Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Основные формы аномального психического развития»

Людмила Воронина
Консультация для воспитателей «Основные формы аномального психического развития»
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ детский сад комбинированного вида №6

г. Данилов Ярославской области

учитель-дефектолог Воронина Людмила Юрьевна

высшая квалификационная категория

Консультация для воспитателей

Тема: «ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ АНОМАЛЬНОГО ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ.

Публикация «Консультация для воспитателей „Основные формы аномального психического развития“» размещена в разделах

Под умственной отсталостью подразумевают необратимые стойкие нарушения познавательной деятельности, в первую очередь, недоразвитие абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения в сочетании с малой подвижностью и инертностью психических процессов, вследствие органического поражения коры головного мозга.

Различают 2 основные формы умственной отсталости: олигофрению и деменцию.

Олигофреном называют такого ребенка, у которого органическое поражение коры наступило во время внутриутробного развития или во время родов или в течение 1-го года жизни.

Деменция - деградация, развитие в обратную сторону, т. е. в силу каких-то обстоятельств оказалась поврежденной кора головного мозга. До 3-5 лет развивался нормально, но получил или сильную черепно-мозговую травму, перенес энцефалит и т. д.

При олигофрении выделяют 3 степени умственного недоразвития :

Дебильность - наиболее легкая по степени и более распространенная форма олигофрении. Более тяжелой степенью олигофрении является имбецильность, самая тяжелая степень олигофрении - идиотия.

ЗПР

ЗПР - нарушение нормального темпа психического развития, проявляющееся в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, в интеллектуальной недостаточности.

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. С позиции неискушенного наблюдателя дошкольники с ЗПР не так уж отличаются от сверстников и родители нередко не придают значения тому, что ребенок чуть позднее начал самостоятельно ходить, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие, повышена возбудимость, неустойчивое внимание, быстрая утомляемость. К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада, а с началом обучения в школе картина нарушений становится более выраженной вследствие трудностей в усвоении школьной программы, психологические проблемы приобретают более глубокий и стойкий характер.

Как определить категорию детей с ЗПР.

Эти дети характеризуются неорганизованным поведением везде: в детском саду, в школе, дома. Суетливы, гиперактивны, непоседливы. Могут во время урока или занятия встать, вскочить, залезть под стол, на занятии или уроке играть в игрушки. Это отличает их от нормы.

Но вместе с подвижностью у этих детей очень низкая познавательная активность, отсутствуют познавательные интересы.

Дети с ЗПР чрезвычайно отвлекаемые, неусидчивы, деятельность их нецеленаправленна, с большим трудом доводят начатое до конца. Характерна плохая память, так как она наиболее связана с состоянием коры головного мозга, они не запоминают, что происходит вокруг них. Низкая работоспособность, истощаемость, быстрая утомляемость. У большинства проявляется двигательная неловкость. Особенно моторная неловкость проявляется при рисовании, обучении письму.

Неустойчивы, обидчивы, по самым незначительным поводам могут расплакаться, смеяться, иногда бывают нервные срывы.

Бытовая речь достаточно правильная, но как правило, у этих детей нет развернутых предложений, часто отвечают одним словом или нераспространенным предложением. Характерно отсутствие потребности в общении. Речь используется в чисто прогматических целях. Не рассказывают как было в детском саду, с кем, как играл. У них нет мотивации для общения. Нормальные дети часто в дошкольном возрасте изобретают свои слова-неологизмы. У ЗПР неологизмов совсем нет. Словарь ограничен, отставание в формировании грамматического строя, фонетико-фонематические нарушения.

Большую трудность представляет описание сюжетной картинки. Там ничего нет - говорят они. Другие описывают картинку с отсутствием действующих лиц. Только при помощи вопросов ребенок с ЗПР может описать картинку. Отставание в развитии речи проявляется и в недостаточной речевой регуляции, которая значительно отстает от нормы.

У них затруднено действие по речевой инструкции, так как быстро ее теряют, не запоминают. Обычно они не сопровождают свои действия речью, не могут подвести итог, оценить выполненную работу, спланировать предстоящую.

Мыслительная деятельность. Отставание в развитии мышления чрезвычайно выражено, но очень неравномерно. Например, решая задачи наглядно - действенного мышления дети ЗПР очень близки к норме. При решении задач наглядно – образного мышления дети испытывают трудность. Здесь результаты ниже чем в норме, но опережают умственно отсталых. Ярко выраженное нарушение проявляется при решении задач словесно – логического мышления, здесь дети с ЗПР проявляют себя на уровне умственно – отсталых в легкой степени (нелепые картинки, четвертый лишний, раскладывание серии последовательных картинок).

Часть детей хорошо классифицируют по предметным признакам, но не могут объяснить, почему так сделали. Это происходит потому, что у детей с ЗПР нет систематических представлений об окружающем мире, у них недостаточно сформированы мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, умозаключение.

Дети с ЗПР выделяются и в игровой деятельности. В игровой деятельности они очень отстают по сравнению с нормой. Дети в норме владеют ролевой игрой и стремятся к участию в ней. У большинства детей с ЗПР отсутствует творчество в игре. Самостоятельно ролевая игра не возникает. Игры их однообразны, бедны по содержанию, развернутый сюжет отсутствует

Сенсорные нарушения, они очень редки у ЗПР, но чаще, чем в норме, а в целом слабо выраженные повреждения мозга могут затрагивать слуховые рецепторы на уровне восприятия, когда идет переработка информации. У всех аномальных детей снижается скорость приема и проведения информации и переработки приема за счет нарушения корковой функции затрагивается скорость проведения информации. Часто восприятие характеризуют так, что они слушают, но не слышат, смотрят, а не видят. При классификации предметов и геометрических фигур по цвету и родовой принадлежности старшие дошкольники с ЗПР давали такие же результаты, что и в норме, требовалась только небольшая помощь, а по форме – ниже, особенно низкие – по величине.

Причины ЗПР.

Какие потенциальные возможности?

Особенностью задержки психического развития детей является качественно иная структура интеллектуальной недостаточности по сравнению с умственной отсталостью. Это дети с минимальным поражением коры головного мозга, даже специальная аппаратура не определяет поражение мозга. Факторы те же, что и при умственной отсталости, но повреждение минимальное локальное: патологические роды (обмотан пуповиной с нарушениями дыхания, наложение щипцов, применение вакуума; травмы, ушибы головы в детстве до 3-4 лет, воспаление мозга и мозговых оболочек, энцефалит и менингит, инфекционные заболевания матери во время беременности.

В практике работы с детьми с ЗПР различают 4 основных варианта задержки психического развития :

1. ЗПР конституционального происхождения - при данном варианте на первый план в структуре дефекта выступают черты эмоциональной и личностной незрелости. Инфантильность психики часто сочетается с инфантильным типом телосложением, с «детскостью» мимики, моторики, преобладанием эмоциональных реакций в поведении. Игровая деятельность для них более привлекательна, здесь они проявляют творчество, заниматься они не любят и не хотят.

2. ЗПР соматогенного генеза – возникает у детей с хроническими соматическими заболеваниями сердца, почек, эндокринной системы и др. детей характеризуют явления стойкой психики и физической астении, что приводит к снижению работоспособности и формированию таких черт личности как робость, боязливость. Дети растут в условиях ограничений и запретов, сужается их круг общения, недостаточно пополняется запас знаний и представлений об окружающем. Во время сензитивного периода ребенок как раз находился в болезненном состоянии. Но таких случаев немного. Проявления – снижение работоспособности, утомляемость, вторично- инфантильность.

3. ЗПР психогенного генеза (социального плана) при раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующих факторов (жестокость, гиперопека, безнадзорность). В таких ситуациях могут возникнуть стойкие сдвиги в нервно-психической сфере ребенка, что приводит к патологическому развитию личности : у ребенка преобладают импульсивные реакции, неумение тормозить свои эмоции, негативизм, агрессивность, истерии, у других – робость, боязливость, страх, мутизм, то есть на первый план выступают нарушения в эмоционально – волевой сфере, снижение работоспособности, несформированность произвольной регуляции поведения.

4. ЗПР церебрально-органического генеза – самая большая часть детей с ЗПР. Эти дети характеризуются первичными нарушениями познавательной деятельности, является наиболее стойкой формой и представляет наиболее тяжелую форму ЗПР, нередко бывает пограничное с умственно отсталыми.

Но часто бывают задержки и социального плана, когда ребенок развивается в безнадзорной среде и не получает в необходимом для его возраста объема информации. Отставание может быть связано с психотравмирующими факторами окружающей среды ( неудовлетворение его эмоциональных потребностей: отрыв от матери, отсутствие эмоциональных контактов). Чем теснее общение, тем ребенок лучше развивается. Обмен энергией и вертикальное положение дает толчок к психическому развитию.

Неблагоприятно сказывается и чрезмерная опека родителей, заласкивание. Это часто бывает, когда ребенок растет болезненным, слабым и родители стараются все сделать за него. Растет такой ребенок беспомощным, инфантильным, эгоцентричным, у него слабо формируются волевые качества, двигательные навыки, отстает в развитии.

Психическое развитие детей с ЗПР отличается неравномерностью нарушений психических функций : при этом у одних мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью.

В отличии от олигофрении у детей с ЗПР отсутствует инертность психических процессов, они способны не только принимать и использовать помощь, в виде подсказки и одобрения, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого могут выполнять интеллектуальные задания на близком к норме уровне. Этим качественно отличаются от детей с умственной отсталостью.

Публикации по теме:

«Молодецкие потехи». Развлечение для детей подготовительной группы Развлечение для детей подготовительной группы. Разработали и провели педагоги группы № 10:  учитель-дефектолог: МАХАНЕВА ОЛЬГА ГЕРМАНОВНА.

Ознакомительная презентация для родителей детского сада №51 «Ёлочка» Презентация предназначена для работы с родителями. Основная ее задача - донести до родителей информацию о детском.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Основные формы аномального психического развития»
Опубликовано: 5 февраля 2015 в 20:36
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Основные формы аномального психического развития»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Воронина (УИ 306656) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД