МААМ-картинки

Конспект занятия в старшей группе «Жизнь и быт коми народа»

Любовь Козлова
Конспект занятия в старшей группе «Жизнь и быт коми народа»

Цель: содействовать развитию познавательного интереса к жизни, традициям, обычаям народов Коми.

Программное содержание:

Познакомить детей с жизнью коми народа, особенностями быта.

Учить видеть сходство и различия в быте людей, побуждать к рассуждениям, выводам, анализу, наблюдаемых объектов.

Развивать умение находить и называть различия по использованию предметов быта в прошлом и настоящем.

Воспитывать уважение к народу Коми.

Материал:

мультимедиа, презентация, карточки с заданиями.

Видзаоланныд дона челядь! Вы поняли дети что я сказала?.

Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Жизнь и быт коми народа“» размещена в разделах

Это приветствие на коми языке. - здравствуйте дорогие ребята! Ребята, где мы с вами живьем? (Отв. детей)

Народ Коми (устаревшее название - зыряне) - коренное население Республики Коми.

А какие главные занятия были у коми народа,коми зырян (Ответы детей).Правильно Коми народ занимался рыболовством, земледелием, скотоводством, охотой, вышивкой и. т. д.

Предварительная работа. Слушание мелодии о родном Коми крае.

- Ребята, посмотрите, как мы необычно расселись сегодня в зале, как будто мы очутились в тундре, и костёр горит перед нами. Вот так и в старину собирались коми люди на берегу реки Сысолы, раскладывали костёр, пели песни, водили хороводы, играли, слушали сказки.

И мы с вами сегодня познакомимся с жизнью и с бытом Коми народа.

1. Жилища коми народа.

Как вы думаете какие строились раньше дома (прочные, из толстых бревен) Из каких деревьев строились дома? (Отв. детей)

Да правильно, дома строились из толстых сосновых или лиственничных бревен (чаще из лиственницы, устойчивой против гниения, клали только нижние венцы, в наибольшей степени подвергавшиеся воздействию воды).

Дома строили высокими который способствовал сохранению тепла в холодное зимнее время. Полы для сохранения тепла всегда делались двойными.

У коми крестьян большой деревянный дом был с двумя, а то и тремя жилыми избами и хозяйственным двором под одной крышей. При всей своей простоте и безыскусности крестьянские избы были, красивы и гармоничны.

По христианской традиции каждый дом строился с Божьего благословения, и перед заселением хозяин приглашал священника, чтобы наполнить пространство благодатью.

А теперь скажите как называлось главное место в избе? (отв. детей)

Главным местом в избе был «красный угол», где находились иконы, Псалтырь, молитвослов, зажигались лампады и свечи. «Красный угол» - это домашний алтарь, место встречи и соединения семьи и Бога.

2. Быт коми народа.

Основное хозяйство коми.

Традиционное хозяйство коми было тесно связано с экологическими условиями среды обитания. Хозяйство было комплексным: охота, рыболовство, скотоводство и земледелие.

Массовое распространение у коми имела охота.

Пушнина издавна представляла собой основной товарный продукт, поступающий из Коми края. Мясная охота имела большое значение в традиционном рационе питания и к постоянным церковным праздникам.

Отличительной особенностью у коми было широкое применение различных самоловных орудий. С помощью самоловов добывалось абсолютное большинство боровой и водоплавающей дичи, зайцев, горностаев, песцов.

Мясная охота имела большое значение в традиционном рационе питания. Промысловый сезон у охотников подразделялся на два периода (осенний и весенне-зимний). В осенний период охота велась в одиночку в ближних охотничьих угодьях, на дальний зимний промысел охотники отправлялись в составе артелей. На весенне-зимнюю охоту промысловики отправлялись в январе и возвращались лишь в конце марта. Зимний промысел велся артелями в дальних охотничьих угодьях, находившихся в общинной собственности.

Как вы думаете каких животных и птиц ловили охотники (Отв. детей)

Основными объектами добычи были боровая дичь: рябчик, тетерев, глухарь, куропатка; из водоплавающих: утка, гусь; из пушных зверей: белка, горностай, куница, лиса, заяц, медведь, выдра, норка.

В основном добывались пушные звери, реже дикие копытные и боровая дичь.

В тундровой зоне охотились на песца и белой куропатки.

Летом, в выводковый период, охота не производилась, исключение составляла добыча линной птицы (гусей). В течение года большая часть охотников затрачивала на промысел от трех до шести месяцев.

Каждое угодье было оснащено промысловым жилищем и хозяйственными постройками для хранения инвентаря и добычи.

Физминутка:

- Ребята, а вы знаете, что коми дети так же, как и любые дети, любят играть в разные игры. Давайте поиграем в коми – игру.

П/и «Стой, олень» (игра, народа коми)

Водящий («пастух», «охотник», который определяется по жребию или считалке, должен поймать за игру нескольких «оленей». Игра начинается, когда водящий закричит: «Беги, олень!» Все игроки кидаются по площадке врассыпную, а «пастух» пытается догнать любого «оленя», коснувшись его небольшой палочкой и произнеся: «Стой, олень!» Игра продолжается до тех пор, пока «пастух» не поймает пять оленей.

Давние традиции у коми имело рыболовство, оно было распространено повсеместно и занимало важнейшее место среди промысловых занятий.

Рыба наиболее ценных пород предназначалась в основном для рынка. Особенно большое товарное значение имело промысловое рыболовство у северных коми. Промысловый быт коми рыбаков имел большое сходство с охотничьим. Значительная часть рыбы для собственного потребления добывалась в ближних охотничьих угодьях.

Особенно распространен был лов рыбы неводами, бреднями, ставными и батальными сетями. Почти всю пойманную рыбу заготавливали впрок засолом. Очень популярна у коми вплоть до настоящего времени малосольная рыба со специфическим вкусом. Часто запасали для себя также сушеную и вяленую рыбу.

Существенное значение в рамках традиционного хозяйственного комплекса коми имело собирательство. Каждая крестьянская семья запасала на зиму различные ягоды. Их употребляли в пищу в сыром виде, как начинку в пирогах, делали варенье, кисели, собирали для продажи. У печорских коми существенное значение имел сбор кедровых орехов. Повсеместно в большом количестве весной запасали березовый сок. Собирали грибы, на зиму засаливали и сушили грибы. Производился массовый сбор различной зелени. Наиболее распространенной зерновой культурой был ячмень. Второе место по значению занимала рожь Огородничество было развито слабо, сажали репу, редьку, иногда капусту и лук. К началу ХХ в. повсеместно распространился картофель.

Питались коми три раза в день. В будни на стол подавалось 3-4 блюда, а в праздничные дни солидным считался обед из 17-18 блюд. В качестве первого блюда были щи и различные супы. Особенно популярны были кислые щи, а летом - холодные похлебки на основе хлебного кваса. Обыденным вторым блюдом у коми была каша из ячневой и перловой крупы.

Из овощей в питании использовались брюква, репа, редька, лук, капуста, со второй половины XIX в. - картофель. Значительное место в пищевом рационе занимала выпечка: хлеб, сочни, оладьи, пироги, шаньги и др. Из традиционных напитков, помимо чая, были распространены отвары трав и ягод, хлебный квас, березовый сок. Из пареной репы или брюквы варили компот. Домашнее пиво обязательно присутствовало на праздничном столе.

3. Ремёсла народа коми.

Коми парма, лесное изобилие предопределило и характер застройки домов, использование дерева как основного строительного материала. Деревня, село были деревянными. Это ярко отражалось и в разнообразии крестьянской утвари.

Древесина обрабатывалась с удивительными изобретательностью и мастерством. Применение находили все породы дерева, все части древесного ствола. Мастерски изготовлялась разнообразная деревянная посуда.

Наиболее массовое распространение у коми издавна имели деревообрабатывающее ремесло, художественная обработка дерева, резьба и роспись по дереву, плетение из ивовых и черемуховых веток, бересты.

Распространённым видом женского рукоделия было ткачество. Продукцией станочной техники являлись полотенца, скатерти и женские рубахи. На ткацком стане вырабатывали грубую мешковину и толстое сукно для верхней одежды, половики, нарядную пестрядь, белоснежный холст для рубах, узорные браные полотенца. Материалом для тканья были лён и конопля. Основными изделиями нестаночного ткачества были пояса.

4. Декоративно-прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство народа коми было многокрасочным и разнообразным. Коми знали обработку металла, ювелирное дело, обработку кожи, тиснение и украшение ее металлическими накладками, разнообразные виды плетения из кожи, бересты, корня, соломы, резьбу по дереву,

Мастерски изготовлялась разнообразная деревянная посуда. Ее выдалбливали из цельного деревянного обрубка, собирали на клепку.

Вышивка. Мастерицы края владели несколькими видами вышивки, которые использовали для украшения изделий. Вышивка золотыми и серебряными нитями.

Вязание. Одно из заметных мест среди других видов традиционного искусства коми занимает узорное вязание на 5 спицах. Вязаный орнамент коми - сложное явление, он формировался в процессе постепенного усвоения и обработки отдельными группами населения тех или иных узоров. Весьма разнообразны пояса у коми, как по материалу, так и по технике исполнения: тканые, плетеные на дощечках, на пальцах, спице. Большого совершенства мастерицы коми достигли в узорчатом вязании. Чулки, варежки, перчатки обычно вязались из шерсти, с употреблением нескольких разноцветных нитей.

В совокупности эти разновидности создают неповторимый облик вязания народа коми.

Орнамент. Красочен и глубоко символичен коми орнамент. Лучшие образцы вышивки, узорного вязания, меховой мозаики у северных коми, набойки, резьбы по дереву и кости представляют из себя подлинные шедевры народного искусства. Украшались орнаментом и многие утилитарные предметы: берестяные и гончарные сосуды, одежда и обувь, прялки, солонки и др. Традиции народного искусства широко используют в своем творчестве современные народные мастера прикладники, коми художники и графики.

Этническая специфика находила отражение в традиционном геометрическом орнаменте, которым украшались деревянные и берестяные предметы утвари, текстильном орнаменте, оригинальные зооморфных сюжетах росписей по дереву и меховой мозаики у северных коми.

Музыкальные инструменты. Традиционный музыкальный инструментарий народа коми представлен всеми типами народных музыкальных инструментов. Многие из них, такие, как чипсаны, поляны и другие - оригинальны, отличаются своеобразной манерой игры, наличием своей терминологии и своеобразным строем.

Обработка меха, кожи. Кожевенное, сапожное ремесло приобрело значительное развитие в позапрошлом веке. Некоторые виды и приемы обработки кож и мехов, в частности, замшевое, превратились с течением времени в доходные промыслы, а затем и в экономически эффективное производство. Из шкур оленей шили одежду, обувь, сумки, постельные принадлежности. Обрабатывали шкуру, шили и украшали одежду женщины. Особенно нарядно шились пимы: мужские – из черного меха с белой отделкой, женские – из белого меха с черной отделкой. Они считаются очень модными и в наши дни.

Девочки учились этому ремеслу с 6 – 8лет. Будущая хозяйка должна быть мастерицей, умеющей хорошо шить и подбирать красивые сочетания меха.

Многие виды народного искусства развиваются в наши дни и служат неиссякаемым источником радости и вдохновения.

Анализ. А сейчас вы, ребята, расскажите о вещах, которые вам понравились. (Рассказы детей).

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы с ОНР на тему «Масленица. Традиции русского народа» Цель: Приобщение детей к обычаям и традициям русского народа. Задачи: Коррекционно-образовательные: - Знакомство с историей возникновения.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Жизнь и быт мордвы в старину» (с использованием мордовского фольклора) Цель: Познакомить детей с орудиями труда и предметами крестьян-ского быта. Вызвать интерес к фольклору родного края, народным традициям.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Жизнь на Земле» Цель: ознакомление детей с миром живой природы. Обучающие задачи: Развивающие задачи: Воспитывающие задачи: 1. Знакомство детей с миром.

Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Виноград» Конспект занятия по аппликации в старшей группе Тема: «Виноград» Цель: Учить создавать яркую красочную аппликацию в технике квиллинга, вырезании.

Конспект занятия по исследовательской деятельности в старшей группе. «Воздух — наша жизнь» Конспект занятия по исследовательской деятельности в старшей группе. «Воздух - наша жизнь» Цель: Расширять знания детей о воздухе. Развивать.

Конспект занятия по лепке в старшей группе на тему «Лебеди» Конспект занятия по лепке в старшей группе Тема: «Лебеди» Цели занятия: 1. Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление.

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Жизнь насекомых» Цель: Уточнить представление детей о знакомых насекомых, условиях их жизни, внешний вид, повадки. Дать представление о взаимосвязи любого.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Жизнь первобытного человека» Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Жизнь первобытного человека» Войнова Яна Конспект «Жизнь первобытного человека».

Планирование тематической недели «Традиции, культура, промыслы коми народа» Тематическая неделя «Традиции. Культура. Промыслы коми народа» Средняя группа 1 день – понедельник «КОМИ НАРОДНЫЕ ИГРЫ» Основные задачи:.

Развлечение ко Дню Республики Коми «Мой любимый Коми край» «Мой любимый Коми край». Цель: Закреплять знания детей о Республике Коми; прививать любовь к малой родине; воспитывать патриотизм. Ход развлечения:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе «Жизнь и быт коми народа»
Опубликовано: 18 февраля 2016 в 15:33
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД