Токбаева Дана Муаедовна
Проект «Разноцветный мир творчества» для детей 5–7 лет
▼ Скачать
Тема проекта :«Разноцветный мир творчества».
Вид проекта : долгосрочный, творческий, исследовательский.
Возраст детей : 5-7 лет.
Направление развития: интеграция познавательного и художественно-эстетического развития.
Участники проекта : воспитатели группы, дети и их родители.
Актуальность темы:
«. Даже наслаждением, получаемым от природы, мы частично обязаны искусству, пусть мы смотрим на природу собственными глазами, но любоваться ею нас научили художники».
М. Л. Фридлендер
Публикация «Проект „Разноцветный мир творчества“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
Искусство играет важную роль в духовном обогащении, способствует закладке этических и эстетических чувств, - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта детей.
Развитие эмоционального мира ребёнка - одна из целей изобразительной деятельности. Традиционные программы не развивают воображение, не побуждают к экспериментированию, они механически вынуждают делать то, что предлагает цель данного занятия. Но важно не обучать детей рисованию, а знакомить с искусством через художественную деятельность, причем, чтобы оно не заглушало тенденции к собственному детскому творчеству, раскрытию, экспериментированию, поиску разных способов выполнения любого дела.
Цветовой образ, создаваемый ребёнком, доминирует на всех этапах дошкольного детства. В основе всегда - образ. Цвет выступает как эмоциональное отношение ребёнка к окружающему, как собственная позиция «Мне нравится рисовать таким цветом, такой фон бумаг, вот такую краску я возьму». Но для того чтобы осознанное отношение (в данном случае к цвету) формировалось, ребёнок должен иметь возможность выбора средств. Цветовые образы рождают у ребёнка много ассоциаций, что важно для воображения.
Задача педагога - не калечить ребёнка, навязывая ему своё восприятие, а развивать его, предлагая разные, самые неожиданные возможности.
Проект даёт предпосылку для самостоятельного вхождения «детей» в большое искусство, способствует накоплению сенсорного опыта и обогащению впечатлений детей в процессе восприятия природы, произведений народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
Он учит понимать произведения искусства выделять характерные средства выразительности, с помощью которых художники передают состояние природы, характер и настроение своих персонажей.
При знакомстве с особенностями изобразительных материалов и разными техниками работы, у детей формируются необходимые навыки и умения для свободного владения в самостоятельной деятельности. Дети стремятся к самостоятельному поиску и решению разных творческих задач, постепенно воспринимают на слух понятия и термины изобразительного искусства, что даёт возможность в последующем легко общаться на рабочем языке художников.
Такое обучение - через образы, экспериментирование, игру, собственный поиск - помогает детям почувствовать себя свободными.
Принципы организации:
Принцип открытости – любой ребенок имеет право выбора и может согласиться на участие в проекте, а может и отказаться, если не уверен в себе или хочет занять позицию наблюдателя. На любом этапе выполнения проекта ребенок может принять решение о продолжении работы или ее завершении. Ребенок самостоятельно распоряжается результатом своей работы и принимает решение о предоставлении или не предоставлении результата окружающим.
Принцип диалогичности - у ребенка всегда должна быть возможность общения и в процессе выполнения проекта, и в обсуждении его результатов.
Принцип рефлексивности - ребенок должен осознать себя субъектом собственной деятельности и социальных отношений. Это помогает ему в самоопределении и объективной оценке своих возможностей.
Принцип детоцентризма- в центре творческой деятельности находится воспитанник, который проявляет свою активность. У него имеются
замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности.
Принцип кооперации- в процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие воспитанников с педагогом, с родителями и между собой).
Принцип опоры на субъектный опыт воспитанников- каждый, работая над заданием, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания.
Принцип учёта индивидуальности воспитанников- их интересов, темпа работы, уровня развития.
Принцип связи исследования с реальной жизньюпроисходит соединение знаний и практических действий.
Цель проекта : Приобщение детей к прекрасному через познание цвета, как одного из главных выразительных средствживописи.
Задачи:
Образовательные задачи:
- учить определять и называть основные и производные цвета теплой и холодной гаммы, в точности расположения их в спектре;
- упражнять в смешивании красок для получения разных цветов и оттенков;
- продолжать знакомить с особенностями изобразительных материалов и способами работы с ними;
- упражнять в выборе различных изобразительных средств, материалов, способов изображения в соответствии с замыслом поставленной изобразительной задачи.
Развивающие задачи:
- развивать умение различать в оттенках цвета его составные: желто-зеленый, желто-оранжевый, зелено-синий и т. д., образную речь, эстетическое восприятие;
- необходимые техническиенавыки и умения, творческую самостоятельность и активность в выборе колорита в своей работе, материалов и техники исполнения.
Воспитательные задачи:
- воспитывать эмоционально-положительные отношения к изобразительной деятельности;
- прививать навыки аккуратного и бережного отношения к изобразительным средствам.
Проблема:
Почему всем людям нравится смотреть на радугу?
Действительно цвет делает мир красивее, ярче, радостней?
Узнать как можно больше о «Чудесах радуги» и научиться смешивать краски для получения ее оттенков.
Гипотеза: Если мы научимся смешивать краски для получения оттенков и творить своими руками, мир в рисунках станет красивее, ярче и радостней?
Срок реализации: сентябрь 2017г. – май 2018 г.
Этапы работы:
Этапы Время проведения Содержание деятельности с детьми и родителями Задачи на каждом этапе
Подготовительный
Сентябрь 2017 г. 1. Изучение научно – методической литературы, интернет ресурсов по теме.
2. Постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса:
- перспективный план работы кружка: «Очумелые ручки»;
- разработка цикла образовательных ситуаций по нетрадиционным техникам рисования;
- подбор иллюстративного материала: репродукции картин художников-пейзажистов, картины по временам года, календари с изображением природы, тематические плакаты, комплекты карточек;
- подбор дидактических, словесных игр, игр - экспериментов;
- художественного слова о сезонных изменениях в природе (произведения детских писателей, стихи, пословицы, поговорки).
3. Изготовление и подбор нетрадиционного материала к изобразительной деятельности.
4. Создание предметно-развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.
5. Мониторинг уровня развития художественно - творческих способностей детей.
6. Проведение бесед-консультаций с родителями:
- «Уголок изобразительной деятельности дома»;
- «Вместе рисовать весело и интересно»;
- Выполнение родителями минипоручений по подбору художественных средств и наглядного материала.
Выявление потребностей детей.
Сбор необходимых художественных материалов, наглядных пособий;
Формирование проблемы проекта (с детьми и родителями);
Ознакомление родителей с предполагаемой работой по реализации проекта.
Основной
октября 2017 г. - май 2018 г. Работа с детьми:
Познавательное развитие:
-Наблюдения, экскурсии в природу (осень, зима).
-Знакомство с жанрами живописи.
-Рассматривание репродукций картин художников – пейзажистов: И. Левитан «Золотая осень», И. Грабарь «Рябинка», «Февральская лазурь», И. Шишкин «Утро в сосновом бору», Ван Гог и В. Борисова - Мусаова «Весна», «Подсолнухи».
-Беседы о временах года (осень, зима).
-Образовательные ситуации по ознакомлению детей с нетрадиционными техниками рисования.
-Эксперименты с красками: «Подкрасим воду», «Разноцветные шарики», «Кто больше получит оттенков». В течение проекта.
Художественно-эстетическое развитие:
- Познакомить с теплыми и холодными тонами. Практические работы: «Тональная растяжка» с применением разных технических материалов,«Подбери наряд для Огневушки - Поскакушки и Снежной королевы».
-Уточнить представление детей об основных изобразительных материалах - акварели и гуаши. Упражнения с акварелью: «Воздушные шары для феи», «Заполни вазу водой», «Витражи».
- Продолжать знакомить с техникой рисования гуашью и основными способами изображения - мазком статичным и динамичным (и его видами). Практическая работа «Дракон из страны восходящего солнца» с использованием статичных мазков (точка, примакивание) и динамичных (линии, завитки).
- Познакомить с восковыми мелками и их свойствами (мягкостью, яркостью, рыхлостью, способностью отталкивать воду) и сочетанием с акварельной краской. Практическая работа. Тема на выбор: «Морское царство», «Букет осени», «Весна на лугу». Дополнительное упражнение: «Расскажи о том,
Помочь детям через освоение позиции субъекта исследовательской, поисковой, творческой и других видов деятельности познать свойство цвета, как одного из главных выразительных средств живописи.
что может восковой мелок и почему?».
- Дать элементарные представления о графике, как виде изобразительного искусства. Упражнения «Тональная растяжка», «Штриховка», «Тушовка». Практическая работа. Темы на выбор: «Парк Юрского периода», «Животные жарких стран».
- Познакомить детей с новым выразительным техническим средством - тушью и приемами работы с пером. Практическая работа. Тема на выбор: «Ажурная рыбка», «Затейливые витражи».
- Практическая работа. Тема: «Краски и моё настроение».
- Интеллектуальная игра по изобразительной дея-тельности «Цвета радуги».
Музыка:
П. И. Чайковский «Времена года», «Детский альбом», А. Вивальди «Времена года», С. Прокофьев «Детская музыка». В течение проекта.
Речевое развитие:
-Беседы по картинам художников.
-Разучивание стихов об осени, о зиме.
-Повторение пословиц и поговорок о природных явлениях. В течение проекта.
Ознакомление с художественной литературой:
-Чтение книг: К. Ушинский «Четыре желания», С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев», М. Пришвин «Золотой луг», «Кладовая солнца», А. Лесенчук «Рассказ о цветке». Беседы по прочитанному.
-Чтение стихов: В. Берестов «Все дети любят рисовать…», Т. Вандяк «Волшебные краски», Н. Красильников «Из-за облачных высот», Г. Ряскина «На лесной полянке чудо…», С. Богдан «Бабочка – красавица…», С. Антонюк «Что за дивная краса…», И. Суриков «На лугу», З. Александрова «Ромашки», О. Высотская «Одуванчик» и др. В течение проекта.
Игровая деятельность:
-Дидактические игры: «Волшебный круг», «Разноцветные краски», «Симметричные предметы», «Собери пейзаж», «Перспектива», «Вкусная палитра», «Чем работал художник».
-Словесные игры: «Что рисовал художник?», «Угадай картину».
-Пальчиковые игры: «Держим кисточку вот – так…», «Очень радовались дети…», «Чтоб красиво рисовать…», «Разотру ладошки сильно…», «Будем колечки сейчас рисовать…», «Мои пальчики все знают…».
-Игровые упражнения: «Бабочки», «Цветы». В течение проекта.
Сотрудничество с родителями:
Совместная работа детей и родителей по реализации проекта. В течение проекта.
Помощь в оборудовании и оснащении материалом изобразительного уголка в группе. В течение проекта.
Оформление альбома детских рисунков «Мир фантазии».
Консультации:
-«Развитие художественного творчества у детей».
-«Использование нетрадиционных приемов рисования в развитии креативности детей».
Информационные стенды:
- «Уголок изобразительной деятельности дома».
- «Вместе рисовать весело и интересно».
Выставка детского творчества : «Разноцветный мир».
Закрепление изученного детьми материала по заданию воспитателя в домашних условиях. В течение проекта.
Сотрудничество с педагогами СП:
Консультационный материал для педагогов.
Пополнение педагогических копилок. В течение проекта.
Презентация проекта «Разноцветный мир творчества».
Мастер – класс: «Монотипия – это чудо!».
Методическое сопровождение:
Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно-эстетическим развитием детей. В течение проекта.
Перспективный план работы кружка: «Очумелые ручки».
Конспекты образовательных ситуаций по нетрадиционным техникам рисования. В течение проекта.
Картотека нетрадиционных способов рисования.
Иллюстративный материал: репродукции картин художников-пейзажистов, картины по временам года, календари с изображением природы, тематические плакаты, комплекты карточек. В течение проекта.
Дидактические, словесные игры, игры-эксперименты; художественное слово о сезонных изменениях в природе (произведения детских писателей, стихи, пословицы, поговорки).
Подборка художественной литературы “Сказки про краски” и оформление библиотечки юного художника.
Консультационный материал для педагогов. В течение проекта.
Консультационный материал для родителей. В течение проекта.
Обобщение и распространение наработанного материала.
Заключительный
3-4 неделя мая 2018 г. Подготовка и проведение развлечения «Краски приглашают в гости» :
Загадывание загадок о цветах.
Решение цветовых задач.
Подвижная игра «Чья команда быстрее соберется по порядку цветов радуг».
Игра по изобразительной деятельности «Художники - фантазеры».
Инсценировка по рассказу В. Сутеева «Умный карандаш».
Разноцветные стихи.
Дать детям возможность проявить свои творческие способности, знания, полученные в ходе реализации проекта.