МААМ-картинки

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста

Светлана Алексеевна Павлова
Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста

Я, Павлова Светлана Алексеевна, педагог дополнительного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центра развития ребенка - детского сада первой категории №93»

Свою педагогическую деятельность осуществляю в соответствии с государственным образовательным стандартом РФ, который определяет требования к обучению и воспитанию детей дошкольников.

Публикация «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Чтобы как можно больше раскрыть творческий потенциал ребенка. дать возможность испытать радость от творческой работы, наполнить ее сказочностью и волшебством, научить не бояться трудностей, мной была предпринята попытка помочь детям почувствовать интерес к познанию нового через потребность создавать оригинальные произведения, основанные на творческом поиске новых художественных средств.

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста» определило цель моей работы.

Для достижения поставленной мною цели решались следующие задачи:

1) Модернизировать среду, где ребенок мог бы творить.

2)Организовать игру в изобразительном творчестве.

3)Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.

4)Развивать эстетическое отношение к действительности, творческой активности дошкольников.

Эта работа проводилась в несколько этапов.

Первый этап.

Важную роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы ее содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка, в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Для этого в нашем саду МБДОУ была создана изостудия «Фантазия» большая,светлая и уютная комната. Кабинет оснащен специальными столами для рисования, мольбертами, доской для рисования маркерами. На стеллажах размещены яркие художественные изделия мастеров декоративно-прикладного искусства, скульптуры малых форм. На центральной стене расположилась выставка картин детей из Детской школы искусств, некоторые из них были воспитанниками нашего детского сада, имеется место для организации персональных выставок.

Целесообразность и рациональность создает атмосферу удобства и комфорта для каждого ребенка в отдельности, для всех детей в целом.

Организующая функция имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле развивающая среда становится толчком для выбора ребенком того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его интересам, потребностям или формировать эти интересы своим содержанием и видом.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и. т. д). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя» ,можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Второй этап.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

- игра, которая является основным видом деятельности детей;

- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимым

- Творческое воображение детей проявляется в сюжетно-ролевых играх и художественной деятельности :дети могут выступать в роли художников - мультипликаторов. Этот игровой прием вводится с учетом интереса детей к мультипликационным фильмам, а также их активности, жажды деятельности, наличия опыта в изобразительном творчестве.

Хорошая идея - попробовать вместе с детьми нарисовать карту детского сада, группы или участка. Такое занятие развивает пространственное мышление и память. Следы животных и птиц. Игра состоит в том, сначала изобразить дорожки из следов на асфальте. Чтобы затем по очереди проходить по этим дорожкам, изображая то животное, по следам которого вы идете и др. В своей работе по развитию художественных способностей использую дидактические игры по разным темам, наборы открыток (репродукции картин известных художников,альбомы, пазлы с репродукциями.

Третий этап

Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, я обратила внимание на результаты диагностики по изобразительной деятельности. Дети показывают хорошие результаты по критериям: Умение штриховать, наносить различные линии цветными карандашами, умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью, умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их.

Одновременно проявились и низкие способности детей :

Неуверенность и скованность в действиях и ответах на занятиях, пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе, растерянность при использовании способов нестандартного раскрашивания, умение экспериментировать с изобразительными материалами, ожидание чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования, проявление фантазии, художественного творчества.

Подводя итоги, я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками. Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Четвертый этап.

Дошкольный возраст - это период, когда творческая деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением т. е., увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.

Эффективность работы по эстетическому воспитанию во многом определяется участием детей в создании красивого окружения, поэтому все поделки используются для оформления интерьера детского сада, групповой, раздевальной комнаты, участвуют в конкурсах, выставках, используются в качестве подарков, а также сувенира для дома.

Большое значение наш коллектив детского сада уделяет развитию и совершенствованию предметно-развивающей среды на участке как системе условий, обеспечивающей всю полноту развития детской деятельности и детской личности. Дети очень восприимчивы к окружающему, поэтому вся обстановка детского сада имеет большое воспитательное значение.

Эффективность работы по эстетическому воспитанию во многом определяется участием самих детей в создании красивого окружения, поэтому активную роль в оформлении интерьера принимают воспитанники МБДОУ. Работы выполненные в нетрадиционной технике достойно украшают интерьер нашего сада.

Был разработан проект «Все страны мира». Это было связано с тем, что у родителей наших воспитанников появилась традиция дарить детскому саду декоративно-сувенирные тарелки с изображением некоторых достопримечательных и исторических мест городов и стран, которые они посетили. Было решено использовать их не только для украшения самого интерьера, но и в практической деятельности. Детям предлагалось создать свою тарелку и в круге на своей тарелочке выразить чувства, впечатления от увиденного.

Размещаются они рядом с сувенирными тарелочками. Тем самым, у детей происходит формирование художественной культуры, развитие личности средствами мирового и отечественного искусства, формируется социальный опыт будущих граждан мира.

Именно эстетическое окружение, выраженное во всем: в оформлении детских площадок, многообразии предметов, созданных руками и творчеством детей, заставит детей, не только с уважением и любовью относится к природе, но и вызовет желание творить самостоятельно, осознанно бережно относиться к объектам природы.

Наши дети участвуют в различных конкурсах художественного мастерства, как на уровне детского сада, так и на муниципальном, областном и Российском уровне. Проводятся выставки детских работ по темам : «Как я провел лето!», «Золотая осень», «Масленица», «Моя семья», в День защиты детей и летний праздник – проводятся конкурсы рисунков на асфальте, к 8 марта дети рисуют портреты бабушек, мам, сестренок, «Как я помогаю маме» и др.

Детские работы используем в оформлении детского сада : холлов и групп. Работы детей хранятся в группах и представляют материал для сравнивания успехов ребенка с самим собой.

Для решения поставленных задач я использовала следующие средства:

- изучение научно-методической литературы;

- изучение передового опыта;

- диагностика;

- подбор игр, упражнений, заданий

- создание развивающей среды;

- работа с родителями

Мною подготовлены консультации для родителей «Как понимать и ценить детские рисунки»; «Изобразительная деятельность в семейном воспитании»; «Хочу в музей»; «Как организовать домашнее занятие по рисованию»; «Леворукий ребенок»; «Мы любим рисовать» и др. Проводятся открытые занятия для родителей, семинары и «мастер класс» для педагогов.

Публикации по теме:

Анкета для родителей по экологическому воспитанию дошкольников. Анкета для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Уважаемые родители! Дошкольное образовательное учреждение в рамках реализации.

«Кормушка для пичужки». Коллективная работа детей второй младшей группы«Кормушка для пичужки». Коллективная работа детей второй младшей группы Коллективная работа по изготовлению кормушки из бросового материала. Кормушка "Черепаха" сделана из коробки и пластмассовой крышки. В изготовлении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 мая 2014 в 21:58
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Алексеевна Павлова (УИ 106826) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД