Екатерина Некрасова
Проект «Что нам приносит осень и ее удивительные явления?»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект разработан воспитателем МБДОУ д/с № 25 Тютенькова Е. В. Белгородская область, город Старый Оскол.
Тип проекта : информационно-исследовательский; по содержанию: «ребенок и рукотворный мир»; детско-взрослый – где ребенок исполнитель проекта; внутри одной возрастной группы (2-3 года); коллективный, долгосрочный.
Проблема: что мы знаем о листьях и характеристики листьев.
Публикация «Проект „Что нам приносит осень и ее удивительные явления?“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Цель-результат: совместно со взрослыми дети собирают информацию о том, почему желтеют, краснеют листья осенью. Знакомятся с характеристиками листьев. Дети приобретают основы культуры мышления, умения и навыки исследовательского поведения: видят проблему, задают вопросы, наблюдают, делают выводы и умозаключения; свои знания, впечатления дети отражают в художественно-продуктивной деятельности: изготовлении подделок с использованием листьев, прослушивании стихов, песен об осени, рисунках.
Материал: различные листья, иллюстрации, произведения художественной литературы, фотографии, изобразительные материалы.
Содержание практической деятельности по реализации проекта :
1 этап. Подготовительный.
Перед прогулкой воспитатель обращает внимание детей время года (осень, и просит сказать, что же изменилось на улице, какая стала погода, температура, какого цвета стали листья на деревьях. Перед детьми ставится вопрос: почему листья поменяли цвет? Дети предлагают разные варианты – покрасили их кто-то красками. Педагог приносит хлеб.
После прогулки дети собираются в группе, воспитатель приносит разных разновидностей листья, с разными формами, размерами, предлагает рассмотреть их.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, листья всегда теперь будут такого цвета?
Дети отвечают: да, они же не могут стать теперь опять зеленые.
Воспитатель: Почему же могут, давайте рассмотрим иллюстрации?
Дети рассматривают картинками со всеми временами года. И замечают, что листья различаются по цвету и форме.
Воспитатель: А как вы думаете, почему так?
Ответы: из-за времен года, летом листья зеленые, осенью красные, желтые, зимой они вообще отсутствуют.
Воспитатель: А вы знаете, какие-нибудь песенки об осени? (И. Смирнова «Осень постучалась к нам», Ю. Слонов «Здравствуй, осень»)
Воспитатель включает песни: И. Смирнова «Осень постучалась к нам», Ю. Слонов «Здравствуй, осень»
Воспитатель предлагает детям собрать информацию об осени и какие происходят изменения.
2 этап. Сбор информации.
Дети с помощью родителей изготовляют поделки из природного материала, учат стихи, рисуют.
Организация экскурсий
Экскурсия на осеннюю поляну.
Ребята ходили на поляну рядом с детским садом.
Перед экскурсией педагог побеседовала с детьми.
Воспитатель: «А как вы думаете какого цвета будет травка, если вы видете что листья на деревьях поменяли свой цвет?»
Ответы детей (такого же цвета, что и листья)
Воспитатель: А давайте посмотрим какие разновидности листьев существуют в природе.
Воспитатель показывает детям листья и рассказывает с какого дерева тот или иной листик.
В процессе экскурсии дети сначала рассмотрели поляну, на которую они пришли, траву, листья. Послушали шелест листьев, заметили что они могут засыхать. А также воспитатель рассказ им, что осенью еще улетают птицы на юг.
По окончании экскурсии дети рассказали, что им понравилось больше всего.
Алине понравился дубовый лист, потому что он большой и захотела нарисовать его.
Вики понравились деревья, то что они стали интересными и цветными.
3 этап. «Расскажем Красной Шапочке об осени и ее явлениях»
В группу к детям приходит грустная Красная Шапочка. Воспитатель и дети интересуются, почему она грустит.
Красная Шапочка: Вот закончилось лето и теперь грустно от того, что уже не погреешься на солнышке, не искупаешь, не покушаешь ягод вкусных. Воспитатель: А давай мы тебе расскажем с ребятами об осени, и какие чудеса можно увидеть в это время года?
Красную Шапочку очень заинтересовало то, что осень может быть интересной.
Воспитатель: Позвал ребят и попросил каждого рассказать, что то об-осени.
Эвелина рассказала, что осенью много красок из-за того что листья и травка меняет свой окрас.
Матвей рассказал стихотворение «Осень пришла» Субботина.
Вика показала свой рисунок.
Воспитатель: (обращаясь к Красной шапочке) А теперь тебе не грустно? Помогли тебе ребята?
Красная Шапочка: Ребята мне очень понравилось, что вы рассказали, теперь я не буду грустить. И буду гулять каждый день, и наслаждаться этим временем года.
Красная Шапочка благодарит ребят за помощь. Говорит, что они очень помогли ей, прощается и уходит.
Итог всей работы – выставка поделок с родителями, рисунки, гербарии и презентация своих знаний сказочному герою «Ёжик в гостях у ребят».
Воспитатель сообщает ребятам, что сегодня к нам придет необычный гость, а кто это – они должны угадать (читает стихотворение С. Олексяк).
Это что же за комочек
Ковыляет между кочек?
На себе несёт комочек
Два листочка и грибочек.
Ответы детей (ёжик).
Заходит веселый ёжик, здоровается с детьми.
Ёжик.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
(К. Бальмонт)
Воспитатель: Ребята, а мы можем помочь Ёжику?
Ответы детей. (расскажем все, что знаем об осени и покажем, что мы сделали).
Воспитатель: Давайте вспомним, как все начиналось.
Воспитатель показывает первую карточку (!) и спрашивает: С чего начинается любое исследование?
Ответы детей (подумать, что мы знаем об этом предмете, чтобы узнать больше, необходимо задать себе вопрос, где мы можем узнать)
Воспитатель: (читает стихотворение)
Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых,
И все, что вижу я вокруг,
Все знаю я от них.
Они по зову моему
Являются в нужде,
Зовут их Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.
(Редьярд Киплинг)
Выставляется карточка (?)
Ребенок. Поэтому мы задали себе вопрос, где мы можем узнать что-то новое об осени?
(Выставляется карточка «спросить у другого человека»)
Настя рассказывает о том, как она попросила маму помочь ей нарисовать рисунок дерева, который у нее за окном.
Алёна показывает свою поделку, которую она сделала со своими родителями.
Алина, Катя, Матвей рассказывают стихотворения, выученные со своими родителями.
Дима рассказывает стихотворение-загадку, которое ей помогла найти воспитательница Екатерина Викторовна, а выучил он ее в месте с мамой (Показывает рисунок-отгадку)
Егор, Артём, Захар знают загадки об осени и просят Ёжика и ребят отгадать эти загадки.
Ваня, Данила, Кристина, Уля рассказывают пословицы и поговорки об осени.
Воспитатель: А я ребята, знаю, что (имена детей) приготовили нам сюрприз.
Дети показывают гербарий, который сделали все вместе из листьев, которые собрали на поляне и дают название каждому листику.
Следующий рассказ ребенка о том, как ребята ходили на поляну. (сопровождается показом гербария о проведенной экскурсии).
Ребенок продолжает: затем к нам в гости пришла Красная Шапочка и мы рассказали все, что знаем об осени, чтоб ей не было грустно.
Мы наблюдали за погодой (выставляется карточка «наблюдение»)
Воспитатель (спрашивает у Ёжика) : А ты знаешь какие-нибудь сказки об осени?
Ё жик: нет.
Воспитатель: Мы тебе прочитаем сказку, которую читали на занятии. Осень. Рассказ из книги «Четыре художника» Г. Скребицкий
Следующий ребенок показывает иллюстрации из книжек, которые он принес в детский сад из дома.
Экспериментирование.
Воспитатель предлагает ребятам и Ёжику нарисовать с детьми на ватмане большую картину осени, их представление о ней.
Выставляется карточка (Спросить у музыкального руководителя)
Ребенок объясняет, что вместе с музыкальным руководителем они разучили песню об осени (И. Смирнова)
Воспитатель: (обращаясь к Ёжику)
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.
Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зеленая из розовой печи.
Кого-то нет, и тонкогубый ветер
О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.
Кому-то пятками уже не мять по рощам
Щербленый лист и золото травы.
Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
Целует клюв нахохленной совы.
(С. Есенин)
Помогли мы тебе, Ёжик?
Ё жик: Спасибо вам!
Молодцы же вы, друзья!
Ведь теперь я точно знаю,
От чего листья желтеют.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Ёжик остается очень довольным и предлагает рассказать, то он ще знает об осени.
Осень - время собирать грибы. Удовольствие от сбора грибов можно совместить с соревнованиями и даже получить призы. В сентябре и октябре во многих регионах России проходят фестивали грибов и соревнования по сбору грибов.
Какие грибы растут в сентябре.
Сентябрь – один из наиболее урожайных месяцев для грибника, настоящая «жатва» грибов.
Летняя жара уходит, по ночам в сентябре обильны росы, случаются и дожди. Прогретая почва увлажнилась — значит, пошел массовый рост почти всех грибов. Конец августа и особенно первая половина сентября — самая пора заготовок грибов на зиму.
В сентябре будем искать знаменитые грузди, в это же время более обильны подорешины, много стало и высокосортных рыжиков. Для солки, маринования лучше подходят сентябрьские грибы – чуть не до полудня дышат они влагой ночной свежести. Пошел сезон разнообразной и разноцветной «солоники» (грибов для засола). Появляются типично осенние боровые грибы : желто-бурые моховики, рядовки, зеленушки, красные боровики, а у берез — белые волнушки и особенно розовые. Эти аккуратницы часто жмутся к груздям. Много и других млечников.
Идет золотая осень. В лесах полно необозримых опенок. А некоторые летние грибы к концу сентября начинают сходить: это подберезовики, подосиновики, дубовики, многие из сыроежек, подорешины, грузди и другие млечники; поменьше становится и белых. Но маслят и рыжиков, влажных, красивых, в сентябре все больше и больше.
Ребята задают вопросы ёжику про грибы, какие он видел. И обещали вместе с воспитателем посмотреть все разновидности грибов и слепить их.
Ёжик прощается с ребятами, дети берут картину, которую нарисовали с ним и воспитатель вешает ее на стену.
Используемая литература:
1. А. И. Савенков «Как научить дошкольника приобретать знания», Ярославль, 2002г.
2. А. И. Савенков «Как научить дошкольника приобретать знания», (рабочая тетрадь) Ярославль, 2002г.
3. Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» (ст. гр., М., 2001г.
4. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Развитие связной речи, М., 200г.
5. Т. И. Тарабарина, Н. В. Елкина «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки», Ярославль, 1997 г.
6. Т. И. Тарабарина, Н. В. Елкина «1000 загадок», Ярославль,1997г.
7. «Хрестоматия для детей дошкольного возраста, Москва, 1990г.