Лучший педагог года

Детский исследовательский проект «Я — мира древний великан, и зовут меня вулкан»

Елена Викторовна Дворянкина
Детский исследовательский проект «Я — мира древний великан, и зовут меня вулкан»

Районную научно-практическая конференция школьников

«Инициатива молодых»

Тема проекта : «Я - мира древний великан и зовут меня вулкан»

МДОУ «Детский сад «Дюймовочка» с. Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области»

Авторы проекта :

Ибрагимов Никита Сергеевич

Рыжков Илья Андреевич

Комиссаров Михаил Дмитриевич

МДОУ «Детский сад «Дюймовочка»

Подготовительная к школе группа «Непоседы»

Научный руководитель проекта :

Дворянкина Елена Викторовна

Публикация «Детский исследовательский проект „Я — мира древний великан, и зовут меня вулкан“» размещена в разделах

воспитатель I квалификационной категории

МДОУ «Детский сад «Дюймовочка»

2018 г.

Содержание

Введение

Пояснительная записка

1. Основная часть

1.1 Древняя мифология и современная наука

1.2 Строение и образование вулканов

1.3 Извержение вулкана

2. Вулканы и человек

2.1 Какую угрозу таит в себе вулкан?

2.2 Профессия вулканолога

2.3 Что полезного даёт вулкан человеку?

2.4 Вулканы в России

3. Наше исследование. Практическая часть

3.1 Опыт «вулкан»

3.2 Опыт «Извергающийся вулкан»

3.3 Модель вулкана (эксперимент).

4. Заключение. Выводы

Список литературы

Интернет – ресурсы

Введение

Дошкольники прирожденные исследователи. И тому в подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Задача каждого педагога - не пресекать эту деятельность, а наоборот активно помогать. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира.

В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно - следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Участники проекта : воспитанники подготовительной к школе группы, воспитатель, родители

Тип проекта : исследовательский

Вид проекта : краткосрочный

Длительность проекта : 3 недели

Цель для педагога и родителей : Становление у дошкольников научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к действительности.

Задачи для педагога и родителей:

1. Создать условия для формирования научной картины мира, первоначального представления о вулканах, а также их пользе и опасностях вулканических извержений.

2. Развивать творческую активность познавательных процессов;

3. Учить решать исследовательские задачи, применяя новые инновационные методы и средства

4. Воспитывать интерес к познавательно - исследовательской деятельности, самостоятельности и умению работать в коллективе.

Методы, использованные в работе:

• анализ литературы;

• изучение различных источников;

• работа с фотоматериалами и документами;

• подбор текстов;

• работа в сети Интернет;

• наблюдение и сравнение;

• консультация с руководителем и педагогами

Ожидаемый результат:

• воспитанники владеют первичными знаниями о таком природном явлении как вулкан;

• могут объяснить, как и почему происходит извержение вулкана;

• дети пополнили словарный запас новыми терминами;

• ребята выполнили ряд опытов

Актуальность: Однажды, листая страницы энциклопедии «Почемучки», мы заинтересовались красочными иллюстрациями странных гор, где по склонам стекает разноцветная масса, а сверху висят клубы дыма. Мы поинтересовались у своих одногруппников, провели опрос и выяснили, что это не просто горы, это вулканы. Однако не все ребята ответили на наши вопросы, поэтому мы задались целью – узнать, что такое вулканы, как и при каких условиях они извергаются и что приносят людям. Мы решили, сделать модель вулкана и поделиться собранной информацией с ребятами.

Наша гипотеза – на Земле много действующих вулканов, но все они представляют опасность для людей.

Задачи:

• Познакомиться с природным явлением вулканом;

• Изучить внутреннее строение вулкана;

• Выяснить причины извержения вулканов

• Узнать, где на Земле есть вулканы, название вулканов, в каких странах они находятся,

• Выяснить какое значение имеют вулканы для человека;

• Познакомить одноклассников с результатами моих исследований;

• Провести в домашних условиях опыт «Извергающий вулкан».

1. Основная часть

1.1 Мы выяснили, что древние римляне считали, что бог огня и кузнечного дела Вулкан, построил себе кузницу внутри высоченной горы. Когда Вулкан работал, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел.

«Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнём их жилища, не засыпало пеплом их сады и поля. Говорят с тех пор, все огнедышащие горы стали называть вулканами.

Однако, современная наука находит этому природному явлению другое объяснение. Вулкан представляет собой гору с очень глубоким отверстием на ее вершине. Чтобы разобраться в природе вулканов, нужно знать строение Земли. Для этого мы обратились за помощью к учителю географии гимназии Некрасовой Юлии Викторовне.

1.2 Она рассказала, что земля состоит из нескольких слоев, образованных разными горными породами. Мы живем на наружном, самом тонком слое, который называется земной корой. Она состоит из плит, которые называются тектоническими. Плиты как бы плавают на поверхности вязкого, раскаленного расплавленного вещества, которое называется магма. Места, где самые большие плиты соприкасаются друг с другом, называются разломами.

Иногда раскаленная магма просачивается сквозь эти разломы наружу. Тогда происходит вулканическое извержение, сопровождающееся мощным выбросом магмы, пепла, газов. Юлия Викторовна показала нам макет вулкана и видеофильм, как происходит извержение.

Мы узнали, что магма, вырвавшаяся из вулкана, называется лавой. Она поднимется вверх по жерлу вулкана до кратера и вытекает в виде потока. Вначале лавовый поток имеет температуру 1000 градусов и течет по склонам вулкана со скоростью до 50 километров в час. Но на воздухе лава остывает и затвердевает.

1.3 Мы рассмотрели кусочки застывшей лавы — пемзы. Внутри этого камешка пузырьки воздуха. Поэтому, она легкая. В группе, мы провели опыт и убедились, в этом.

Вулканический пепел похож на обыкновенный, но если посмотреть на него под микроскопом, то станет хорошо видно, что это осколки вулканического стекла. Извержение выбрасывает пепел на очень большую высоту, иногда даже на несколько километров.

Вулканические газы -это горячие газы. Во время извержения их температура достигает 800-1000 градусов. Раскаленные тяжелые газы несутся вниз по склону вулкана со скоростью свыше 300 километров в час, уничтожая деревья, дома и людей.

2. Вулканы и человек

2.1 Извержение вулкана обычно начинается внезапно, люди не всегда успевают спастись. Поток лавы, осколки горных пород всё сметают на своём пути и уносят тысячи человеческих жизней.

2.2 В настоящее время ученым – вулканологи, которые занимаются изучением вулканов, удается предугадать извержение заранее и жители могут покинуть города и спастись. В нашей стране изучением вулканов занимается единственный в мире Институт вулканологии, который находится в Петропавловске – Камчатском.

2.3 Извержение вулкана — это катастрофа для людей. Однако польза от вулканов для людей тоже есть. Благодаря им, образуются горные породы, из которых состоит земная кора. Почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения, очистители для воды. Мы посетили Аптечный пункт и фармацевт подтвердил эту информацию.

Из затвердевшей лавы изготавливают строительный туф и строят дома.

2.4 Рассматривая карту России, мы обнаружили, что в нашей стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах.

3. Наше исследование. Практическая часть

Известны три типа вулканов, название которых говорят сами за себя, - действующий, спящий и потухший.

Сегодня мы предлагаем вам разбудить спящий вулкан. Однако, необходимо соблюдать правила безопасности.

- осторожно насыпать все препараты

- осторожно наливать воду

- «лаву» не трогать

- использовать салфетку

3.1 Опыт «Вулкан»

Узнав, как происходит в извержение вулканов в природе, мы захотели в домашних условиях получить извержение вулкана. Для того чтобы на поверхность вулкана выходила магма, нам понадобились следующие компоненты:

1 чайная ложка пищевой соды,

3 столовые ложки лимонной кислоты,

2-3 капли красной краски (можно использовать и гуашь,

5 капель жидкости для мытья посуды,

пробирка,

вода.

Описание опыта:

1. В пробирке смешать краску и небольшое количество воды.

2. Добавить соду и перемешать.

3. Добавить жидкость для мытья посуды и снова всё перемешать

4. Добавить лимонную кислоту и быстро все перемешать

5. Наблюдаем

6. Смесь начинает пениться и подниматься вверх

3.2 Опыт «Извергающийся вулкан»

Описание опыта:

1. В жерло вулкана наливаем стакан кока колы

2. Добавляем конфету «Ментос мятный»

3. Наблюдаем.

4. Смесь выбрасывается через кратер вулкана мощным потоком.

И этот опыт удался. Нам он понравился больше, так как более зрелищный.

4. Заключение. Выводы

Для педагога: в процессе работы были созданы условия, позволяющие сформировать у воспитанников интерес к научному познанию, были выполнены все поставленные задачи. У детей вызван стойкий интерес к дальнейшей работе на результат.

Для воспитанников: мы узнали много новой и полезной информации, провели интересные опыты, совместно с воспитателей и родителями создали макеты вулканов из различного материала, а также представили свой опыт работы на занятии в группе, на родительском собрании и приняли участие к международном конкурсе детских исследовательских проектов «Синяя птица». Ннаша гипотеза подтвердилась, в дальнейшем, мы планируем изучить самые большие вулканы в мире.

Список литературы:

Репьев С. А. Забавные химические опыты. М:1998

Энциклопедия «Планета Земля» авторы: Фиона Уотт, Фелисити Брукс, Ричард Спарджен РОСМЕН:2005 год

Энциклопедия «География» авторы: Керол Варли, Лайза Майлз РОСМЕН, 2006 год

Интернет ресурсы:

https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2013/09/10/proekt-dlya-shkolnoy-konferentsii-velikaya-sila

https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/nauchnyi-proiekt-vulkany

https://pochemu4ka.ru/load/detskie_issledovatelskie_proekty/estestvoznanie/nauchno_issledovatelskij_proekt_vulkany/483-1-0-12660

https://videouroki.net/razrabotki/proekt-i-prezetatsiya-dlya-nachalnykh-klassov-vulkany.html

https://infourok.ru/issledovatelskiy-proekt-chto-takoe-vulkani-2000340.html

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Как меня зовут» для детей 4–5 лет Цель занятия: Развитие идентификации со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я» и осознание собственного тела.

Детский исследовательский проект «Как сохранить зубы здоровыми?» 1. Название проекта: «Как сохранить зубы здоровыми?» 2. Тема проекта: «Познавательное развитие». 3. Тип проекта: «Краткосрочный» 4. Сроки.

Детский исследовательский проект «Куда села батарейка» На день рождения мне подарили нового робота. Он умеет ходить, стрелять и разговаривать. Я весь день с ним играл. Но вдруг что-то случилось.

Детский исследовательский проект «Не простая монетка»Детский исследовательский проект «Не простая монетка» Первым этапом нашего проекта была мотивация. Дети нашли незнакомую монету и возник вопрос «что это такое? И для чего нужна?» Второй этап.

Детский исследовательский проект «Цветные льдинки» Детский исследовательский проект Тема: «Цветные льдинки» Авторы: вторая младшая «василек» Возраст: 3-4 года Руководитель: воспитатель.

Детский исследовательский проект «Удивительный мир фиалок» Детский исследовательский проект «Удивительный мир фиалок» Подготовила воспитанница детского сада «Золотая рыбка» Сальникова Ксения Руководитель:.

Детский исследовательский проект «Растенье — земли украшенье»Детский исследовательский проект «Растенье — земли украшенье» Тема: «Растенье- земли украшенье» Тип проекта: познавательно-исследовательский, практико-ориентированный, творческий. Длительность проекта:.

Детский исследовательский проект «Какие они, эти хорьки?» Исследовательский проект: «Какие они, эти хорьки?» Гипотеза    Если мы будем любить своих питомцев, и будем чувствовать ответственность.

Проект по формированию целостной картины мира «Что я для природы, и что природа для меня» для реализации с детьми 5–6 лет Разработала: воспитатель 1 квалификационной категории Ильичева О. В. Возрастная группа: старшая (5-6 лет) Вид проекта: фронтальный. Срок.

Сценарий географической сказки «Великан по имени Вулкан» в старшей группе компенсирующей направленности (ОНР) Задачи: - расширять представления детей о разнообразии поверхности Земли, положительной и отрицательной роли вулканов в жизни на планете;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детский исследовательский проект «Я — мира древний великан, и зовут меня вулкан»
Опубликовано: 7 июля 2019 в 13:52
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД