МААМ-картинки

Конспект занятия «Музыка П. И. Чайковского в детском восприятии»

Галина Москаленко
Конспект занятия «Музыка П. И. Чайковского в детском восприятии»

Тема НОД : «Музыка П. И. Чайковского в детском восприятии

Образовательная область – художественно-эстетическое

Интеграция образовательных областей – развитие речи, художественно-эстетическое

Тип – комплексное

Возраст – 6 лет

Форма непосредственной образовательной деятельности - беседа

Форма организации – группа

Задачи –

Публикация «Конспект занятия „Музыка П, И, Чайковского в детском восприятии“» размещена в разделах

образовательные: формирование основ музыкальной культуры, знакомство детей с содержанием новых произведений, учить детей различать средства музыкальной выразительности («Как рассказывает музыка», чувствовать настроения, выраженные в музыке, высказывать о ней; развивать представление об изобразительных возможностях музыки.

развивающие – развитие эстетических чувств, умение различать оттенки настроений, определять характер музыки, побуждать детей к творчеству, сравнивать разные жанры музыки, отмечая характерные особенности произведения, соотносить художественно-музыкальный образ с образами и явлениями действительности

воспитательные – приобщение детей к истокам русской классической музыки, воспитание интереса и любви к произведениям русских классиков. Воспитывать у детей чувство к прекрасному (музыка, поэтическое слово)

Оборудование и материалы - иллюстрации к произведениям из «Детского альбома», к циклу «Времена года», балетам «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» Чайковского, портрет П. И. Чайковского

На стене зала — большой портрет П. И. Чайковского и иллюстрации, используемые в процессе занятия. Зал оформлен в стиле старинной гостиной. Детские диванчики стоят вокруг столика с подсвечником.

Дети под музыку Чайковского «Вальс цветов» входят в музыкальный зал. Музыкальный руководитель приветствует детей попевкой

- Доброе утро, улыбнись скорее!

И сегодня весь день будет веселее!

Дети отвечают музыкальному руководителю этой же попевкой.

Музыкальный руководитель предлагает детям занять свои места на диванчиках.

Музыкальный руководитель : Сегодня мы с вами поближе познакомимся с музыкой великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Звучит «Итальянская песенка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.

Музыкальный руководитель : Тихо-тихо рядом сядем —

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены —

Вся земля видна вокруг:

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тройки,

Тают в дымке голубой.

Эта музыка торопит

И ведет нас за собой.

Звучит аудиозапись пьесы «Песня жаворонка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.

Музыкальный руководитель : Вам знакома эта музыка?

Дети: Да. Мы слушали ее на занятиях.

Музыкальный руководитель : Вспомните, как называется это музыкальное произведение и кто

его автор?

Дети: Это «Песня жаворонка» Чайковского.

Музыкальный руководитель : Правильно. Петр Ильич Чайковский, выдающийся русский композитор, известен во всем мире. Он родился на Урале в городе Воткинске в 1840 году. Позже переехал в Москву, сочинял музыку и занимался педагогической работой: учил будущих пианистов и композиторов. Его музыка радует и волнует, она всегда искренна и правдива.

Первый ребенок:

Вместе с музыкой хорошей

К нам приходит волшебство.

Осторожней, осторожней —

Не спугнуть бы нам его.

Музыкальный руководитель : Петр Ильич проявлял большой интерес к жизни детей. Он понимал Их, умел радоваться их радостям, печалиться их невзгодам. «Цветы, музыка и дети составляют лучшее Украшение жизни», — писал композитор. Он сочинил музыку к балетам по разным сказкам и много пьес для детей, объединив некоторые из них в специальный «Детский альбом». В течение всего занятия мы с вами будем слушать произведения из «Детского альбома», цикла «Времена года» и фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро».

Второй ребенок:

Льется музыка рекой,

Вьется нотною строкой.

Снова звуков половодье

Захлестнуло все вокруг.

И кораблики мелодий выплывают из-под рук.

Их волна крутая кружит,

Но сдержать не может, нет.

В царство кукол, в мир игрушек

Мы плывем за ними вслед.

Музыкальный руководитель : Послушайте фрагмент пьесы, которая вам уже знакома. Как она называется, в каком жанре написана? Как вы думае-те, почему?

Звучит пьеса «Нянина сказка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.

Дети: Эта пьеса называется «Нянина сказка». Она похожа на колыбельную. Наверное, няня рассказывает сказку ребенку перед сном.

Музыкальный руководитель : А теперь прозвучит следующая пьеса из «Детского альбома». Вспомните ее название и жанр.

Звучит пьеса «Игра в лошадки» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.

Дети: Это «Игра в лошадки», а написана она в жанре марша.

Музыкальный руководитель : А вот марш из балета «Щелкунчик» совсем иного характера — веселый, шутливый, он переносит нас в мир беззабот-ного и счастливого детства. Щелкунчик — забавная кукла в виде человеческой фигурки с огромной головой. Использовалась эта игрушка для раскалывания орехов. Девочка Маша — героиня балета — получила Щелкунчика в подарок в канун Рождества и радостно марширует с ним вокруг праздничной елки. Всё это вы услышите в музыке.

Звучит «Марш» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».

Третий ребенок:

Звенят колокольцами песни-сказки,

Таинственные мелодии.

Какие созвучья, какие краски,

Совсем небывалые, вроде бы!

Четвертый ребенок:

Травой они шуршат под ногою,

Звездой в озерах качаются,

То вдруг обернутся Бабой-ягою,

А то вдруг — Спящей красавицей.

Музыкальный руководитель : А сейчас садитесь за столы и попробуйте нарисовать музыку, которую услышите.

Звучит «Вальс» из балета П. И. Чайковского «Спящая красавица».

Музыкальный руководитель : Какими цветами вы изображали музыку и почему?

Дети: Желтыми, розовыми, оранжевыми — теплыми цветами, потому что музыка светлая, радостная, торжественная.

Музыкальный руководитель : Я вижу, что многие из вас нарисовали круги. Вальс, вальсировать в переводе с французского языка означает именно «кружиться». Давайте покружимся под музыку другого вальса Чайковского из балета «Лебединое озеро».

Звучит фрагмент вальса из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро».

Музыкальный руководитель : Петр Ильич много путешествовал: он бывал во Франции, Италии, Германии, слушал там народные песни, запоминал, обрабатывал, а затем записывал их в свой альбом. Я сыграю вам мелодию, а вы подумайте, из какой страны Чайковский мог привезти ее.

Звучит фрагмент пьесы «Старинная французская песенка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.

Дети: Эта мелодия из Франции.

Музыкальный руководитель : И называется произведение.

Дети: «Старинная французская песенка» из «Детского альбома».

Музыкальный руководитель : Возьмите самодельные инструменты, и давайте вместе исполним эту пьесу.

А где композитор мог услышать следующую мелодию?

Звучит «Неаполитанская песенка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.

Дети: В Италии, в городе Неаполе.

Пятый ребенок:

И от грусти, и от скуки

Могут вылечить нас всех

Озорных мелодий звуки,

Песни, пляски, шутки, смех.

Шестой ребенок:

Золотой волшебной рыбкой

Может музыка блеснуть

И по-дружески, с улыбкой,

Вдруг в глаза нам заглянуть.

Седьмой ребенок:

Может песней-полусказкой

Нас, шутя, развеселить

И рассыпаться вдруг пляской,

В хороводе закружить.

Исполняется «Полька» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.

Музыкальный руководитель : Ребята, наше занятие заканчивается и мне хотелось бы от вас услышать что нового и интересного вы узнали сегодня, как вы научились не только слушать и слышать музыку но и понимать ее и рассказывать о ней.

(Ответы детей)

Подводя итоги нашего занятия, я хочу, чтобы вы послушали вот такие замечательные стихи о музыке :

И наш концерт окончен,

Музыка вдруг смолкла.

Восьмой ребенок:

Но так ли это?

Кажется, сейчас она звучит

И будет долго-долго

Еще звучать для каждого из нас.

И будет звать в неведомые дали,

Звенеть, искриться радугой-дугой,

Как будто нам Жар-птицу в руки дали

И напоили всех живой водой.

Девятый ребенок:

Такой могучей, сказочною силой

Порой бывает музыка полна,

Что кажется, как солнце, негасимой,

Как океан, безбрежною она.

Тот каждый день с волнением будем ждать,

Когда мы вместе дверь в страну мелодий

Ключом скрипичным отомкнем опять!

Музыкальный руководитель : Всем большое спасибо. Давайте опять вместе попрощаемся с вами с помощью попевочки.

Дети пропевают придуманные мелодии на заданные слова уходят под музыку «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Публикации по теме:

Сетка ООД интегрированного эстетически-оздоровительного цикла в летний период Примерная сетка организованной образовательной деятельности интегрированного эстетически – оздоровительного цикла в летний период Группа.

Сетка организованной образовательной деятельности на 2014–2015 учебный год Сетка организованной образовательной деятельности в первой младшей группе «Гномики» Понедельник 1) Комплексное (ИЗО/Конструирование/Ручной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Музыка П. И. Чайковского в детском восприятии»
Опубликовано: 13 ноября 2014 в 21:38
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД