Формирование разговорной речи через дидактические игры

Раиса Сухотаева
Формирование разговорной речи через дидактические игры

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Кетченеровский детский сад «Сайгачонок»

Тема по самообразованию:

«Формирование разговорной речи через дидактические игры»

Пояснительная записка

«Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Игра на занятиях и в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок. Во избежание повышенной утомляемости детей, провожу занятия в игровой форме, т. е. играя - обучают. Во все занятия и режимные моменты включаются дидактические игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические и подвижные игры.

Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, овладение правильным звукопроизношением.

Невмешательство в процесс формирования детской речи влечет за собой отставание в развитии ребенка.

Особое внимание уделяю дидактической игре, так как она имеет большое значение для воспитания. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение.

Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

Перспективное планирование

дидактических игр в старшей группе

Месяц Дидактическая игра

Сентябрь

Чудесный мешочек.

Цель: закрепление знаний об игрушках, сенсорных способностей и развитие речи.

«Кто как голос подаёт»

Цель: расширение глагольного словаря по данной теме.

«Наоборот»

Дидактическая задача: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления, развитие связной речи.

Октябрь

«Переезжаем на новую квартиру»

Цель: научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия; активизировать в речи детей соответствующий словарь.

«Вершки-корешки»

Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

«Фрукты – овощи»

Цель игры: дифференциация сходных понятий, умение называть фрукты и овощи.

Ноябрь

«Дополни предложение»

Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

«Придумай предложение»

Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Чьи детки?

Цель: закрепление знаний о домашних животных и их детенышах.

Декабрь «Найди картинке место»

Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.

«Исправь ошибку»

Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.

«Кого позовут в гости»

Цель: научить определять количество звуков в словах, произносимых вслух самим ребёнком.

Январь «Кто найдёт двадцать предметов, названия которых содержат звук С»

Цель: закрепление умения выделять заданный звук в слове по представлению, развитие зрительного внимания, обучение счету.

Лото «Назови картинку и найди первый звук»

Цель: научить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.

«Найди фишке место»

Цель игры: научить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец, опираясь на громкое проговаривание.

Февраль Когда это бывает?

Цель: воспитание умения запоминать, соотносить знания с изображением на картинках. Закрепление знаний о частях суток.

«Назови три предмета»

Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации предметов.

«Один и много»

Цель: учить изменять слова по числам.

Март «Отгадай-ка»

Цель игры: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

«Чего на свете не бывает»

Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.

Сколько?

Цель: упражнения в счете, развитие слухового внимания.

Апрель «Испорченный телефон»

Цель: развивать у детей слуховое внимание.

«Не ошибись»

Цель: упражнение в различении предметов по их качеству, воспитание наблюдательности, находчивости, правильной речи.

«Отгадайка»

Цель: упражнение в описании предметов по представлению, развитие связной речи.

Май «Было-будет»

Цель: упражнение в правильном использовании слов о прошлом, настоящем и будущем времени.

«Узнай по описанию»

Цель: воспитание умения описывать предметы по представлению, развитие внимания, связной речи, сообразительности.

«Пройди вокруг и не заблудись»

Цель: научить определять место звука в слове (начало, середина, конец) по представлению.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр для развития речи у детей дошкольного возрастаИспользование дидактических игр для развития речи у детей дошкольного возраста .

Неделя игры и игрушки В. А. Сухомлинский:"Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Формирование разговорной речи через дидактические игры
Опубликовано: 11 марта 2015 в 21:58
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 сентября. День баклажанов и кабачков

Многих в этом году порадовал хороший урожай баклажанов и кабачков. Давайте посвятим очередной тематический день этим вкусным и полезным овощам, познакомив с ними детей поближе.

28 сентября. День тантамаресок на МААМ

Очередной тематический день посвящен театральному атрибуту, с помощью которого можно легко перевоплощаться и играть любые роли. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой интересных игр и занятий, чтобы...

Конспект занятия по лепке «Осеннее дерево» для детей младшей группы
Цель: Воспитывать у детей интерес к лепке, продолжать учить приёмам лепки: отщипывание, скатывание, надавливание. -Закреплять знания детей об осени,...
Мастер-класс по изготовлению объемных цветов из бумаги для фотовыставки
На прошедшей неделе в нашей школе проходила выставка "Цветущее лето". Так как тема выставки подразумевала изображение цветов, то и для оформления стенда я...
Проект «75 лет Победы в ВОВ» в подготовительной группе
Разработала и провела воспитатель I кв. кат. : Пухова Юлия Юрьевна Проект на тему «75 лет Победы в ВОВ» Участники проекта: - воспитанники, воспитатели,...