Папки-передвижки

Педагогическое сопровождение дошкольников в процессе формирования детского коллектива (подготовительная группа)

Людмила Александровна Зимина
Педагогическое сопровождение дошкольников в процессе формирования детского коллектива (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогическое сопровождение дошкольников в процессе формирования детского коллектива (подготовительная группа)

Идея опыта:

Развитие положительных отношений ребенка к себе и другим людям, коммуникативной и социальной компетентности детей; создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения, приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, развитие у детей чувства ответственности за другого человека - все эти качества можно развить у детей через формирование детского коллектива

Публикация «Педагогическое сопровождение дошкольников в процессе формирования детского коллектива (подготовительная группа)» размещена в разделах

Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей – все это представляет исключительный интерес.

№ 2. Условия формирования опыта

1. Опыт стал формироваться в Детском саду Тульского производственного объединения «Тулауголь» Разрез «Грызловский», в Венёвском МДОУ №5 комбинированного вида.

Проект стандарта дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемый в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально – личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся: развитие положительных отношений ребенка к себе и другим людям, коммуникативной и социальной компетентности детей; создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения, приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, развитие у детей чувства ответственности за другого человека.

ИПМ 3. Теоретическая интерпретация опыта.

3.1 Актуальность опыта

Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью поисков наиболее эффективных средств и методов педагогических и психологических воздействий на формирование детского коллектива.

Проблемой развития детского коллектива занимались многие отечественные педагоги и психологи.

В коллективе ребенок входит в широкую систему отношений. Взаимодействие детей разворачивается на информационном, деятельном и эмоциональном уровне.

Чем разнообразнее и содержательнее взаимодействия детей в коллективе, тем активнее идет их социальное созревание и формирование коммуникативной культуры.

Таким образом, в детском коллективе, объединенном интересной содержательной деятельностью, дружескими отношениями, перспективами будущих совместных дел и переживаний, у детей формируются чувство психологической защищенности, душевного комфорта, что, в свою очередь, способствует проявлению творческой инициативы и вклада каждого в коллективную жизнь. Такой коллектив вызывает у детей чувство гордости и радости общих достижений. Именно о таком коллективе часто вспоминают с большей теплотой его бывшие участники.

В дошкольные годы ребенок, как правило, долгое время проводит в группе сверстников, которую можно считать первой ступенью социальной организации детей. Дошкольник стремится к активному общению в совместной деятельности с другими детьми. У него появляется способность перейти к сосредоточенности на себе к пониманию другого человека.

В младшем и среднем дошкольном возрасте условием развития детского сообщества выступает коллективный образ жизни в детском саду, основанный на равенстве и партнерстве в совместных видах деятельности (игра, труд, художественное творчество)

В совместных играх разворачивается инициатива ребенка, расширяется диапазон его эмоциональных состояний. Детскую деятельность еще нельзя назвать коллективной, но педагог стремится к тому, чтобы помочь ребенку согласовывать и планировать свои действия с другими детьми.

Для старших дошкольников свойствен коллективный характер большинства видов деятельности. Происходит освоение новых форм сотрудничества (совместное планирование, распределение ролей, обязанностей). Организация воспитателем коллективной деятельности создает благоприятные возможности для развития межличностных взаимоотношений детей. Начинают устойчиво проявляться чувства симпатии, доброжелательности, избирательные дружбы. Все это позволяет установить в группе общий эмоционально – положительный тон общения, атмосферу комфортности, раскрепощенности для каждого ребенка.

Развивая коллективные взаимоотношения, педагог показывает детям способы принятия общих решений, сотрудничества и взаимопомощи в совместной деятельности. Он помогает дошкольникам понять и эмоционально пережить чувство удовлетворения от результатов общих усилий. Все это обогащает социальное развитие старших дошкольников.

Безусловно, в дошкольном возрасте детские объединения еще не могут быть коллективами высокого уровня развития. Однако этот возраст является важнейшим этапом накопления закрепления в реальном взаимодействии норм сотрудничества, опыта гуманных отношений сотворчества.

Развивающий эффект совместной деятельности дошкольников в полной мере зависит от того, как проектируются педагогом задачи взаимодействия. Определение этих задач и позволяет сделать деятельность коллективной, привлекательной для каждого, но направленной на общий результат.

Задача педагога состоит в том, чтобы способствовать созданию в детском коллективе условий для благоприятной адаптации, индивидуализации и интеграции в нем каждой личности.

Таким образом, на протяжении дошкольного возраста детской коллектив под руководством педагога становится социокультурным образованием с развитой системой социальных связей и объединением детей, стремящихся к общим целям, сотрудничеству, достижению значимых результатов.

3.3 Новизна опыта.

Работая с детьми подготовительной группы, я столкнулась с проблемой формирования детского коллектива. Дети в подготовительную группу поступили из разных групп. В группе также были дети, которые мало или совсем не посещали детский сад из-за болезни. Целью для своей работы поставила поиск эффективных средств и методов педагогического и психологического воздействия на формирование детского коллектива.

3.3 Трудоемкость опыта.

Опыт требует постоянного личностного и профессионального роста педагога :

- разработка серий конспектов;

- подбор упражнений для физкультминуток;

- подбор ролевых игр, инсценировок;

- подбор диагностических анкет;

- подбор наглядного материала;

- подбор методик «Социометрия», «Вербальный выбор»;

- разработка плана развлечений и праздников, конспектов к мероприятиям.

ИПМ 4. Технология опыта.

4 формы работы :

составила перспективный план развлечений и праздников

применяла индивидуальные формы работы с детьми «непринятыми» и «изолированными» : индивидуальные беседы, изобразительная деятельность и использование трудовых поручений (дежурство по столовой, полив цветов, разложение методического материала).

применяла групповую форму работы с детьми :

- тематическое занятие «Как помочь Буратино»,

- музыкально-спортивный праздник «Аты-баты мы солдаты»

- познавательное занятие «При солнышке тепло, при матушки добро»

- словесная игра «Кто есть кто?»

- литературные викторины

- досуг «Мудренному и счастье к лицу», «Хлеб всему голова», «Шутку шутить – людей насмешить»

- психогимнастика

- совместный труд («Чистим участок от снега», «Моем игрушки», «наводим порядок в группе», «Сажаем растения»)

- создание ситуации взаимопомощи

- коллективные игры

Совместное сотворчество родителей и детей. Создавала условия для совместного общения детей и родителей. При этом использовала педагогические приемы :

- день открытых дверей

- индивидуальные беседы с родителями

- консультации для родителей «Девочки и мальчики: два разных мира»

- родительское собрание «Скоро в школу» с участием психолога МДОУ, психолога МОУ «Веневской СОШ №1», учителей начальной школы МОУ «Веневская СОШ №1» и МОУ «Веневской СОШ №2»

- акция «Птичья столовая» (изготовление кормушек)

- совместные праздники «Рождество Христово», «Добродетель - Милосердие»

- оформление выставок совместно с родителями: «Моя мама», «Защитники Отечества», «Наша Земля – разноцветная планета», «Ждут нас быстрые

ИПМ 5. Результативность

Работая над этой проблемой, основной приоритет был отдан вопросам взаимоотношений детей в коллективе. В ходе работы видна положительная динамика формирования детского коллектива. Дети изменились, им интересно общаться друг с другом. Они откликаются на просьбы друзей о помощи, радуются успехом других, вместе переживают неудачи. Дети стали более самостоятельные, отзывчивые, заботливые. Решение этой проблемы состоит в гармоничном сочетании практического и духовного опыта взаимодействия ребенок–ребенок, ребенок- педагог, ребенок-родитель.

В работе по изучению формированию коллектива в группе детского сада я пришла к выводу:

1. У детей шестилетнего возраста идет активно сплочение коллектива;

2. Взаимоотношения довольно устойчивые;

3. Основными мотивами выбора являются игровой, трудовой, нравственный.

4. Удачным методом воспитания взаимоотношений является совместная деятельность;

5. У детей 6 лет можно сформировать осмысленные нравственные представления о взаимоотношениях в детском коллективе.

В процессе реализации своего опыта в и своих разработок у детей дошкольного возраста детского сада прослеживается следующее:

- приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, время первоначального становления личности.

- дети стали более вежливыми в общении со взрослыми, во время беседы говорить приветливо, внятно, смотреть на собеседника, не прерывать разговор, не перебивать старших;

- могут правильно вести себя по отношению к людям разного возраста, проявлять уважение к старшим;

- определять эмоциональное состояние по мимике, жестам, действиям, интонации голоса; учитывать настроение окружающих в общении с ними; правильно реагировать на настроение окружающих;

- улучшилось поведение в группе сверстников (быть дружелюбным, чутким, отзывчивым, справедливым) ; понимать то, что дружеские отношения сверстников к нему зависят от того, как он сам обращается с другими;

- стремятся правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по социально-личностному развитию «Звезда недели»Дидактическое пособие по социально-личностному развитию «Звезда недели» особие "Звезда недели" (для детей 4-7 лет) Пособие включает в себя металлическую основу в виде домика. Детского сада и фотографий детей.

Конкурс «Лучшая Карнавальная маска»Конкурс «Лучшая Карнавальная маска» Цели и задачи проведения конкурса: -приобщение родителей к участию в жизни детского сада; -повышение родительской компетентности в процессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическое сопровождение дошкольников в процессе формирования детского коллектива (подготовительная группа)
Опубликовано: 7 ноября 2014 в 06:42
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическое сопровождение дошкольников в процессе формирования детского коллектива (подготовительная группа)» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Александровна Зимина (УИ 265301) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД