Лариса Готовцева
«Развитие умения естественно, выразительно пересказывать художественные произведения. Опыт работы».
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Развитие умения естественно, выразительно пересказывать художественные произведения. Опыт работы».
Почему мы выбрали пересказ?
Это вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. И это подчеркивается многими исследователями, как общей дошкольной, так и в коррекционной педагогики (Глухов В. П, Федоренко В. П) .
Публикация «„Развитие умения естественно, выразительно пересказывать художественные произведения, Опыт работы“,» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Опыт работы, практика
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Пересказ-это один из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям дается уже готовый текст.
Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуются структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложения и целого текста.
Для эффективного проведения данной работы необходимо выявить возможности детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. Обследование рекомендуется проводить в начале, в середине и в конце учебного года и заносить в специальный протокол.
Анализ составленных пересказов базируется на показателях развития связанной речи. Индивидуальная оценка детских высказываний с позиции данных критериев позволяет определить уровень связности речи (высокий, средний, низкий) и служит дифференцированному подходу к обучению детей навыков пересказа.
Есть книга (автор Лебедева Л. В, Козина И. В, Кулакова Т. В, Львова Т. В) «Конспекты занятий по обучению детей пересказов». Там разработана система, в которой охватывает 27 специальных подготовленных занятий по трем возрастным группам детей: средней, старшей и подготовительной. Девять занятий на каждую возрастную группу, по три занятия на каждый период обучения. С опорой на графические схемы. Моделирование является обязательной составной частью каждого занятия. Все конспекты оснащены оригинальными пособиями. В своей работе они оперяются на произведение К. Ушинского, В. Бианки, Г. Скребицкого, Е. Чарушина, Л. Толстого и других авторов.
Важно учитывать объем произведения, четко выраженные начала, середину и конец сюжета, понятные и интересные для детей содержания, доступная прямая речь, короткие фразы. В начальном этапе работы использовались небольшие тексты, в дальнейшем их объем увеличивался, по мере возрастания речевых возможностей детей.
При подборе текстов учитываются следующие требования:
Высокая художественная ценность произведения
Идейная направленность
6. Лексико-грамматические упражнения.
a) «Подбери признаки» обогащение и активизация словаря прилагательных
b) Игра «Подбери слова – родственники» упражнение в словообразовании
Динамичность, образность изложения, четкость и последовательность развертывания действия
Объем пересказа (возрастная особенность детей)
Словарно - грамматическая наполняемость текста
Проводимые обследования на протяжении нескольких лет показала хорошую динамику детей по обучению пересказа, их желание и умение связно, красиво говорить.
Опыт работы.
Тема: Пересказ рассказа «От чего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)
Цель:
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем отображающих последовательность событий.
Основные задачи:
1. Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста
2. Развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность)
3. Закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний
Ход занятий:
1. Организационный момент. Развитие слухового внимания и мышления. (педагог загадывает загадку)
2. Подготовка восприятия текста. Развитие долговременной памяти.
3. Чтение рассказа «От чего у лисы длинный хвост?». Развитие речевого слуха, внимания, восприятия.
4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи (на вопросы дети отвечают полными предложениями)
5. Игра «Трудные слова». Сенсорно - словарная работа. Уточнение значение слов. Схема «Что означает перечеркнутый глаз, перечеркнутое ухо, перечеркнутый нос?» (невиданное, неслыханное и нечуянное). Схема
c) Игра «Что делает лесенок?» подбор действий с использованием картины – трансформера.
7. Повторное чтение рассказа. Развитие слухового внимания и памяти.
8. Составление графического плана рассказа. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти. Схема
9. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи, памяти.
10. Итог. Оценка работы детей