Папки-передвижки

Занятие по речевому развитию «Осенний калейдоскоп по датам народного календаря»

Марина Богдан
Занятие по речевому развитию «Осенний калейдоскоп по датам народного календаря»
▼ Скачать + Заказать документы

Учитель-логопед - Богдан М. В.

Педагогические ориентиры:

Расширить и закрепить у детей знания о датах народного календаря, явлениях происходящих в природе осенью. Продолжить знакомить с бытом, традициями, культурой русского народа.

Коррекционно-образовательные задачи:

1. Автоматизировать ранее нарушенные звуки в связной речи.

2. Употреблять относительные прилагательные.

3. Закрепить навыки согласования существительных с

прилагательными в роде, числе, падеже.

Публикация «Занятие по речевому развитию „Осенний калейдоскоп по датам народного календаря“» размещена в разделах

4. Закрепить навыки звукового и слогового анализа и синтеза слов.

5. Развивать связную речь.

6. Закрепление эпитетов и сравнений в связной речи.

7. Формировать навыки слогового чтения.

8. Развивать мимические мышцы лица.

9. Развивать просодические компоненты речи.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развивать высшие психические функции (внимание, память,

мышление, воображение.)

2. Развивать умение соотносить речь и движение (стихи, поговорки,

игры, хоровод.)

Коррекционно – воспитательные задачи:

1. Воспитывать уважение, любовь, интерес к народному творчеству

2. Приобщать детей к народному творчеству через поговорки, игры хороводы, народные костюмы и окружающие предметы. 3. Развивать коммуникативные функции речи. 4. Воспитывать трудолюбие, любознательность.

Закончилось лето, подходит к концу осень. Много старинных праздников и обычаев отмечал русский народ. Некоторые из них забылись, а некоторые отмечаются в народе и по сей день, давайте сегодня вспомним о них.

Дети : На завалинках, в светелке слайд -2 Иль, на бревнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели слайд-3

Иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

Русский хоровод «Во поле березка стояла» входят дети и садятся на стульчики

Ведущий: Ребята подскажите словечко: Если на деревьях листья пожелтели, слайд-4 Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года…. (осенью) зовется.

Ребята давайте вспомним некоторые осенние дни из народного календаря.

Дети: Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем! Сентябрь слайд-5 Ведущий: Конечно же - это сентябрь. Как называется в сентябре день, когда заканчивался сбор грибов?

Дети: Этот день назывался - Тит грибник.

Ведущий: Когда был последний сбор урожая лука.

Дети: Последний сбор урожая лука был в Луков день.

Ведущий: Кто знает поговорки о сентябре? Дети: Холоден сентябрь, да сыт. В сентябре синица просит осень в гости. В сентябре и лист на дереве не держится. В сентябре – одна ягода, да и та горькая рябина.

Ведущий: А почему так говорят? Холоден сентябрь, да сыт.

Дети: Становится холодно, люди собрали урожай овощей (слайд-6), фруктов (слайд -7), ягод (слайд -8, грибов (слайд -9), хлеба (слайд -10)

Ведущий: Что же мы можем приготовить из даров природы? слайд -11

Мы можем: выжать сок, приготовить начинку для пирогов, сделать салат, сварить суп.

Давайте приготовим для наших гостей угощенье. Каждый приготовит свое блюдо. Возьмите карточки и расскажите кто, что будет готовить.

Дети: Я приготовлю начинку для пирогов – ягодную, фруктовую, грибную, овощную.

Сделаю салат - фруктовый, овощной, грибной.

Сварю суп - из овощей - овощной, из грибов - грибной.

Сварю варенье – яблочное, малиновое, грушевое.

Выжму сок – овощной: томатный, морковный, капустный …

Выжму сок фруктовый: яблочный, грушевый, сливовый…

Ведущий: Молодцы! Присаживайтесь на лавочки. Ведущий: Как в старину называли сентябрь? Дети: В старину сентябрь называли - ревун, осенины, хмурень.

Дети: Слезки капают из тучи-

Плачет дождик певучий,

Хмурой осени художник-

Хлюпает по лужам (дождик) слайд -12

Ведущий: Почему сентябрь в старину – называли хмурень?

Дети: Осенью часто идут дожди, и стоит хмурая погода Ведущий: Покажите, как мы с вами умеем хмуриться – мимическое упражнение

«Солнышко - дождик»

А про что можно сказать - Хмурая? - погода, осень

Хмурый: день, человек, вечер. Хмурое : небо, утро, лицо (игра с мячом)

Вот и закончился сентябрь.

Дети: Все мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к нам явился? (Октябрь) слайд -13

Ведущий: А, в старину еще говорили : «Пришел к нам октябрь-батюшка, привел с собой праздник Покров.

Дети: - Вот так чудо- чудеса-

Пожелтели все леса,

Осень землю покрывает

Пестрым праздничным ковром-

Так природа поздравляет

Нас с великим Покровом.

Ведущий: Мы знаем, что само название Покров люди связывали с первым снегом, который покрывал землю, и люди заканчивали все полевые работы.

А какие пословицы и поговорки о труде вы знаете? слайд -14

А поможет нам волшебный экран.

Дети:

Маленькое дело лучше любого безделья. слайд -15

У плохой пряхи нет для себя рубахи. слайд -16

Без труда - не поймаешь и рыбки из пруда слайд -17 Игра «Собери поговорку» - дети читают части поговорок и собирают целую поговорку.

Сделал дело - гуляй смело.

Хочешь, есть калачи, не сиди на печи. Делано наспех - сделано на смех

Ведущий : Молодцы! Выходи честной народ,

Не пыли дорожка.

Выходи скорей сюда

Поиграть немножко.

Физкультминутка-логоритмика: импровизация движений в такт стихотворению. У Маланьи у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей и все без бровей (руками провести по бровям)

С такими ушами (разводят руки в стороны)

С такими глазами (пальцы в колечко перед глазами)

С такой головой (смыкаем руки над головой)

С такой бородой (движение рук от подбородка вниз с наклоном)

Ничего не ели, (приседают на корточки, руки подпирают подбородок)

На нее глядели. Делали вот-так. Ведущий: А еще, Покров начало осенних посиделок, как вы думаете, где рассаживались в избе на посиделки? Отгадайте загадку:

Наша барыня - сударыня

Толста и бела.

Щей да каши наварила.

Пирогов нам напекла. Дети: Это печка слайд -18

Ведущий: Для чего нужна людям печь? Дети: Печь нужна : для тепла, чтобы готовить еду, сушить одежду и обувь, для сна. Ведущий: А кто же складывает печь в избе? Дети: Печь в избе складывает печник. Ведущий: В каких русских народных сказках русская печь является героем произведения? Дети: В сказках «Гуси лебеди» слайд -19 «По щучьему велению…» слайд - 20 Ведущий: Скажите мне, пожалуйста, что такое печная утварь?

Дети: Печная утварь это то, что помогает хозяйке у печи. Ведущий: Я загадаю загадки, а вы должны узнать этот предмет.

Помогаю я хозяйке

Ухватить чугунок жаркий (Ухват) Дети отгадав загадку, находят предмет около печи.

Поправить топку поможет ловко

Помощница огня,

Трудяга… (кочерга) Варят суп во мне и щи,

Ты в печи меня ищи. (Чугунок) Ведущий: Интересно, что-же нам в чугунке приготовила хозяйка?

А вот и подсказка.

Хозяйка варила овощи, а какой овощ угадайте, посмотрев на схему слайд-21

-фонематический анализ, синтез слова КАПУСТА

-Сколько звуков, слогов в слове капуста? – назовите гласные, глухие согласные ; характеристика 5 звука

Уберите первый слог – что получится? ПУСТА В чугунке пусто.

Ведущий: Чем лучше всего топить печь? Дети: Лучше всего топить печь дровами. Ведущий: Да, без дров не изба не топится, а дрова надо наколоть.

Логоритмика :

Я колю, колю дрова

Я колю, колю дрова

Я колю, колю дрова

Я колю, колю дрова

Колю дрова на улочке

Гори, гори жарче печь.

Будут дети блины печь.

А теперь надо сложить дрова в поленницу.

В первую поленницу - поленья на которых название картинок состоит из 1 слога, во вторую из 2слогов, в третью из 3 слогов. корж, блин; бублик, калач, сушки, пышки; пироги, рогалик, баранки, каравай. Ведущий: Всем известно,что подружки

- Мастерицы петь частушки.

Приготовьте-ка ладошки,

Аплодируй от души,

Чтоб веселые девчушки

В гости к нам сейчас пришли.

Частушки

Настал батюшка _Покров,

Настала нам гуляночка.

Скоро-скоро нам сыграет

Звонкая тальяночка.

Разрешите поплясать,

Разрешите топнуть,

Неужели в этом доме

Половицы лопнут.

Как по осени ломала

Красную калинушку,

Во полях снопы вязала

Надломила спинушку.

Ведущий: Вот и пришел последний месяц осени

Дети: Поле серо-белым стало. слайд-22 Падает то дождь, то снег

А еще похолодало-

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц подскажи? (ноябрь) Ведущий: А по народному календарю, как называли ноябрь?

Дети: Ноябрь в народе называли - грудень, полузимник. Ведущий: Кто стоит там у ворот? Кто же в гости к нам идет?

Входит - Матрена Зимняя.

Здравствуйте ребята, вы меня узнали?

Да, я Матрена – как зима ядрена. слайд-23

Зима встает не ноги, морозы налетают.

А какие поговорки вы знаете про меня? слайд-24 Дети : Если в этот день гусь войдет на лед, то будет еще плавать по воде. (картинка на экране)

Иней- урожай овса, дождь –пшеницы. Каков иней на деревьях, таков и цвет на хлебе будет.

Слайды : 25 26 27 Матрена : На горушке – избушка,

Живет в ней старушка.

Сидит на печи, жует калачи.

Давайте и мы с вами из теста приготовим калачи. слайд-28 Дети из теста делают калачи.

Матрена собирает все калачи на поднос, благодарит. А я для вас и гостей приготовила баранки.

Дети поют: Ах, качи, качи, качи-напекли мы калачи.

Напекли мы калачи с пылу, с жару из печи.

Матрена зимняя:

Гостям рада, что пришли,

Для нас времечко нашли.

Были здесь у нас забавы,

Представления на славу.

Мы потешать вас спешили,

Может быть и рассмешили.

И вернулись как во сне,

К нашей русской старине.

На этом наши посиделки подошли к концу. слайд-29

Публикации по теме:

Фотоотчет «Знакомство дошкольников с бытом русского народа»Фотоотчет «Знакомство дошкольников с бытом русского народа» Дошкольный возраст это время, когда ребенок воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности.

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Задачи:Приобщать детей к русским национальным культурным ценностям. Знакомить детей с разными формами русского народного творчества, с бытом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по речевому развитию «Осенний калейдоскоп по датам народного календаря»
Опубликовано: 7 декабря 2014 в 19:53
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по речевому развитию «Осенний калейдоскоп по датам народного календаря»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Богдан (УИ 260164) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД