Нинель Зобина
Тема: Наши помощники — органы чувств.
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАДАЧИ: Расширять знания детей о значении для человека органов чувств.
Развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни
Воспитывать потребность быть здоровым; воспитывать дружеские
Взаимоотношения между детьми.
Методическое обеспечение: картинки – глаза, носа, уха, руки.
Картинки – глаза (внутреннего, наружного). Мяч. Овощи, фрукты, сок.
Схема – кисти руки.
Словарная работа: Ученые, профессора, доктора медицинских наук, орган слуха,
Публикация «Тема: Наши помощники — органы чувств,» размещена в разделах
Орган обоняния, орган зрения, орган чувств, орган осязания.
Мотивация: Заинтересованность детей.
Вступление: Здравствуйте, дорогие наши гости. Скажите нашим гостям «Здравствуйте». Говорить друг другу «Здравствуйте» - это значит, желать здоровья тому с кем здороваешься. Сегодня мы отправимся в институт здоровья. Но прежде чем мы отправимся в институт здоровья, я хотела спросить у вас: «Что такое здоровье?».
1. Чтоб здоровым,сильным быть
Со спортом мы должны дружить.
2. Чтоб красивой, стройной быть
Обруч я должна крутить.
3. Рано утром просыпайся
Себе, людям улыбайся.
4. Ты зарядкой занимайся
Обливайся, вытирайся.
5. Всегда правильно питайся
Аккуратно одевайся
В детский сад смело отправляйся.
Вывод: Здоровье – это самое большое богатство, которое нужно беречь с детства.
Ребята, у нас сегодня в гостях есть необычный гость. Кто это? Посмотрите. (Сажу на стульчик, куклу – Незнайку, где сидят гости).
Вы узнали его. Это Незнайка. Он хочет с нами отправится в институт здоровья. Возьмем его с собою? (да).
1. ЛАБОРАТОРИЯ:
Вот мы с вами пришли в институт здоровья. Проходите, садитесь поудобнее. (Сели). Послушайте загадку: НА ночь два оконца.
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза).
-Какой орган чувств исследуют в этой лаборатории? (глаза).
В этой лаборатории исследует глаза. Зрение дает человеку много информации об окружающем мире. Если заснять на кинопленку всё, что человек видит в течение дня, то на это понадобилось бы 20км плёнки. Узнали и изучили, что все предметы человек видит потому, что орган зрения улавливает излучаемый этими предметами свет. Ученые узнали, что вот так выглядит глаз наружно, (показываю, а вот так выглядит глаз внутри.
Ученые узнали строение глаза:
1. Ресницы – верхние, нижние.
2. Веки.
3. Радужная оболочка – может быть разного цвета.
4. Зрачок – находится в центре. Через него попадает свет и изображение предметов.
5. Прозрачная оболочка.
-Для чего нам нужны глаза? (они помогают нам видеть всё, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину).
Посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у вас глаза.
- Как можно сказать о глазах, чтобы передать их красоту? (Прекрасные, ясные, чистые, огромные, голубые, карие, ненаглядные, красивые….).
-Как защищены глаза? (Веки, ресницы – защищают их).
-Что еще помогает оберегать глаза? (Брови).
- Зачем человеку слезы? (Они защищают глаза от пыли).
Вывод: Веки защищают глаза от ветра и пыли, от яркого света. Моргание век защищают глаза от высыхания. Брови преграждают путь капелькам дождя и пота. Слезы вымывают соринки и микробы. Вот что изучили в этой лаборатории.
Текст мелкий (не можем прочитать).
У меня заболели глаза, я не могу прочитать что написано. А ваши глаза устали? Я вам предлагаю по совету ученых сделать специальную оздоровительную гимнастику. Она поможет нашим глазам отдохнуть после усталости.
Оздоровительная минутка. (Раздаю зеркала – каждому ребенку. Дети сидят.)
1. Закройте глаза, затем широко откройте.
2. Посмотрите глазами наверх – вниз, налево – вправо, налево – вверх, направо – вниз, направо – вверх, налево – вниз.
3. Вытяните вперед руки. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. (4-5р.)
4. Потереть ладонями друг о друга и легко, без усилий, положить их на предварительно закрытые глаза. (30-40сек.) Затем опустить руки и открыть
глаза.
ИГРА «ПОЛЕЗНО – ВРЕДНО» (с мячом, дети стоят в кругу.)
1. Читать лежа.
2. Смотреть на яркий свет.
3. Смотреть близко телевизор.
4. Оберегать глаза от ударов.
5. Промывать по утрам глаза.
6. Тереть глаза грязными руками.
7. Читать при хорошем освещении.
8. Делать гимнастику для глаз.
Вывод: Молодцы! Вы все знаете, что полезно, а что вредно для глаз. Незнайка тоже очень многое узнал и теперь он знает, как ухаживать и оберегать свои глаза, (вывешиваю на доску эмблему – глаза, Дети – сели.)
ЛАБОРАТОРИЯ- 2.
ЗАГАДКА: Два братца на одной голове живут,
Всё слышат, а друг друга не видят. (уши)
В этой лаборатории исследуют орган – слуха – уши.
Послушайте диалог: - Здравствуйте, тетя Катерина!
У меня яиц корзина.
- Как поживают домашние.
Яйца свежие вчерашние.
- Ничего себе вышла беседа.
Авось распродам до обеда.
Что произошло? Почему, два человека не поняли друг друга? (ответы детей)
Вывод: Слух – большая ценность для человека. Речь, звуки помогают нам слышать – уши.
Какие правила надо соблюдать, чтобы уши хорошо слышали и не болели?
1. Защищать уши от сильного шума.
2. Защищать уши от ветра.
3. Не ковырять в ушах.
4. Не допускать попадания воды в уши.
5. Не сморкаться сильно.
6. Если уши заболели обратиться к врачу.
7. Правильно чистить уши6намыленными пальцами.
8. Мыть уши каждый день.
9. Делать массаж.
А сейчас мы проверим, как слышат ваши уши.
П. /игра «УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ»
Алеша… Ты стоишь в кругу,
Мы завеем тебя: «АУ!»
Глаза закрывай,
Кто позвал тебя, узнай. (сели).
Ученые узнали, что по китайской медицине нужно делать массаж уха (по карточке
Объясняю и делаю вместе с детьми)
Вывод: В этой лаборатории исследуют орган слуха – уши. И мы с вами убедились в том, что уши тоже главные помощники. (вывешиваю эмблему).
Что же изучают в следующей лаборатории - хотите узнать?
ЛАБОРАТОРИЯ -3.
ЗАГАДКА: Между двух светил
В середине я один. (нос)
-Для чего человеку нужен нос? (чтоб дышать, чувствовать запахи).
Послушайте о том, что изучают в этой лаборатории.
НОС – орган обоняния. Обоняние важно, чтобы узнавать, съедобна ли пища, свежа ли вода. Обоняние – это процесс восприятия запаха. На слизистой поверхности внутри носа находятся миллионы нервных окончаний. Они чувствительны к различным запахам. Еще ребята, в этой лаборатории узнали, что многие люди, а именно эскимосы массируют нос с целью стимуляции деятельности головного мозга. Средним и указательным пальцами нажимают на кончик носа и сплющивают его. Затем сгибают его вправо, влево, вверх и вниз. И в заключении вращают кончик носа 1-2 минуты.
ИГРА: «ОПРЕДЕЛИ ПО ЗАПАХУ» - определить по запаху, что находится в баночках. (Лук, чеснок, лимон, апельсин)
-Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его (на вкус)
В этой лаборатории изучают орган обоняния – нос. (вывешиваю эмблему0
(предлагаю детям подайте к мольберту)
ЛАБОРАТОРИЯ – 4. Я вас приглашаю в следующую лабораторию, где изучают орган чувств – язык. Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. (выставляю картинку – язык)
Язык принимает участие в жевании и глотании пищи, в акте речи – когда разговариваем, и является органом вкуса. Благодаря нервным окончаниям языка, мы различаем сладкое и горькое, соленое и кислое. (рассматриваем по карте)
Чтоб язычок хорошо работал, по совету ученых я вам предлагаю поиграть с язычком. «ДЯТЕЛ» Я по дереву стучу Д-Д-Д
Червячка добыть хочу Д-Д-Д
Хоть и скрылся под корой Д-Д-Д
Все равно ты будешь мой Д-Д-Д
ИГРА «ОПРЕДЕЛИ ПО ВКУСУ». Вот сейчас мы узнаем, как ваши язычки определят вкус. ( Дети закрывают глаза определяют на вкус что съели: Ягоды – брусника, клюква, черника. Фрукты – яблоко, груша, апельсин. В этой лаборатории изучают орган чувств – язык. (вывешиваю эмблему) Дети сели.
ЛАБОРАТОРИЯ -5.
Мы с вами оказались в следующей лаборатории. Здесь изучают органы чувств, которые отвечают за осязание. Это – руки. Ученые этой лаборатории советуют вам ежедневно по утрам и вечерам делать пальчиковую гимнастику, потому что, каждый пальчик помогает работе мозга и внутренним органам.
Рассказ по схеме:
Большой палец – повышает деятельность головного мозга.
Указательный – улучшает работу кишечника и позвоночника.
Средний – улучшает работу кишечника.
Безымянный – улучшает работу печени.
Мизинец--- помогает работе сердца.
Пальчиковая гимнастика:
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик малышок,
Постучался на порог
Вместе пальчики друзья
Друг без друга им нельзя.
А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК» -нужно определить на ощупь (показываю) что ты взял, и рассказать о предмете.
В этой лаборатории изучают орган чувств, отвечающие за осязание –это руки. (вывешиваю эмблему)
Вот и закончилась наша экскурсия по институту здоровья. Какие органы чувств изучают в институте здоровья. 7 (глаза, нос, уши, язык, руки)
Мы узнали о значимости наших органов чувств, и о том, как их сохранить, чтоб они были здоровыми. И в заключении Незнайка предлагает вам поиграть в игру, которая называется (У каждого ребенка – зеркало в руке) «СВЕТ МОЙ, ЗЕРКАЛЬЦЕ, СКАЖИ».
Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Глазки у тебя самые красивые,
Лучше всех видят.
Ушки у меня все слышат, Нос у меня самый лучший
Он все чувствует.
Руки самые замечательные
Они все умеют делать.
Подарок детям от Незнайки – открытки – о здоровье – в конверте.
Заключение: Давайте возьмемся за руки и вспомним наш девиз: «Сам себе я помогу, и здоровье сберегу». (предлагаю выпить сок).