Ольга Ховалкина
Тема проекта «Зима. Зимние явления» Проект разработан на одну неделю воспитателями первой
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• Расширить представление о первоначальных понятиях, о природе зимой.
• Создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных умений детей, их творческое мышление.
• Формировать эмоциональное отношение к окружающему миру
Задачи:
• Дать детям элементарные представления об зимних изменениях в природе.
• Формировать умение определять погоду по внешним признакам.
• Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Идея проекта.
Публикация «Тема проекта „Зима, Зимние явления“ Проект разработан на одну неделю воспитателями первой» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Раздел «Ребенок и окружающий мир» изучается в детском саду с младшего возраста и до подготовительной группы. Учитывая, что данный раздел охватывает очень большой круг вопросов. От изучения ближайшего окружения (мой дом, семья, до знаний о нашей планете, в его рамках можно использовать разнообразные проекты.
Проектная методика, деятельный подход, ставят каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовывать индивидуальные способности, учит познавать мир. Это ведет к любознательности, развитию коммуникативных навыков. Создаётся обстановка общей увлеченности и творчества.
Опись представленных материалов.
Проект «Зима. Зимние явления» это система работы по ознакомлению детей первой младшей группы с изменениями в природе с наступлением зимы.
Приложение к проекту.
Перспективное планирование с детьми первой младшей группы на неделю :
• Конспект занятия по разделу «Ребенок и окружающий мир» «Зима пришла»
• Конспект занятия по развитию речи «Снежинки»
• Конспект по разделу «чтение художественной литературы «Как по снегу, по метели…»
• Конспект занятия по рисованию «Падающий снег»
• Конспект занятия по лепке «Снег идет»
• Картотека прогулок
• «Кладовая зимних примет, пословиц и поговорок»
• «Шкатулка здоровья»
Принципы реализации проекта.
Принцип природ образности предполагает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, её ритмами, циклами.
Принцип проблематизации заключен в создании условий для постановки и решения проблем путем повышения активности, инициативы ребенка.
Принцип народности лежит в основе всего педагогического процесса, т. к. народная культура, весь её потенциал имеет огромное развивающее значение.
Принцип опоры на ведущую деятельность реализуются в органической связи игры с другими видами деятельности (художественное творчество, конструирование, музыка, театральные игры и т. д. ,которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивая возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействий, преобладание эмпатии в межличностных отношений
Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматреть различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращается к ранее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, любознательного отношения к природе и их изменениях.
Реализация проекта и его программно-методическое обеспечение.
Для реализации проекта был разработан тематический план «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с зимними изменениями в природе», составленный на основе «Программы» под ред. М. А. Васильевой и с использованием методической литературы.
Тематический план предназначен для расширения знаний детей и изменений в природе зимой, о зимних явлениях, о зимних развлечениях, пословицах, поговорках и формирование на этой основе экологического, нравственного и личностного отношения к природе.
Раздел тематического плана.
Реализация задач проходит через все виды деятельности детей, а работа организована с учетом приоритетных направлений деятельности МБДОУ. По каждому направлению определено конкретное содержание разделов работы с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста.
По направлению «Познавательно- речевое развитие» были выделены следующие основные виды деятельности:
• Рассматривание картины «Зима»
• Речевое упражнение «Снежинки»
• Чтение потешки «Как по снегу, по метели…»
• Пальчиковая гимнастика «Снежинки»
• Дыхательная гимнастика «Снегопад»
• Гимнастика для глаз «Далеко и близко снежинка»
• Беседа «Осторожно- зима»
• СРИ «Самосвал везет снег для горки»
• Пазлы «Времена года – зима»
• Театрализованная игра «Хлопья снежные кружат»
По направлению «Художественно-эстетического развития» выделяют следующие виды деятельности:
• Занятие по лепке «Снег идет»
• Занятие по рисованию «Падающий снег»
• Музыкальная игра «Музыкальный снег»
По направлению «Физическое воспитание» был выделен вид деятельности:
• Рассматривание картин «Зимние забавы и развлечения»
• Развлечение «Зимние забавы»
По каждому направлению разработаны и успешно реализуются конспекты.
Формы взаимодействия с детьми.
• Занятия
• Развлечения
• Игровая деятельность: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры
• Целевые прогулки
• Наблюдение
• Рассматривание альбомов, картин репродукций
• Опытно-экспериментальная деятельность
• Беседы
• Продуктивная деятельность
• Чтение потешек, поговорок, пословиц, примет.
Использование разнообразных методов и приемов:
-наглядные - игровые
-словесные - проблемные ситуации
-практичность - ситуационное общение
Работа с родителями.
• Консультация «Безопасность детей зимой»
• Папка- передвижка «Зима»
• Выставка совместных работ родителей с детьми «Мороз и солнце-день чудесный»
Мониторинг результативности работы.
При оценки эффективности проводимой работы учитывается сформированность следующих компонентов:
Мотивационного (сформированность положительного отношения к изучаемому материалу, желание активно познавать)
Когнитивного (наличие конкретных знаний и представлений)
Деятельностного (наличие определённых умений и навыков преимущественно в художественно-эстетической деятельности)
Для оценки мотивационного и когнитивного компонента используется такие методы, ка беседы, наблюдения.
Деятельностный определяется методом оценки рисунков и пластических форм.
Развивающая среда для реализации проекта.
• Уголок природы украшен плакатом «Зима», альбомы для рассматривания «Зимние явления» и «Зимние забавы и развлечения»
• На участке сделаны постройки («Прогони волка», «Собери снежки в корзину», катание на снежной горке) для обеспечения игровой деятельности детей и для наблюдений (кормушки для птиц, неживая природа).
Результативность.
Проект в семье. Нам удалось вызвать интерес родителей к детской деятельности в детском саду. Родители совместно с детьми участвовали в выставке «Мороз и солнце-день чудесный».
Проект для детей. Беседы с детьми, показали, что у них появился интерес к происходящим изменениям в природе. Этот интерес появился в детских рисунках, пластических поделках.
Проект для педагогов В результате реализации проекта воспитатели составили информационно-методическое обеспечение:
• Тематическое планирование
• Конспекты занятий
• Информационно-справочный материал
При разработки данного проекта воспитатель повысил свой профессиональный уровень:
• Хорошо знают программу по формированию элементарных экологических представлений
• Грамотно корректируют предметно развивающую среду, способствующую воспитанию
• Осуществляется деятельный подход в ознакомлении детей с окружающим миром
• Владеют операционно-технологическими методами и приемами.
Используемая литература:
1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия 1мл. группы детского сада. Издательство «Учитель» г. Воронеж-2003г.
2. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в 1мл. группы детского сада.
Издательство «Мозаика-синтез» М. -2010г.
3. Колдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Издательство «Мозаика-синтез» М. -2008г.
4. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильева Издательство «Мозаика-синтез» М. -2007г.
5. Хухлаева Г. В. Занятия по физической культуре с детьми 2-4 лет. Издательство «Просвещение» М. -1992г.
6. Янушко Е. А. Лепка с детьми раннего возраста. Издательство «Мозаиеа-синтез» М. -2005г.