Елена Куницына
Конспект занятия «Машины специального назначения»
▼ Скачать + Заказать документы
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, чтение художественной литературы, двигательная.
Цели: расширить кругозор детей, обогащать их словарный запас; уточнить представление о транспорте специального назначения, объяснить значение некоторых машин специального назначения; продолжить изучение правил дорожного движения; развивать наблюдательность, внимание.
Публикация «Конспект занятия „Машины специального назначения“» размещена в разделах
Планируемые результаты: умеет описывать предметы; знает транспорт специального назначения, как он используется; понимает необходимость неукоснительного соблюдения правил дорожного движения; уважительно относится к людям, связанным с работой на транспорте.
Оборудование: листы бумаги со схематично нарисованными машинами; круглые листы картона красного, желтого, зеленого цветов; рассказ М. Ильина, Е. Сегала «Машины на нашей улице»*; игрушечные машины спецназначения; фотографии, ил-люстрации, картинки, рисунки различных видов транспорта; мультимедийная презентация «Машины-помощники».
Предварительная работа: прогулки по городу с родителями; рассматривание иллюстраций разных машин. Ход деятельности
I. Организационный момент.
На столе под платком расставлены машины разного назначения.
- Как вы думаете, что спрятано под платком? Не знаете? Тогда отгадайте загадку:
• Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука Два слепящих огонька. Моргает глазами, Скрипит тормозами.
- Что это такое? (Это машина.)
- Посмотрите (снимает платок с игрушек, какие разные
машины помогают человеку.
II. Познавательная деятельность.
1. Словесно-иллюстративный рассказ воспитателя с элементами беседы.
- Послушайте:
Вот бегут машины, шуршат своими шинами, Желтые и красные - все такие разные. Для передвижения по земле, воде, воздуху, для перевозки пассажиров и грузов служит транспорт. Какой бывает транспорт? Транспорт бывает: пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский - перевозит людей: автобус, маршрутное такси, самолет, поезд и т. д. Грузовой - перевозит груз: грузовые машины, грузовые поезда, самолеты, корабли и т. д. (объяснение сопровождается показом слайдов, иллюстраций, фотографий транспорта). На улицах нашего города часто можно встретить и машины специального назначения. Какие это машины? Это специальный транспорт - нужен для очень ответственной работы. Каждая машина выполняет свою работу: копает, переносит грузы, асфальтирует дороги, перевозит продукты. А есть машины, которые приходят к нам на помощь в экстренных ситуациях.
Их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь: пожарная машина, «скорая помощь», полицейская машина.
- Какие номера телефонов набирают при пожаре? (01 - пожарная команда.)
- Если что-то случилось? (02 - полиция.)
- Больному? (03 - «скорая помощь».)
- А еще есть МЧС, служба газа.
Некоторые из этих машин оборудованы специальными звуковыми сигналами - «сиренами», на крышу кабины устанавливают мигающий фонарь - синий или красный маячок. Направляясь к месту назначения, водитель включает маячок и подает звуковой сигнал. Пешеходы, услышав сигнал, должны сразу освободить проезжую часть, а другие машины - пропустить машину специального назначения. Эти машины могут ехать на любой сигнал светофора.
- Куда же они спешат? (Они спешат на помощь к тем, кто попал в беду или заболел.)
- Ребята, как вы думаете, если вы переходите дорогу на зеленый сигнал светофора, должны пропускать машины специальных служб? (Да, должны.)
2. Блицигра «Пешеход - молодец».
- По какой части улицы должен ходить пешеход? (По тротуару.)
- По какой стороне тротуара должен ходить пешеход?
(По правой.)
-Почему надо придерживаться правой стороны? (Чтобы
не мешать движению пешеходов.)
- Почему на улице надо ходить только по тротуару? (За тро
туаром начинается движение транспорта.)
- Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом? (Водитель не может сразу остановиться, особенно на скользкой дороге - в снег, в дождь.)
- Где нужно ждать автобус? (На остановке.)
- Как правильно вести себя пассажиру в транспорте? (Входить и выходить при полной остановке, разговаривать тихо, держаться за поручни, уступать место старшим.)
- Где пешеход обязан переходить улицу? (По пешеходному
переходу.)
Физкультминутка
СВЕТОФОР Дети становятся цепочкой друг за другом. По сигналу воспитателя («Заводим моторы! Р-р-р-р-р») дети начинают двигаться, а воспитатель управляет движением, поднимая круглый лист картона соответствующего цвета - красный, желтый или зелёный.
3. Слушание художественного произведения.
Воспитатель читает рассказ М. Ильина, Е. Сегала «Машины на нашей улице».
- Найдите игрушечные машины спецназначения.
Дети находят в группе эти машины, называют их.
4. Описание предметов.
- Опишите, как выглядит каждая из машин специального на
значения. Каждая машина имеет определенный цвет и оснащена
специальным оборудованием : пожарная машина - красного цве
та, чтобы видно было издалека, имеет сигнальную лампу; ма
шина «скорой помощи» - белого цвета с красным крестом, так
же имеет сигнальную лампу; полицейская машина тоже имеет
свой цвет и проблесковый маячок.
5. Отгадывание загадок.
- Посмотрите, к нам сегодня приехал грузовик, в кузове
много разных бумажек. Но это не просто бумажки. Давайте, раз
вернем их и рассмотрим. На каждой бумажке вы видите изображе
ние какого-либо транспорта. Давайте проверим, все ли запомнили
их названия. Я сейчас буду загадывать загадки, а вы находите
у себя отгадки. А чтобы вам было легче найти ответ, вы можете
советоваться друг с другом.
• Бежит, гудит, В два глаза глядит, А станет -Ярко-красный глазок глянет.
(Автомобиль.)
•Что за чудо - длинный дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус.)
•Поднял кверху две руки -
Взял две жилы в кулаки.
«Дай дорогу, постовой,
Побегу по мостовой!»
(Троллейбус.)
•Эта сильная машина Едет на огромных шинах! Сразу полгоры убрал Семитонный. (самосвал).
•Чудо-дворник перед нами Загребущими руками
За одну минуту сгреб Преогромнейший сугроб.
(Снегоочиститель.)
•Ходит по небу рука,
Задевает облака,
А под нею - гам и гром -Вырастает новый дом. Длинной шеей поверчу, Груз тяжелый подхвачу: Где прикажут - положу, Человеку я служу.
(Подъемный кран.)
•Не живой я, а шагаю,
Землю рыть я помогаю.
Вместо тысячи лопат
Я один работать рад.
(Экскаватор.)
• Многолюден, шумен, молод,
Под землей грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улице бегут.
(Метро.)
• Если вдруг беда у вас,
Позвони 02 сейчас!
Стоит вам меня позвать,
Я приеду вас спасать.
(Полицейская машина.)
• Полотно, а не дорожка,
Конь не конь - сороконожка
По дорожке той ползёт,
Весь обоз один везёт.
(Поезд.)
• Он сильней десятка коней:
Где в полях пройдет весной -
Летом хлеб встает стеной.
(Трактор.)
• Носит хобот, а не слон,
Но слона сильнее он.
Сотни рук он заменяет!
Без лопаты, а копает.
(Экскаватор.)
• Бывают ли у. дождика
Четыре колеса?
Скажи, как называются
Такие чудеса?
(Поливальная машина.)
• Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной.
Потушим вмиг огонь и жар,
Мы быстры, словно стрелы.
(Пожарная машина.)
• Бегу при помощи двух ног,
Пока сидит на мне ездок.
Мои рога в его руках,
А быстрота в его ногах. Устойчив я лишь на бегу, Стоять минуты не могу.
(Велосипед.)
• Ходит скалка по дороге,
Грузная, огромная,
И теперь у нас дорога -Как линейка ровная.
(Каток.)
• Мимо машина с красным крестом
На помощь больному примчалась бегом.
У этой машины особенный цвет :
Как будто халат белоснежный надет.
Если кто-то заболел,
Срочно нас зовет на помощь, -
Набери скорей «ноль три»,
И приедет. («скорая помощь»).
• Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма и без пара
Паровозова сестричка. Кто такая?
(Электричка.)
III. Рисование.
Задание: нарисуйте машину специального назначения (по выбору).
IV. Рефлексия.
- Какие машины могут ехать на красный свет светофора? (Пожарная машина, «скорая помощь», полицейская, аварийная.)
- На этих машинах написаны числа? (01, 02, 03, 04.)
- Что они означают? (Номера телефонов, по которым можно вызывать разные службы спасения.)
- Почему эти машины мчатся, громко сигналя и мигая на всю
улицу, и не останавливаются на перекрестках?
- Почему пешеходы и другие машины должны пропускать их?
Все эти машины спешат на помощь. Это нужные, полезные
машины. Так как они называются? (Специальные.)
Теперь во время игр соблюдайте правила дорожного движения - всегда пропускайте специальные машины, дайте им проехать без остановок к месту назначения.