Народная культура-средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Наталья Маркова
Народная культура-средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня и не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несёт в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.

Включение ребёнка в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества приобщает его к непреходящим общечеловеческим ценностям, развивает его личностную культуру, способствует его духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.

В нашем детском саду погружение ребенка в народную культуру начинается с самого раннего возраста. Для этого используются следующие средства развития национально-культурного самосознания:

Устное народное творчество

Народные игрушки

Игры

Декоративно-прикладное искусство

Народные песни и танцы

Народные праздники

Исторический музей

Великолепным средством приобщения детей к народной культуре является устное народное творчество. В нём, как нигде, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Пестушки, потешки, колыбельные сопровождают наших младших воспитанников во всех режимных моментах («Кто у нас хороший, кто у нас пригожий», «Сорока-белобока», «Ножки бегали с утра, глазкам спать давно пора», «Водичка, водичка», «Расти коса до пояса» и т. д.). Потешки звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Взрослея, дети знакомятся с пословицами, поговорками («Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», сказками («Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок» и т. д.) Дети не только слушают, но и читают наизусть потешки, заклички, считалки. Пересказывают и драматизируют сказки. Всё это способствует познавательному и нравственному развитию.

В нашем детском саду во всех группах есть народные игрушки: погремушки, матрёшки, барышни, свистульки, конусные башенки, неваляшки, каталки, подвижные игрушки-забавы. Они окрашены в яркие цвета, а некоторые украшены растительным орнаментом, что формирует эстетический вкус. Игрушки развивают мелкую моторику, сенсорные способности. Способствуют самостоятельности и творческой активности.

Русские народные подвижные игры отражают исконную любовь русского человека к веселью, движениям, удальству («Жмурки», «Салки», «Гуси-лебеди», «Дождик», «У медведя во бору» и др.) Они влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка. Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда его ум работает живо и энергично, действия организованы. Почти все народные игры включат в себя движение, пение и стихотворный текст, поэтому их можно назвать и музыкальными и словесными и подвижными. Ролевые игры с ряженьем в «Горнице» знакомят детей с бытом, одеждой наших предков. Дети переносятся в далёкое прошлое и пробуют себя в роли хозяюшки, которой нужно пряжу прясть, доставать из печи чугунок с помощью ухвата, гладить бельё угольным утюгом. А хозяину дрова нарубить, печку затопить.

Народная декоративная роспись пленяет душу ребёнка гармонией и ритмом, способна увлечь национальным изобразительным искусством. В нашем детском саду дети с большим интересом рассматривают изделия с городецкой, хохломской росписью, гжель. На занятиях и в самостоятельной изобразительной деятельности осваивают навыки изображения этой росписи. У нас можно также встретить изделия из бересты (поставки, кружки, кружевные скатерти, подзоры, наволочки, вышитые салфетки, картины, думочки, Павлово-Посадские платки. Всё это пробуждает душу ребёнка, воспитывает чувство красоты, любознательность.

Музыкальное народное творчество несет в себе складывающуюся веками систему нравственных ценностей, человеческих отношений. В них мужчина-«орел», «сокол», мужественный, сильный, защита и опора для женщины- «павушки», «лебедушки», скромной, грациозной и трудолюбивой. Например, в танце «Барыня» мальчик бережно придерживает девочку за талию, смотрит на неё, улыбаясь. И девочка сразу преображается, у неё появляется горделивая осанка. В музыкальной игре «Плетень» девочки и мальчики идут навстречу друг другу, а затем делают низкий поклон, проявляя, тем самым, уважение друг к другу. Кроме «Барыни» наши дети танцуют «Кадриль», хороводные танцы. Песни могут исполняться соло, хором в сопровождении народных инструментов. Например, песня «Во кузнице» на празднике «Покров» в старшей группе у нас сопровождалась игрой на ложках. В сценарии праздников и развлечений включаем такие песни, как «Мы на луг ходили», «Ходит Ваня», «Земелюшко-чернозём», частушки и др.

Большое внимание уделяется народным праздникам в нашем детском саду. Осенью проводим Покров, Ярмарку, Посиделки. На Посиделках дети узнают, как коротали осенние вечера в старину, когда закончены полевые работы, собран урожай. На рождество проводим «Святки».Праздник наполнен сюрпризными моментами: появлением ряженых. Дети узнают как на Руси после песен-колядок подавали пряники «козули»,которые были для ребятишек одновременно и лакомством, и подарком, и детской игрушкой. За Святками приходит «Масленица». Этот праздник проходит на улице в виде соревнования 2 команд «Мороз» и «Солнце».От скоморохов дети узнают об обрядах этого праздника: на санях объезжать, круг рисовать, солнышку помогать, гостью Масленицу звать, блины печь, веселиться на славу, чтобы весна была дружная, а лето щедрым. В народных праздниках фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

Экскурсии в исторический музей формируют представление о «малой Родине» Прикасаясь к старинным предметам быта, инструментам, разглядывая кружева, вышивку, резьбу по дереву ребёнок переносится в мир наших предков. При этом он испытывает гордость и единение со своим народом.

Первостепенное значение в приобщении дошкольников к родной культуре имеет создание развивающей предметно-пространственной среды. В нашем детском саду это

«Горница»-в спальне старшей логопедической группы.

Народные музыкальные инструменты

Альбомы декоративно-прикладного искусства

Изделия народных промыслов

Народные костюмы.

Работа по приобщению наших воспитанников к русской народной культуре ведётся уже не один год и приносит положительные результаты. Старшие воспитанники умеют заботиться о малышах, играть с ними, показывать для них представления, дети становятся дружными, относятся уважительно к старшим и сверстникам, используют в речи «вежливые» слова и фольклор (пословицы, поговорки, потешки). Умеют оценивать свои поступки и поступки сверстников., стремятся выразить своё отношение к окружающему в речевой и изобразительной деятельности. Мы планируем продолжать работу в этом направлении. Хотим организовать работу музея «Горница», в котором старшие дошкольники в качестве экскурсоводов будут знакомить детей младших групп с историей и бытом наших предков и организовывать с ними развлечения с элементами фольклора. Дмитрий Сергеевич Лихачёв-филолог, искусствовед, академик

Прикреплённые файлы:

folklor_itlpa.ppt | 5968,21 Кб
 
Публикации по теме:

Приобщение дошкольников к национальной культуреПриобщение дошкольников к национальной культуре Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое,.

Проект «Духовно-патриотическое воспитание дошкольника». Выступление на Макаренковских чтениях ВидеоПроект «Духовно-патриотическое воспитание дошкольника». Выступление на Макаренковских чтениях Видео Выступление на макаренских педагогических чтениях. Защита презентации. Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Народная культура-средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Опубликовано: 13 марта 2015 в 14:03
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 октября. День пожилого человека

«Бабушке — песню, дедушке — стих, много здоровья им на двоих». Международный день пожилого человека — это прекрасный повод посвятить целый день выражению любви и благодарности своим пожилым родственникам...

1 октября. Международный день музыки

1 октября, в Международный день музыки – праздник, отмечаемый с 70-х годов ЮНЕСКО, есть прекрасный повод поздравить наших дорогих и уважаемых музыкальных руководителей! А, если посмотреть шире, то этот...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию, посвященный...
Цель: познакомить детей с сердцем, показать значение сердца для всего организма. Программные задачи: - обучать правилам сохранения здорового сердца,...
Нетрадиционная техника рисования «Правополушарное рисование»
Правополушарное рисование-способ погрузиться в творческое состояние и посмотреть на окружающий мир под непривычным углом. Таким видом рисования можно...
Конспект беседы «Золотая осень» с детьми старшего дошкольного возраста
Программное содержание: учить детей воспринимать картину И. И. Левитана «Золотая осень», обратив внимание на передачу художником образа осени....