Ирина Пыжова
Тема: Пересказ отрывка из рассказа «Ягоды» В. Распутина (с изменением главных действующих лиц)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- учить детей пересказу текста с изменением главных действующих лиц;
- развивать навык планирования пересказа.
Коррекционно – развивающие:
- закреплять представления детей о ягодах, которые растут в наших
лесах;
- развивать умение употреблять в речи относительные прилагательные;
- развивать навык составления фразовых высказываний различной
структуры.
Коррекционно – воспитательные:
Публикация «Тема: Пересказ отрывка из рассказа „Ягоды“ В, Распутина (с изменением главных действующих лиц)» размещена в разделах
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Ягоды садовые
- Темочки
- воспитывать бережное отношение к природе родного края;
- воспитывать патриотические чувства.
Оборудование: текст рассказа В. Распутина «Ягоды», стихотворение И. И. Молчанова – Сибирского «Что случилось?», фотографии голубики, картинки с изображением лесных ягод.
Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, познание, коммуникация.
Ход занятия
1. Организационный момент
Чтение отрывка из стихотворения И. И. Молчанова – Сибирского «Что случилось?»
Словно синька стали губы,
Посинели даже зубы,
Даже руки посинели.
-Что случилось, в самом деле?
- Как вы думаете, что случилось? Вспомните, отчего бывают синими губы, зубы и даже руки?
- Конечно, когда ешь голубику.
Послушайте стихотворение до конца:
Стоит в чащу углубиться-
Зреет в чаще голубица.
Там кусты стоят, густы –
Туески из бересты
К вечеру полнёхоньки ….
Голубицы мы поели
- Потому и посинели.
Какие ещё ягоды растут в наших лесах?
2. Объявление темы
Сегодня мы прочитаем отрывок из рассказа Валентина Распутина «Ягоды».
Кто-нибудь из вас собирал в лесу голубику?
Расскажите, как она растёт.
Посмотрите на фотографии и послушайте рассказ.
3. Чтение рассказа с последующим обсуждением
Столько ягоды Саня никогда ещё не видывал. И не представлял, что её может столько быть.
Он ходил раньше не раз с бабушкой за малиной, ходил с папой и с дядей Митей, здесь же на Байкале, за чёрной смородиной, но брали они тогда по оборышам. ( Логопед объясняет в ходе чтения: оборыши – это места, где уже кто-то собирал ягоды).
На этот раз они были первыми, никто до них тут ягоду не трогал и не мял, а наросло её на диво.
Теперь Саня знал, что такое - кусты ломятся от ягоды : они действительно ломились, лежали от тяжести на земле или стояли, поддерживая друг друга в непосильной ноше.
Нет, нету на свете ягоды нежней и слаще голубицы, и стойким надо быть человеком, чтобы принести её из лесу в посудине.
- Как вы понимаете слова «кусты ломятся от ягоды»? (лежат от тяжести на земле, стоят поддерживая друг друга). Выберите фотографию, на которой это хорошо видно.
- Какую ягоду собирал Санька с бабушкой? (малину)
- А с папой и дядей Митей? (чёрную смородину)
- Какую ягоду собирал Санька в этот раз? (голубицу)
- Почему в этот раз ягоды было много? (они были первыми, и до них никто ягоду не трогал)
- Какими словами автор говорит, что ягоды в лесу было много? (наросло её на диво)
- Почему надо быть стойким человеком, чтобы донести голубику до дома? (Это нежная и сладкая ягода и её очень хочется съесть)
4. Игра «Ягоды». Физкультминутка.
На полу разложены картинки ягод. Дети идут по кругу, произнося слова. Когда слова заканчиваются – быстро поднимают картинку и находят себе пару – того, у кого такая же ягода.
Мы в тайгу пойдем,
Много ягод наберем,
Раз, два, три –
Сколько ягод – посмотри.
Логопед спрашивает: Какое варенье вы сварите из своей ягоды?
Из малины - … малиновое,
Из смородины – … смородиновое,
Из клюквы - … клюквенное и т. д.
5. Повторное чтение рассказа и составление плана
Логопед повторно читает рассказ. Перед чтением даётся установка на то, что ребята должны будут рассказать рассказ не о Саньке, а о самом себе.
Логопед спрашивает детей, о чём нужно сказать вначале, что нужно сказать потом, как закончить рассказ.
В это время отмечает на мольберте фигурами части плана
6. Пересказ с опорой на план
1. Логопед показывает на фигуру, а дети пересказывают соответствующую часть.
2. Пересказ всего рассказа целиком.
Логопед сначала спрашивает тех детей, которые смогут пересказать рассказ самостоятельно.
7. Итог занятия
- Почему ягоду нужно собирать аккуратно, не вырывая с ветками и корнями?
- Почему надо беречь природу родного края?