Приложение МААМ

Педагогические условия организации предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении

НАТАЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА ДЖУЖОМА
Педагогические условия организации предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема возраста не только центральная для всей детской психологии, но и ключ ко всем вопросам практики. Эта проблема непосредственно и тесно связана с диагностикой возрастного развития ребенка. Диагностикой развития называют обычно систему исследовательских приемов, имеющих задачей определение реального уровня развития, достигнутого ребенком. Реальный уровень развития определяется тем возрастом, той стадией или фазой внутри данного возраста, которую сейчас переживает ребенок. Знаю, что паспортный возраст ребенка не может служить надежным критерием для установления реального уровня его развития. Поэтому определение реального уровня развития всегда требует специального исследования, в результате которого может быть условлен диагноз развития.

Публикация «Педагогические условия организации предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении» размещена в разделах

Определение реального уровня развития – насущнейшая и необходимая задача при решении всякого практического вопроса воспитания и обучения ребенка, контроля над нормальным ходом его физического и умственного развития.

Знание итогов развития – необходимый момент для суждения о развитии в настоящем и будущем. Но, однако, его совершенно не достаточно. Образно говоря, при нахождении реального уровня развития, определяется только плод развития, т. е. то, что уже созрело и завершило свой цикл.

Определить несозревших на сегодняшний день, но находящихся в период созревания процессов и составляет зону ближайшего развития ребенка.

Согласна с тем, что очень важным является определение не только созревших процессов, но и созревающих. То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно.

В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметно – пространственной среды; при этом определяющим моментом является цель, которой руководствуется педагогический коллектив.

Под развивающей предметно – пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и играми, материалами. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества.

Предметный мир, а не воспитатель побуждает ребенка к активным самостоятельным действиям. Право выбора деятельности открывает ему каналы для саморазвития. Постепенно воспитанник научится определять в выборе цели деятельности, размышлять о своих намерениях, о путях и способах выполнения действий. Все это обеспечивает развитие интеллектуальных способностей.

В их условиях развивается не только интеллект, развивается нравственно- волевая и эмоциональная сфера личности дошкольника. На пути продвижения ребенка к результату он встречает разнообразные трудности, которые ему необходимо преодолеть, проявив при этом упорство, настойчивость, целеустремленность, умение взаимодействовать, общаться со сверстниками и взрослыми. Ребенок в процессе самостоятельно выбранной деятельности испытывает массу чувств, связанных с переживанием, удовольствием или неудовольствием, радостью или печалью, уверенностью или растерянностью, удовлетворенностью или неудовлетворенностью, и прочее. Повторение этих чувств постепенно формирует качество личности дошкольника, его характер и в целом определяет готовность ребенка к школе.

Качественно изменяется в этих условиях ребенок. Среда стимулирует развитие у него самостоятельности, самодеятельности, общительности, доброжелательности, чувства собственного достоинства. Созданная в группах обстановка успокаивает, уравновешивает эмоциональный фон, положительно влияет на нервную систему ребенка, что проявляется в спокойном поведении и содержательной деловитости.

Младший возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Именно в этот период происходит переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками и с предметным миром, поэтому мы считаем, что главными задачами этого этапа является обеспечение эмоционально – положительного самочувствия, поощрение самостоятельности, накопление опыта предметно – познавательной и коммуникативной деятельности.

Обстановка в младших группах создается прежде всего как комфортная и безопасная для ребенка.

Малыши (особенно третьего года жизни) плохо реагируют на пространственные изменения обстановки – они предпочитают стабильность. Поэтому спланировать пространство необходимо еще до их прихода в детский сад.

Маленькие дети – деятели; следовательно, их пребывание в дошкольном учреждении должно быть организовано так, чтобы каждый получил возможность участвовать в играх, двигательных упражнениях, обследовании свойств и качеств предметов, рисовании, лепке и элементарном труде.

Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в сотрудничестве с взрослыми в совместной деятельности с ними. С учетом этого, пространство организуется так, чтобы одновременно могли действовать двое – трое детей и взрослых. У младших дошкольников активно развиваются различные движения; вместе с тем они еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому оборудование целесообразно располагать по периметру группы, выделить игровой уголок и место для хозяйственно – бытовых нужд, предусмотреть достаточно широкие хорошо просматриваемые пути передвижения ребенка. Не следует использовать много оборудования – примерно две трети пространства должны быть свободными.

Для стимулирования двигательной активности необходимо иметь горку со ступеньками и пологим спуском, оборудование для пролезания, подлезания и перелезания (пластиковые кубы с отверстиями или лабиринты, трапециевидные столы с круглыми отверстиями в боковинах). Можно использовать матрац, на котором дети с удовольствием будут прыгать, лежать, ползать. Яркая аппликация с цифрами, формами или сказочными сюжетами сделает этот атрибут еще более привлекательным. Два – три крупных разноцветных надувных мяча и несколько мячей меньших размеров будут стимулировать ходьбу. Целесообразно иметь 1-2 коляски для кукол, 1-2 больших автомобилей (на которых может кататься сам ребенок, а если позволяет пространство – трехколесный велосипед. Предметы ближайшего окружения является для малыша источником любопытства и каналом познания мира, поэтому предметная среда должна быть организована так, чтобы ребенок накапливал чувственный опыт проявления активности.

Важно помнить, он многое видит впервые и воспринимает это как своего рода эталон, с которым будет сравнивать все увиденное позже.

Предметная среда группы организуется так, чтобы способствовать развитию анализаторов, «подсказывать» способы обследования и действия. Предметы подбираются чистых цветов, несложных форм, разных размеров, сделанных из безопасных для здоровья ребенка материалов.

Хорошо если из предметов можно извлекать звуки, чувствовать их запах, познавать характер поверхности (гладкость, шероховатость, прозрачность, твердость – мягкость и др.

Для развития мелкой моторики кроме специальных дидактических игрушек (вкладыши, пирамидки, шнуровки) в обстановку можно включать пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие, уже ненужные хозяйственные предметы.

Применяя крышки к коробкам, ребенок накапливает опыт сравнения величин, форм и цветов.

Обогащение игрового опыта ребенка становиться объектом пристального внимания воспитателя. Игра способствует развитию у детей веселого, жизнерадостного настроения, пробуждается стремление к общению с взрослыми и сверстниками. Известно, что самостоятельные игровые действия стимулируют игрушки. Они должны быть прежде всего функциональными и носить обобщенный характер (например, важно, чтобы автомобиль имел кузов, колеса, кабину, чтобы его можно было катать; все остальное, в том числе вид автомобиля и назначение, для ребенка не значимо). В группе для детей 4 лет можно использовать игрушки, отражающие реальную жизнь (например, машина «скорой помощи», грузовая, легковая, кукла – доктор и т. д.). Ряд игровых атрибутов можно заменить предметами – заместителями, что способствует развитию воображения, расширяет творческие возможности игры.

Маленькие дети предпочитают крупное игровое оборудование, которое надо размещать на открытых полках. Оно должно быть внешне привлекательным и ярким. Менять надо не реже одного раза в неделю. Не стоит выставлять сразу весь игровой материал – в этом случае выбор игр затрудняется, а наведение порядка на полках потребует много времени и усилий. То, что ближайшее время не будет востребовано, должно, хранится в раздевалке, в кладовке.

Все игрушки и пособия, находящиеся в группе, должны быть доступны для ребенка – это способствует развитию активности и самостоятельности.

Конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера, а также большие коробки, покрашенные или оклеенные бумагой – материал, привлекательный для малышей, предоставляющий им возможность изменяться окружающее пространство «под себя».

Много возможностей для развития детей заложено в игре – экспериментирования. Игры с песком, водой, глиной, красками требуют специального оборудования (емкости для переливания воды, мелкие резиновые и плавающие игрушки, водяные мельницы, шарики, поролоновые губки, формочки, ведерки, штампы, воронки, ножечки и т. п.). Лучше размещать такой игровой уголок ближе к источнику воды, постелить в этом месте пластиковый коврик или клеенку, иметь несколько комплектов защитной одежды: халатиков, нарукавников, старых папиных рубашек.

Публикации по теме:

Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста. Цель Создание условий для естественного.

Самоанализ работы Вопросы для самоанализа музыкального руководителя ДОУ. 1. Проведите анализ условий для организации музыкально-ритмической деятельности и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия организации предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении
Опубликовано: 18 сентября 2014 в 10:48
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия организации предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем НАТАЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА ДЖУЖОМА (УИ 185909) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД