Шиловская Юлия Владимировна
Конспект занятия «Литературно-музыкальный вечер, посвященный поэту А. Я. Яшину»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Литературно-музыкальный вечер, посвященный поэту А. Я. Яшину.
Подготовительная группа.
Программное содержание:
- продолжать знакомить детей с творчеством Александра Яковлевича Яшина,
- расширять понятие «малая Родина», развивать личностное отношение к ней как к ценности;
- формировать целостное восприятие окружающего мира детьми;
- приобщать ребенка к истокам родной культуры, духовных
ценностей.
- развивать связную речь детей, память, внимание, мышление, активизировать словарь: псевдоним, Отечество, народные промыслы и др.
Публикация «Конспект занятия „Литературно-музыкальный вечер, посвященный поэту А, Я, Яшину“» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Литературные сценарии
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
- воспитывать чувство гордости и уважения к творчеству поэтов-земляков, любовь к родному краю.
Предварительная работа:
- Чтение и разучивание стихов А. Яшина,
- знакомить с жизнью и творчеством поэта,
- беседы с детьми по прочитанным произведениям;
- экскурсии в детскую библиотеку и историко-мемориальный музей им. А. Яшина.
Оборудование: мультимедиа, магнитофон, презентация по творчеству поэта, выставка рисунков детей.
Ход мероприятия:
Дети под музыку входят в зал, занимают места.
Вед: Ребята, я предлагаю вам послушать замечательную песню.
Звучит песня: «Гимн Никольска» на слова никольского писателя Л. П. Лешукова.
Вед: О чем говорится в песне? (О Никольске, о родном крае, о родине, о городе, в котором мы живем, о малой Родине.)
Вед: А что для вас «Малая Родина»? (Дом, где мы живем, где живут наши родные люди, где живут наши папа и мама).
Вед: В большой стране у каждого человека есть свой родной уголок - город или деревня, улица, дом, где он родился. Это его «маленький дом» – его «малая Родина». И где бы не жил человек, он всегда с любовью и нежностью вспоминает свою «малую Родину».
Вед: А чем славится наш город? ( народными промыслами: изделия из глины, плетения из бересты, резьба по дереву, лесом, маслом, медом).
Вед: Да, богата никольская земля мастерами, которые красоту своими руками творят, но есть у нас и другие таланты, которые прославляют свой край стихами - это писатели да поэты.
Вед: Ребята, с творчеством многих никольских писателей мы познакомились, давайте назовем их имена. (Ростислав Панов, Василий Мишенев, Вадим Каплин, А. Я. Яшин.)
Вед: Какие темы звучали в их стихотворениях? О чем писали?
(О природе, о погоде, о животных, о птицах, о любви, о Родине, родном крае.)
-Давайте послушаем стихотворение нашего поэта (читают дети)
Александр Яшин - "Только на родине"
Да, только здесь, на Севере моем,
Такие дали и такие зори,
Дрейфующие льдины в Белом море,
Игра сполохов на небе ночном.
Нехожеными кажутся леса,
Бездонными — озерные затоны,
Неслыханными — птичьи голоса,
Невиданными — каменные склоны.
Здесь, словно в сказке, каждая тропа
Вас к роднику выводит непременно.
Здесь каждая деревня так люба,
Как будто в ней красоты всей вселенной….
Вед: Эти замечательные стихи принадлежат нашему земляку- поэту А. Я. Яшину. Он очень любил свою Родину, у него много стихов о родной природе, о мирной жизни, о людях…
Биография А. Я. Яшина (рассказывает ребенок)
Александр Яковлевич Попов родился в деревне Блудново Никольского района Вологодской области.
Дед поэта Михаил Михайлович Попов открыл в деревне сельскую школу, которая находилась в его же доме. Бабушка – Авдотья Павловна была известной на всю округу сказительницей, благодаря ей мальчик рано познакомился с фольклором и полюбил его на всю жизнь.
Мальчик рано осиротел. Его отец - Яков Попов не вернулся с войны. В память об отце он возьмёт литературный псевдоним Яшин. Мать выходит замуж. Для отчима мальчик был, прежде всего, подрастающим работником. И тогда его дед собирает в деревне сельский сход, на котором решается судьба деревенского мальчика: Шурку Яшина надо учить. После окончания 3-х классов сельской школы Шура Попов отправляется на учёбу в Никольск, в школу – семилетку, где и начинает свое литературное творчество.
Вед: Изучая творчество поэта А. Яшина, мы познакомились и с народной игрой нашего края, которая называется: «Яша».
-Вставайте, дети, в круг. Выбираем считалкой Яшу.
-Что сидишь ты, Яша.
Ты забава наша
Щелкаешь орешки для своей потешки.
Свои руки покажи,
Имя правильно скажи.
Вед: Деревня Блудново - является «Малой Родиной» для поэта. С любовью и нежностью он пишет в стихах о ней, дорогими кажутся ему и бор, и речка, и родная деревня Блудново. (читает ребенок)
Конечно, и для здоровья
Места благодатней есть.
Но вырос-то я в Блуднове,
С землей породнился здесь.
Здесь хата моя не с краю.
Я с детства
Не как-нибудь
Тут каждую душу знаю
И чувствую -
В этом суть.
И пусть иногда сурова
Ко мне родная изба,
Я тутошний,
Из Блуднова,
И это моя судьба.
Вед: Для поэта А. Яшина превыше всего привязанность к Родине: к земле, на которой человек работает, выращивает хлеб, к природе, окружающей человека. Сам человек является частичкой природы. В стихах А. Яшина много тепла, доброты, сердечности. Послушаем его стихи, в которых он воспевает наш северный вологодский край.
Дети читают строки из его стихотворений. (Стихи сопровождаются показом фотографий)
Солнце спокойное, будто луна,
С утра без всякой короны,
Смотрит сквозь облако,
Как из окна,
На рощу,
На луг зеленый.
От берега к берегу
Ходит река,
Я слышу ее журчание.
В ней – те же луна, луга, облака,
То же мироздание.
Птицы взвиваются из-под ног,
Зайцы срываются со всех ног.
А я никого не трогаю:
Лугами, лесами, как добрый бог,
Иду своею дорогою.
И ягоды ем,
И траву щиплю,
К ручью становлюсь на колени я.
Я воду люблю,
Я землю люблю,
Как после выздоровления.
Очень много солнечного света,
Над землей стоит голубизна.
Мнится мне: в сиянье разодета,
Изнутри земля освещена.
Над высоким берегом пушинка,
Как звезда далекая, плывет,
Солнцем смотрит каждая былинка,
Каждый камень, кажется, поет.
Мимо сосен, и дубов, и туч
С сизых скал срываются ключи,
Водопад — светящиеся струи,
Солнечные брызги и лучи.
…Много планет, а Земля одна,
Солнце - одно навеки.
Только одна на всю жизнь дана
Родина человеку.
А. Яшин,
…Дома я! И сердце бьется с силой.
Мимо, мимо - за верстой верста.
Что кому,
А для меня Россия -
Эти вот родимые места.
- Ребята, какое настроение у вас вызвали эти стихи? (ответы детей)
Танец: «Северный хоровод».
Вед: Природа вызывает у нас разные чувства: восторг, удивление, радость, а иногда и печаль. Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение. (читает ребенок)
«Покормите птиц»
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их, не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
- О чем заставляют вас задуматься строки из стихотворения?
- Стихи А. Яшина звучат как песня, как сказание.
В исполнении взрослого звучит песня на стихотворение А. Яшина «Речка и тропка» (поет музыкальный руководитель - Подольская С. А.).
Ведущий. С большой любовью и трепетом он относится и к травинке и былинке, к кудрявой рябинке и скромной березке, и к северной красавице сосне.
Дети читают стихи
Осень-красавица
Из раззолоченных листьев наряд,
По сарафану оборки и стежки,
Красные клены – расшитый плат,
Гроздья рябины – сережки.
- Почему поэт назвал осень «красавицей»?
Лесные дуги
…Когда ж стихали шум и вьюга —
Лес был неистово красив,
Все дива севера и юга
В себе одном соединив….
Казалось, под давленьем света
Свисали ветви сосен вниз.
Вершины елей, как ракеты
Под небом праздничным, рвались.
…Ох, и лес, ребята, ох и лес!
Говорят, что сосны до небес,
До небес, до туч…
Легко сказать, -
Неба в тучах вовсе не видать.
Про березку
Я ее видал и не парадной,
Не царевной гордой на кругу,
А нескладной,
Даже неприглядной,
Утонувшей по уши в снегу….
Видывал и в грозы и в бураны,
При ночных огнях
И на заре.
Знаю все рубцы ее и раны,
Все изъяны на ее коре…
Ведущий. Любовь к природе, забота о ней делают человека добрее, помогают осознать чужую боль как свою, без этого слова о любви, доброте – пустой звук. Об этом послушайте стихотворение А. Яшина «Твоя Родина» :
Великая!— мы говорим о ней,
Даем присягу в верности сыновьей
И воспеваем с пристальной любовью
Березки, речки, ширь ее полей….
А все ли помним и всегда ль о том,
Что родина была, и есть, и будет,
Не только реки, горы, отчий дом,
Не просто небо и земля, а — люди?
Все те, что рядом, под боком у нас,
И — далеко, чужие нам по крови,
И все они нуждаются подчас
В тепле, в участье, в братском добром слове….
Спеши на выручку, других зови,—
Пусть не найдется душ глухих и жестких!
Без этого к чему слова любви
О Родине, о речках, о березках!
- Рефлексия: Игра: «Продолжи предложение….» Какие стихи А. Я. Яшина? (Яркие, светлые, легкие, солнечные, смешные, добрые, поучительные, красивые, нежные, ласковые, пронизаны теплотой и лаской).
В завершении нашего мероприятия мне очень бы хотелось, чтобы в вашем сердце всегда горела искорка доброго и светлого чувства любви к своей «малой Родине».
Предлагаю вам исполнить песню, написанную на слова А. Я. Яшина «Здесь на Севере моем…».