамках подготовки детей к школе. Математика представляет широкие возможности для развития восприятия, мыслительных операций (сравнение, абстрагирование, символизация, внимания, памяти, способствует развитию логического мышления и познавательных способностей дошкольников.
Процесс образования для дошкольников должен быть занимательным, поскольку только в этом случае дети не теряют интерес к образовательной деятельности и активно в нее вовлечены. А применение игровых методов и приемов делает процесс обучения и формирования элементарных математических представлений более эффективным.
В ФГОС ДО говорится о том, что развитие ребенка должно происходить в «формах, специфических для развития данной возрастной группы, прежде всего в форме игры». Игра в жизни дошкольника — это основной вид деятельности. Через игру он знакомится с окружающим миром, у него формируется психика, происходит становление личности и физическое развитие.
Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:
1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
3. Все психологические новообразования берут начало в игре.
4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.
5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.
Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года, всё занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.
Задача воспитателя - дать ребенку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное, познать радость при преодолении трудностей.
Цели:
• Изучить актуальность, теоретические предпосылки, обоснования, полезность и практические приемы использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников;
• повысить собственный уровень знаний и применение в дальнейшей практической работе;
• создать условия для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр.
Задачи:
- развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);
- развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений : обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);
- освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);
- развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);
- овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
- развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;
- развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
- развитие инициативности и активности детей;
- изучить психолого-педагогическую, методическую литературу, посвященную данной теме;
- изучить роль игровых форм обучения для развития математических способностей дошкольников;
- развивать у детей познавательный интерес к математике;
- приобщать детей к предмету в игровой и занимательной форме : использовать, наряду с традиционными формами организации образовательного процесса, интегрированные, комплексные и сюжетно-игровые занятия;
- использовать в работе разнообразные дидактические игры для развития у детей мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление;
- обогатить предметно-пространственную среду по ФЭМП;
- составить картотеку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
- использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста.
Такой комплекс задач обеспечивает более глубокое понимание дошкольниками количественных и других отношений и закладывает основы дальнейшего совершенствования математического мышления, речи. Все это способствует умственному развитию детей и успешной подготовке их к обучению в школе.
Развитие элементарных математических представлений у дошкольников будет успешным, если:
-учитываются особенности психики ребенка;
-учитываются общие особенности детей;
- воспитатель ориентируется на развитие личности дошкольника;
- используются специальные методические материалы по математике для
работы с детьми.
Наиболее эффективному овладению знаний по математике способствует соблюдение следующих условий:
1. учёт индивидуальных, возрастных психологических особенностей детей;
2. создание благоприятной психологической и эмоциональной атмосферы;
3. развивающий характер заданий.
4. смена и чередование видов деятельности в связи с быстрой утомляемостью и отвлекаемостью детей;
5. интеграция математической деятельности в другие виды : игровую, музыкальную, двигательную, изобразительную;
Особенности использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным. Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее. Процесс формирования элементарных математических представлений у детей становится более эффективным и интересным, если педагог использует игровые методы и приемы. Умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели в образовательной деятельности и повседневной жизни. О необходимости развивать обучающие функции игры говорится и ФГОС ДО.
Использование игр, построенных на самом различном материале в соответствии ФГОС, позволит ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль воспитателя в этом процессе - поддержание интереса детей и регулирование деятельности.
Обучая детей с использованием игровых приемов, педагог стремится к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению. Поэтому при организации непосредственной образовательной деятельности большой интерес вызывают занятия в нетрадиционной форме :
• по мотивам сказок;
• в форме игр-путешествий;
• расследований;
• экспериментов;
• экскурсий;
• викторин;
• сюжетно-ролевых игр;
• КВН;
• «Поле чудес»;
• занятия с использованием ИКТ и др.
В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Игры вне занятий закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях, а главное, в ходе их одновременно решаются обучающие и игровые задачи. Игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а использование наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать ее привлекательной для детей.
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами.
2. Игры - путешествие во времени.
3. Игры на ориентирование в пространстве.
4. Игры с геометрическими фигурами.
5. Игры на логическое мышление.
При формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать и игры на плоскостное моделирование - ТРИЗ, Танграмм и т. д., игры-головоломки, а также задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры. Необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм : умение варьировать игровые действия и вопросы, индивидуальный подход и дифференцированные требования к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением.
Регулярное использование на занятиях по математике, в совместной и самостоятельной деятельности системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, помогает пробудить у дошкольников интерес к математическим знаниям; расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Использование развивающей среды для формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
Математическое развитие ребенка — это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. Задача воспитателя развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Это действительно реально, если правильно, грамотно организовать развивающую среду ребенка.
Развивающая предметная среда — это совокупность природных, социальных и культурных предметных средств, удовлетворяющих потребности актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности.
Вопрос организации предметно-развивающей среды в МБДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта развивающая предметно-пространственная среда должна быть :
• содержательно – насыщенной,
• трансформируемой;
• полифункциональной;
• вариативной;
• безопасной;
• доступной.
Создавая предметно-развивающую среду в дошкольном учреждении, необходимо помнить, что среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.
Перспективный план по самообразованию
Сроки выполнения Задачи Содержание работы
Сентябрь Подбор литературы по теме самообразования. Изучение литературы по теме, создания плана работы.
Октябрь Планирование работы с воспитанниками, требующими особого внимания. Работа с личной библиотекой, интернетом.
Ноябрь Изучение теории по теме: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников». Знакомство с литературой по данной тематике.
Посещение занятий воспитателей, по ФЭМП. Обмен опытом
Декабрь Работа над модернизацией развивающей среды Оформление уголка группы
Работа над созданием методических папок. Подбор материала по темам.
Январь
Февраль Изучение теории обучения детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала у детей младшего возраста раздела образовательной программы: область «Познание» Знакомство с литературой.
Март Создание методической разработки Изучение литературы
Разработка картотек игр по ФЭМП Подбор материала
Апрель Подготовка к итоговому родительскому собранию с презентацией «Как играют наши дети». Подбор материала
Май Подведение итогов по теме самообразования, составление плана на следующий учебный год. Подбор методической литературы.
Работа с детьми
Сроки Содержание работы Использование д/игр
сентябрь Мониторинг знаний о геометрических фигурах Д/и «Геометрическая мозаика»,
«Почини коврик»,
«Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам»,
«Катится – не катится», «Найди пару по форме».
Формирование представлений об ориентировке в пространстве Д/и» «Что где находится» (сзади, впереди, слева, справа и т. д.)
«Где лежит игрушка» (сверху, снизу, посередине)
Формирование представлений об ориентировке во времени Д/и «Части суток»,
«Вчера, сегодня, завтра»
октябрь Изучение порядковых и количественных числительных Д/и «Назови скорей»,
«Покажи столько же»,
«Какой цифры не стало»,
«Соедини цифру с нужным количеством»
Формирование понятия о порядковом счете и количественных числительных, упражнения в порядковом счете до 10 Прямой счет (1, 2, 3; первый, второй и т. д.)
Обратный счет (10, 9. 8; десятый, девятый, восьмой и т. д. ,
«Следопыты»,
«Строители»,
«Магазин игрушек».
Развитие внимания зрительной, слуховой памяти, логического мышления, наблюдательности Посчитай через 1 цифру вперед. назад (1, 3, 5; 2, 4, 6; 10, 8, 6; 9, 7, 5 и т. д.)
ноябрь Продолжать формировать у детей представление о порядковом счете Д/и «Какие цифры поменялись местами»,
«Назови соседей»
Знакомство с математическими знаками «+», «-», «=» Решение элементарных арифметических задач и примеров
декабрь Формирование представлений об ориентироваться в пространстве (на бумаге) Графические диктанты
Формирование представлений об ориентировке в пространстве с помощью слуха Д/и «Откуда позвали»,
«Иди на звук колокольчика» (вправо, влево и т. д.)
январь Формирование представлений об ориентироваться в пространстве относительно предмета Д/и «Поставь чайник справа от чашки» (спереди. слева и т. д.)
«Что находится слева от…» (за. над и т. д.)
Расскажи, где стоит стол. стул, шкаф и т. д.»
Формирование представлений об ориентировке в пространстве Д/и «Дай предмет в правую руку, дай предмет в левую руку человеку, стоящему к тебе передом, задом. Боком»
февраль Формирование представлений об ориентировке в пространстве относительно себя Д/и «Найди игрушки»,
«Куда пойдешь, что найдешь»,
«Покажи флажком вперед, направо и т. д.»
«Назови игрушки, стояшие перед тобой. сзади, справа, слева»
Формирование элементарных представлений об анализе и синтезе Решение элементарных арифметических задач на анализ и синтез
март Ориентировка во времени Д/и «Разложи правильно»,
«Когда это бывает»,
Беседа с детьми «Наш день»
Обогащение словаря по теме Д/и «Что ты делал с утра, в обед, после сна, вечером; что будешь делать завтра, через неделю, через месяц, через год»
Составление рассказа по плакату «Режим дня»
апрель Ориентировка во времени Заучивание стихотворения Е. Стеквашова «Неделя»
Словесная Д/и «Дни недели»
Отмечаем в уголке природы дни недели разноцветными карандашами,
Д/и «Времена года»
май Исследование знаний о геометрических фигурах Дидактические игры на умение соотносить цифры с количеством:
Исследование умения ориентироваться в пространстве Д/ и на расположение в пространстве: «Возьми игрушку»,
«Магазин игрушек»,
«Геометрическая мозаика»
«Почини коврик»
Исследование ориентировки во времени Д/и «Когда это бывает»,
«Времена года»
Исследование знаний об умении соотносить цифры с количеством предметов Д/и «Дорисуй, сколько не хватает»,
«Какая цифра соответствует количеству»,
«Что не так»,
«Найди ошибку»
Главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.
Тема Пример игры
«Форма и цвет» Проведение дидактических игр. «Сложи предмет из геометрических фигур» (по образцу и без него);
«Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами);
«Подбери ключик к замочку»;
«Помоги Незнайке найти геометрические фигуры»;
«Не ошибись» — закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным);
«Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг);
«Составь цепочку из предметов одного цвета» ( Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.);
«Найди свою пару» (варежку)
Проведение игр – путешествий, сюжетных игр с математическим содержанием. Игра «Не промочи ноги» — можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат)и т. д.
Проведение игр – соревнований. «Чья команда быстрее найдёт предметы?» (разной формы)
Количество и счёт Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП «Магазин игрушек» (много, один, поровну);
«Зоопарк» (счёт);
«Прогулка в лес» (сколько берёзок – столько и птичек – поровну);
«Путешествие на корабле»
Игровые математические знания с театрализацией: «Математика в сказках»;
«Стоит в поле теремок»;
«Колобок ищет друзей».
«Ориентирование во времени и пространстве» Настольно – печатные игры: «Лото»;
«Парные картинки»;
«Домино»;
«Цветная мазайка»;
«Пазлы»
Дидактические игры: «Собери сказочного героя» (из частей);
«Кто больше найдёт отличий?»;
«Вырежи и приклей» (вырезают фигуры и приклеивают на картинку);
«Когда это бывает?» — игра с мячом
Игры с цифрами и числами Игры - путешествие во времени Игры на ориентирование в пространстве Игры с геометрическими фигурами Игры на логическое мышление
Обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Знакомство детей с днями недели. Развивать умение определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Развивать знания о форме геометрических фигур. Учить детей узнавать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Формирование элементы логического мышления.
Формирование умения рассуждать, делать свои умозаключения.
Образование чисел в пределах 10 (20) путем сравнивания равных и неравных групп предметов.
Состав числа. Знакомство с названиями месяцев, их последовательностью. Учить детей употреблять слова для обозначения положения предметов. Повторение упражнений в составлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) из счетных палочек. Выполнение заданий на формирование логического мышления - задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел.
Учить свободно оперировать числами в пределах 10(20)и сопровождать словами свои действия. Знакомство со способами присоединения, построения одной формы из другой.
Знакомство детей со способом построения фигур путем деления геометрической фигуры на несколько (четырехугольник или квадрат на два треугольника, на два квадрата).
Работа с семьей
Большое значение имеет приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к математическому развитию. Для этого использую разнообразные формы работы с родителями :
- Индивидуальные беседы;
- Родительские собрания;
- Знакомство родителей с математическими играми, методикой их проведения, напоминала, чтобы играли с детьми, учили их последовательным действиям, приучали детей к умственному труду;
- Консультации для родителей: «Обучение дошкольников математике дома»
«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста», «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных у детей дошкольного возраста».
- Консультация для родителей «Что должен знать и уметь Ваш ребенок к 6 годам.
- Рекомендации: «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойства предметов».
- Выставка детских работ «Шаг в математику»
Во время бесед с родителями, рекомендую им собирать занимательный материал, организовывать совместные игры с детьми, постепенно создавать домашнюю игротеку, рассказываю, какие игры вместе с детьми можно сделать своими руками: «Составь узор», «Какая фигура лишняя?», «Какой день недели спрятался?» и многие другие.
Также вниманию родителей предлагались книжные издания, например, «Как просто научиться логически мыслить», «Развиваем внимание», «Развиваем память» и др., которые помогали сформировать базовые математические представления, подготовить руку к письму, развить речь, внимание, память будущего первоклассника.
Организация работы с родителями способствует формированию у них творчества, изобретательности, повышению их педагогической культуры.
Только совместная работа воспитателей и родителей по обучению детей математике через игру, будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению в школе.
Заключение
Дошкольный возраст играет важную роль в становлении личности человека, и одной из задач дошкольного учреждения в этот период жизни заинтересовать ребенка, вызвать у него интерес к новому, к знаниям, вызвать желание учиться, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности. В своей работе воспитатели укрепляют и развивают познавательные интересы дошкольников. Регулярное использование на занятиях по математике игровых заданий и упражнений, дидактических игр позволяет воспитателям сделать процесс обучения более разнообразным, увлекательным и продуктивным, и способствует развитию познавательных возможностей детей и их математическому развитию.
Использование игровых форм на НОД в процессе обучения благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей. Элементарные знания по математике, определенные современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребенком. Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет мне, как педагогу, искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений.